Убит либеральный оппозиционер Борис Немцов. При раскрытии любого преступления следователи в первую очередь задаются вопросом «кому выгодно?». Понятно, что когда убивают оппозиционера, первым подозреваемым становится власть. Что же отвечает она по этому поводу?
Когда убили Политковскую, Путин разъяснил, что это убийство нанесло России больший урон, чем ее публикации, так как степень влияния Политковской на политическую жизнь в стране была крайне незначительной. А об убийстве Немцова пресс-секретарь Путина Песков сказал, что в политическом плане он не представлял какой-либо угрозы для Путина, поскольку, по сравнению с его рейтингом, Немцов был «чуть более, чем среднестатистический гражданин». Не было нам никакого резона их убивать – это наше алиби. Понятно?
Вслед за Путиным и Песковым этот аргумент на все лады повторяют и аналитики, и рядовые обыватели: невыгодно было их убивать, угрозы они не представляли. Вот, к примеру, Максим Шевченко: «Ну скажите, как это выгодно Путину? Ну хоть краешком смысла? Власти Немцов вообще не мешал никак. Для власти его смерть – проблема чудовищная и трудноразрешимая. Власть оправдываться не любит – а придется, пожалуй, если и не оправдываться, то объясняться хотя бы». Вот они и объясняются. Впрочем, ровно за неделю до убийства на московском «Антимайдане» кричали нечто прямо противоположное: угроза есть, и Майдана в Москве мы не допустим! И в самом деле, если угрозы нет, то зачем бы потребовалось свозить в столицу 50 тысяч человек из многих регионов?
Однако согласимся с алиби власти – угрозы не было, убивать невыгодно, следовательно, это сделал кто-то другой. Впрочем, чужая душа потемки, и поди пойми, что кому выгодно, а что нет. Можно многое потерять (например репутацию) в одной среде, но зато приумножить ее в другой. И вообще, как сказал герой «Записок из подполья» Достоевского, главная выгода человека в том, чтобы по собственной глупой воле пожить. Так что критерий невыгоды далеко не абсолютен. И еще простенький вопрос: а если бы политическая угроза со стороны Немцова исходила, то убить его было бы выгодно, то тогда бы убили? В ответ на этот вопрос поклонник Путина на миг цепенеет, а затем разражается невнятными обвинениями – как смеешь ты спрашивать ТАКОЕ про нашего родного президента! Что поделаешь, в это неудобное положение загнала фанатов Путина сама власть, ибо когда она обращается к обществу с аргументом «это не мы, потому что это нам невыгодно», она сама признает, что у нее нет моральных ограничителей. Слава богу, нашелся в прокремлевском «Взгляде» один обозреватель, который понял всю аморальность подобной аргументации и написал, что наши люди на такси в булочную… простите, наши спецслужбы такими делами принципиально не занимаются. Даже если б было выгодно, все равно никого бы и пальцем не тронули! Очевидно, по этой причине и не пускается в прокат фильм Бортко «Душа шпиона», потому что, как разъяснили режиссеру, он «разрушает образ разведчика, сложившийся в восприятии нашего зрителя». Поэтому будем исходить из презумпции невиновности власти как по соображениям целесообразности, так и по соображениям гуманности. Убивать политических оппонентов и невыгодно, и негуманно – точка.
Кому же тогда выгодно, хотя и негуманно? Это выгодно тем, кто, как заявил сразу после убийства первый заместитель председателя ЦК КПРФ Мельников, стремится «взбудоражить общественность внутри России и накалить антироссийские настроения за ее пределами». В общем, направление поиска задано верно, но нужно иметь в виду, что к этому стремятся многие и разные политические силы, и притом по разным мотивам. Здесь первое подозрение падает, конечно, на либеральную оппозицию и иноземные спецслужбы, включая украинские, – именно они и принесли Немцова в «сакральную жертву», о чем предупреждал Путин еще три года тому назад. Непосредственная цель либералов – увеличить численность своего марша, перенести его в центр Москвы и устроить там Майдан. По крайней мере, в этом уверял своих слушателей Кургинян накануне марша: «Всё. Они пойдут нужным им маршрутом. Придут в эту точку рядом с Кремлем, и там будет осуществляться, поверьте мне, очень качественное действо».
Но разве взбудоражить общественность и накалить антироссийские настроения стремятся только либералы и западные спецслужбы? Мне представляется, что прав Сергей Доренко, написавший в своем блоге: «С тревогой думаю о возможной пробе сил абсолютно новой убийственной силы, для которой Путин уже недостаточно патриотичен». Такая сила также может быть очень даже заинтересована в изоляции России, в превращении ее в осажденную со всех сторон крепость, внутри которой эти «новые патриоты» в лице в первую очередь силовиков смогут вытворять все что душе угодно. Непосредственная цель новых патриотов – спровоцировать на манер 6 мая, но только более жестко, московский Майдан и еще более жестко его подавить.
Посмотрим же, у кого из двух указанных интересантов имелось больше возможностей для реализации подобных сценариев. Убийство Немцова представляет собой настоящий спектакль в стиле классицизма, поставленный квалифицированным режиссером с соблюдением трех Аристотелевых единств – времени, места и действия. Для соблюдения этого единства необходимы определенные профессиональные навыки. Посмотрим, какие навыки требуются в данном конкретном случае. Действие (убийство) и время (накануне марша 1 марта) обеспечить относительно легко, это по силам всякому бандиту средней руки. А вот третье единство, единство места – на фоне Кремля, в зоне особого контроля Федеральной службы охраны – может обеспечить далеко не всякий. Если бы единство места с действием и временем было неважно, Немцова можно было подстеречь в подворотне, но здесь выбран очень сложный вариант, требующий, по мнению экспертов, тщательной координации и синхронизации участия многих людей с очень высокой подготовкой.
Улицы, набережные и мосты вокруг Кремля буквально нашпигованы всяческой аппаратурой слежения и полны незаметных «топтунов», то есть сотрудников ФСО в штатском. Муха не пролетит без того, чтобы по дороге был отсканирован ее генетический код и составлен фоторобот. Поэтому показанный по ТВ «сенсационный» видеоролик имеет невысокую оперативную ценность. Это запись с общедоступной веб-камеры, предназначенной для отслеживания автомобильных пробок. Между тем в непосредственной близости от места убийства установлено целых 12 профессиональных поворотных телекамер наблюдения. Однако, по сообщению газеты «Коммерсант», правда, без ссылки на источник, записи с них оказались либо не очень четкими, либо и вовсе отсутствовали, так как их отключили на время ремонтных работ (!). Не верю! И вообще, ни одному сообщению о ходе следствия верить нельзя, потому что соблюдение тайны следствия предполагает активную дезинформацию. Это касается и вбрасываемых в СМИ версий преступления.
Здесь понятно лишь одно. В принципе убить мог кто угодно и по каким угодно мотивам. Но кто бы ни убил Немцова, «крыша» и иммунитет от задержаний и лишних вопросов у него имелся. Это обстоятельство позволяет отсечь множество версий (коммерция, криминал, бытовуха). Не то чтобы обыкновенные бандиты или ревнивцы не решились бы стрелять под камеру – могли и решиться, будучи навеселе или ничего не зная о камерах и т.п. Но их бы сразу же поймали, потому что не найти их машину по горячим следам в такой обстановке просто невозможно. Французская полиция нашла убийц журналистов «Шарли Эбдо» менее чем за сутки, хотя стрельба была не напротив Елисейского дворца. Поэтому тот факт, что киллеры не были пойманы по горячим следам, свидетельствует о том, что либо ФСО, ФСБ и полиция работают непрофессионально, либо киллеры имели «крышу» и были уверены в своей безнаказанности. А это в свою очередь означает, что у западных и украинских спецслужб, у исламистов и ультранационалистов есть свои люди на Лубянке. Третьего не дано.
Впрочем, под факт непоимки уже подведена теоретическая база. Прокремлевский политолог Сергей Марков утверждает, что, поскольку это убийство наверняка организовано иностранными спецслужбами за пределами России, готовящими «цветную революцию» в России, найти настоящих организаторов наверняка не удастся, потому что это спецслужбы стран НАТО. Как говорится, подстелил соломки. Замечательно, пламенный привет СВР и ФСБ, не могущим найти агентов натовских спецслужб! Великий советский разведчик Ким Филби в свое время только тем и занимался, что искал и выявлял «настоящих организаторов». Но те времена давно прошли. Филби был английский аристократ и коммунист, сознательно посвятивший жизнь раскрытию антисоветской активности западных спецслужб. Теперь же в разведке и контрразведке тоже служат «аристократы», но совсем иного розлива.
Но дело, конечно, не только в этом. А в том, что либо киллеров не искали, либо их уже нашли (случайно) и тут же отпустили по чьему-либо указанию, либо настоящие организаторы пустили сыщиков по ложному следу. Разумеется, кого-нибудь в итоге найдут и предъявят публике живым или мертвым. Скорее – мертвым. Мол, оказал сопротивление и убит при задержании, это рутинная практика «органов».
Важно отметить, что траурный марш прошел без серьезных происшествий. Если бы цель убийства Немцова состояла в том, чтобы устроить (или спровоцировать) Майдан на Васильевском спуске, то такие попытки были бы предприняты во время шествия – в колонне имелись бы боевики или провокаторы. Но ни боевиков, ни провокаторов не обнаружено. Следовательно, «очень качественное действо» либо было в последний момент отменено, либо вовсе даже и не замышлялось. А если не замышлялось, то зачем же тогда убили Немцова?
Очевидно, цель была другая. Ведь что в итоге получается? Первое: спектакль поставлен так, чтобы указать на Кремль в качестве заказчика и исполнителя. Второе: власти и лично Путину это убийство, безусловно, невыгодно. И третье: убийство не могло быть совершено и прикрыто без помощи сверху. Вывод: либо Кремль не ведает, что творит, не просчитывает своих акций даже на один шаг вперед и действует саморазрушительно, либо в Кремле есть «крот», или, скорее, целая семья «кротов». Причем сразу не поймешь, то ли этот «крот» из числа «системных» либералов-космополитов, то ли из числа силовиков-патриотов.
Предназначен же этот спектакль одному-единственному зрителю: ты теперь наш заложник и повязан кровью! Как написал один проницательный патриотический блогер («Эль Мюрид»), «вряд ли Брат-Лидер не понимает таких раскладов. Потому, скорее всего, сейчас идет два расследования – одно официальное, второе – по Личному Указанию ищут заказчика среди «своих», чтобы понять, кто это так резво рвется на место Главного». Нужно найти того, кто сумел обеспечить «третье единство». Если найдут, то, наверное, из гуманных соображений посадят… в Совет Федерации. А вот если не найдут, то нас ждут весьма мрачные времена.
Александр ФРОЛОВ
Александр ФРОЛОВ