В современной России идейная путаница в головах давно уже считается выражением независимости политических воззрений, экономический хаос – свободной конкуренцией, а неразбериха в социальной сфере – саморегулируемым процессом. Однако самый явственный показатель этой сумятицы являет собой область культуры. При отсутствии хоть мало-мальски внятной культурной политики государства, при упразднении и осмеянии традиционных устоев и норм, определяющих нравственное равновесие в обществе, в России воцарилась настоящая разноголосая бестолковщина в оценки и понимании явлений культуры, способствующая возникновению весьма сомнительных ее форм.
12 апреля, точно к Пасхе, в российском интернете появилась видеозапись концертного выступления подростковой танцевальной студии «Кредо» из Оренбурга. На сцену местного Дома культуры «Молодежный» из-за кулис выходит артист в костюме медведя и направляется к пластиковой кадке с надписью «Мед». Под звуки жужжания пчел медведь в недоумении демонстрирует публике пустую кадку. Тотчас на сцене появляется десяток девчушек-подростков в полосатых мини-нарядах, едва прикрывающих их юные тела. Они вышагивают, нарочито зажигательно раскачивая бедрами на манер танцовщиц из ночных клубов. Под звуки громкой ритмичной музыки девушки начинают возбуждающе извиваться, падать и биться об пол животами, приседать, повернувшись к залу спинами и сотрясая ягодицами.
Этот номер – продукт местной самодеятельности, его назвали «Пчелки и Винни-Пух». А вот танец заграничный, называется тверк.
Тверк – новомодный танец под популярную музыку в сексуально-вызывающей манере, в основном предполагает энергичные движения бедрами, активные приседания и глубокие выпады. Фактически это явный танец стриптизерш, только исполняется без раздевания. Однако эротическая экспрессия и сладострастный посыл танцевальных движений однозначно связывает тверк со стриптизом. Иногда этот танец называют «бути-дэнс», что буквально переводится как «трясти попой». Тверк имеет африканские корни, но в последнее время прижился на Западе. Теперь, как видно, тверк добрался и до России.
Разумеется, сегодня наше общество никаким тверком уже не удивишь. Теперь танцуют под всякую музыку и во всяких нарядах, а порой и без музыки и даже без нарядов. Однако когда подобной хореографией начинают заниматься в детских коллективах, вопрос о пределах дозволенного приобретает особый смысл.
Невинное на первый взгляд шоу оренбургских «пчелок» спровоцировало громкий скандал. За три дня эту запись посмотрели более 4 миллионов зрителей, мнения которых разделились. Однако возмущенных критиков «пчелиного» тверка оказалось все-таки больше. При этом накал негодованию общественности придавало то обстоятельство, что эротический танец «пчелки» исполняли в явно фривольных костюмах, раскрашенных в цвета… георгиевских лент.
Как выясняется, тверк танцуют в России хоть и недавно, но отнюдь не впервой. Просто теперь это, так сказать, творчество масс попало в интернет. Не было бы записи – так и скандала, быть может, не случилось. А самое главное – ответственные лица об этом не узнали бы.
Однако теперь, после широкой огласки, чиновники всех уровней и рангов обратились в сторону возникшей проблемы.
Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов назвал танцевальный номер пошлым и оскорбительным. Кроме того, Астахов отметил, что если «на сцене Винни-Пух и пчелы, то создатель этого «номера» точно свинья Пятачок».
Следственный комитет Оренбургской области усмотрел в концертной программе студии «Кредо» признаки разврата. Представители ведомства возбудили проверку в отношении администрации ДК «Молодежный» и местного чиновничества от культуры на предмет выявления в их деятельности состава преступления по ч. 1 ст. 135 УК РФ (совершение развратных действий без применения насилия в отношении несовершеннолетних), что в случае установления вины тянет на срок до 10 лет.
Немедленно понеслась цепная реакция. Танцевальную студию «Кредо» спешно прикрыли – временно, до окончания разбирательств. Вместе с тем, словно очнувшись, городская администрация Оренбурга бросилась экстренно создавать межведомственную комиссию для проверки всех творческих объединений города, в первую очередь детско-юношеских.
Руководитель студии «Кредо» Виктория Яковенко искренне недоумевает: почему поднялся шум и за что теперь подвергают проверкам ее коллектив? Она уверяет экспертов и критиков, что дети сами рады учиться исполнять танцы наподобие скандального тверка, и даже объясняет причины такого юношеского рвения. Доводы педагога нужно приводить дословно, поскольку все комментарии блекнут перед этим откровенным признанием: «Не понимаю, что здесь такого! – удивляется наставник оренбургских «пчелок». – Девочки смотрят модные клипы – к примеру, какой-нибудь Бейонсе, и говорят родителям: «Я хочу также!» Те приводят их к нам, и мы начинаем заниматься с подростками… Я думаю, что если сами родители не против того, чем занимаются дети, то это все допустимо».
Как оказалось, родители девочек, исполнявших танец вульгарно-интимного характера, были согласны на участие своих детей в шоу «Пчелы и Винни-Пух». Они также солидарны с наставниками студии: а что здесь такого? Что естественно, дескать, то не безобразно. Да и к тому же это, мол, вроде культура.
Помнится, Максим Горький писал, что «культура есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей». Однако, похоже, в современной России эти темные инстинкты организованно высвобождаются, их выпускают на волю, как недобрых джинов из бутылки, как чертей из табакерки. И делают это часто не без помощи учреждений культуры.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ