
У отказников – свой парад
Два парада Красной армии вписаны в мировую историю: исполненный трагизма парад 1941-го и победный – 1945-го. Какому из них призван уподобиться парад предстоящий?
Первые в мировом рейтинге. До чего же это просто когда-то было – парад провести!
«Низкие, тяжелые облака, исхлестанные снегом флаги, сырые сугробы вдоль тротуаров, звон ветра в троллейбусных проводах и – внезапным контрастом – рев моторов, лязг металла, грохот артиллерийских колонн, грузный шаг пехоты – ряд в ряд, штык в штык, – читаю передовицу «Комсомолки», сверстанную сбоку от сталинской речи (имя автора под передовицами называть было не принято, но текст на 100% сходен со стилем отца, ее тогдашнего очеркиста. – А.К.). – Войска шли на запад. Как в былые годы, они заполнили улицы города, запрудили центр, и уже у площади Маяковского усталый милиционер осипшим голосом кричал водителям сквозь снежный вихрь: «Тут не проедешь: танки до самого Охотного! Давай в объезд. И москвичи, стоявшие на тротуарах, аплодировали: честное слово, приятно видеть материальное воплощение лаконичного слова «резервы»!
И Красная площадь – такая же, какой мы привыкли ее видеть в праздничные дни. Все так же шумны ее трибуны, все так же строги и четки недвижимые квадраты полков. Вот только кремлевские звезды одеты в зеленые защитные чехлы; ничего, придет время, и мы их снимем… Хотя линия фронта легла в Подмосковье, хотя вражеские аэродромы совсем рядом, войска выходят на парад, и Сталин вместе со своими соратниками поднимается на трибуну ленинского мавзолея, чтобы принять этот парад».
…Не найти, пожалуй, более яркой иллюстрации к родившемуся через полвека понятию «мягкая сила», чем это советское «небоевое действо». Дух советских людей этот «Парад Тревоги и Твердости» поднял в не меньшей, пожалуй, мере, чем год спустя весть об окружении армады Паулюса в Сталинграде. Речь Сталина с того парада соседствовала в газете с телеграммой Рузвельта о намерении поставлять оружие в СССР. После такого «небоевого действа» его намерение не могло не окрепнуть.
Организовать же парад было просто: «репетиции» не надобны (да и невозможны). Решение о нем принималось наверняка экспромтом.
…Второй в рейтинге знаменитейших парадов всех времен (антипод первого) состоялся на той же площади 24 июня 1945 года. Теперь без хлопот не обошлось! Надо было загодя создать сводные полки: лучших из лучших – по тысяче от десяти фронтов Великой Отечественной. Придирчиво отбирались 36 боевых знамен самых героических частей и соединений. Ничто не решали формально, вникали в любую мелочь. Даже саперов-кинологов с их овчарками включить в колонны не забыли! Но вот незадача: самую из них именитую, Джульбарса, на исходе войны ранило. Псу-то какая разница – быть на параде или нет? Но над организаторами довлел примат справедливости! И когда Сталину попалось на глаза в списке участников парада имя Джульбарс, К.К. Рокоссовскому пришлось объясняться (как именно, отобразил потом симферопольский литератор А. Васильев):
«Я списки проверял…Однако
Тут нет ошибки. Наконец…
Джульбарс – действительно, собака,
Бригады штурмовой боец:
Пес одолел такие дали…
И разыскал семь тысяч мин!
И даже награжден медалью.
Из всех собак такой – один:
Жаль только, на параде славном
Бедняге все же не пройти:
Открылись боевые раны,
Не одолеть и треть пути…»
Но Сталин хмурится. «Не дело…
Бросать героев не в чести…
Вот китель мой... Берите смело:
на нем – солдата пронести!»
…Это факт: Джульбарса нес через Красную площадь подполковник А. Мазовер (главный кинолог Международной федерации служебного собаководства). На сталинском кителе.
…Как на аптекарских весах, отмеряли справедливость, размышляя – вовлекать ли кого-то из иностранцев в лоно нашего «внутрисемейного» торжества? Видимо, не обошлось без споров, в коих англосаксы, французы не котировались. Как и румыны, болгары, словаки (в первые 3 года войны все они воевали на стороне немцев, лишь в 1944-м перебежав к нам). Поляки из эпигонов Пилсудского были еще худшими русофобами. Вожделевшие некогда стать подельниками Гитлера в его «дранг нах остен», «обиделись» на захват им Польши, учредили в Лондоне «правительство в изгнании» (но кипя злобой больше к русским, чем к немцам). Главное их лицедейство: поддакивание Геббельсу в его попытках свалить на СССР катынский расстрел польских офицеров (учиненный нацистами). Но Войско Польское (сформированное, обученное и вооруженное у нас) непричастно к этой провокации. Будучи крупнейшей воинской силой из сражавшихся вместе с Красной армией на Восточном фронте, оно за 1943–1945 гг. потеряло убитыми и ранеными почти 70 тысяч человек. Пять тысяч ее бойцов получило советские ордена. Вот и удостоились поляки чести пройти в колонне 1-го Белорусского фронта: по примату справедливости...
Без репетиций этот парад обойтись, конечно, не мог. И даже без «спецпошива» (парадную форму его участникам обеспечила московская фабрика «Большевичка»)…
Во всех деталях – от речи вождя на Красной площади в 1941-м и до штандартов врага, брошенных к подножию Мавзолея в 1945-м, два парада-«антипода» были шедеврами (не упущен был даже такой нюанс: воины, несшие штандарты, надели – «дабы не замараться» – перчатки)…
Но сколько хлопот и мороки – с попытками воссоздания парадов-«шедевров», перелить их животворную силу в наше нынешнее незавидное бытие! Не досадно ли: как «похоже» копируют Айвазовского или Шишкина ремесленники от живописи и сколь обезличенными, искаженными предстают парады-«шедевры» из рук нынешних ремесленников от пропаганды, культуры, политики.
Смысл «ремейка». Судя по информации, просочившейся в СМИ, организаторы предстоящего празднества не прочь сотворить нечто вроде «ремейка» Парада «№2». Похвально, на первый взгляд. Однако по фактическому состоянию дел (геополитической ситуации в мире, настроениям россиян, дистанции армад потенциального агрессора от нашей столицы) мы сейчас ближе не к радостному 1945-му, а к «Параду Тревоги и Твердости» 1941-го. «Но не шастают же сегодня натовские коммандос под Калугой или Тулой!» – возразит читатель. Да, здесь их не заприметили, но они шастают в Киеве (который гитлеровские войска взяли 19 сентября 1941-го), в Харькове (захваченном ими 24 октября). Рубиновые звезды закрывать в чехлы рановато, и это – одно из немногих наших преимуществ в сравнении с 1941 годом.
«Отказники», «полуотказники», «кукиши в карманах». Подобно половодью сексуального извращенчества, залившему в последние год-два культуру, нравы, Церковь Старого Света, там зародились (под воздействием близящегося 70-летия Победы СССР над фашизмом) уродливые «антимиры» ненависти к России, СССР, к полководцу Победы Сталину.
Кто бы предвидел, что ряд закордонных вельмож, позванных Россией на юбилей Победы, используют факт выказанного им уважения, дабы их (и Россию, и Победу)… побольней унизить? «Литва, Латвия и Эстония, как стайка разгневанных воробьев, отказались прибыть в Москву на празднование 70-летия Дня Победы. Комплекс исторической неполноценности вконец заел их. «Вы зовете, а мы не приедем! Вот вам!» – съязвил Э. Лимонов по адресу первых «отказников». В той же компании, говоря языком орнитологов, – сороки, вороны, гриф (Грузия, Болгария, Австрия, Польша, Канада, Франция, Англия, Япония, США...).
…Ф. Фукуяма, возвестивший на исходе ХХ века «конец истории», от этой чуши под воздействием мирового кризиса отрекся. Зато вознеслась над миром новая чушь: «отмененными» оказались этикет, правила международного общения. Застрельщики этого – НАТО и (по сталинской формулировке из 1946 г.) «англоговорящие державы».
Уж на что был «крут» Черчилль, но даже в свою фултонскую речь, понятую во всем мире как акт объявления холодной войны Советскому Союзу, все же сделал оговорку: «Я восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим военным товарищем маршалом Сталиным». Нынешний его наследник «миндальничать с русскими» не намерен: помните, как в Нормандии год назад Кэмерон набычился перед Путиным, не желая подавать руку...
В «бородатом» анекдоте суть дип-этикета раскрыта через шутливое сопоставление дипломата и девушки: «нет», ею сказанное, означает «может быть», ответ «может быть» означает «да» (если же сказала «да» – значит, она не девушка). В устах дипломата «да» означает «может быть», а если изрек «нет» – значит, он не дипломат. Не плачет ли по дипломатам Красная книга (как по вымирающему подвиду homo sapiens)?
В связи с нашим предстоящим парадом слово «НЕТ» засорило мировые СМИ, обретая новые, неведомые классической дипломатии свойства. Например, «отказник» заявляет: «В Москву на праздник – да, поеду, а девятого там – НЕТ, не буду». Таков «полуотказник» – президент Чехии. Предстал сперва этаким «крепким орешком» (посол США Шапиро намекнул ему, что в Москву девятого летать нельзя, так он для вида осерчал – «Как смеете!». Потом дал знать: в Москву все-таки слетает, а вот на парад – НЕТ, не пойдет, мол, у него на тот час назначена встреча с соседом, премьером Словакии. Не рискует ли? Вдруг Шапиро заподозрит, что следил за парадом сквозь щелку в шторах?
«Страдания» президента Земана (лидера чешских социал-демократов, карьеру начинавшего в Компартии) россияне восприняли благодушно, словно отрывки из «Похождений Швейка». Куда злее отнеслись к «полуотказнице» А. Меркель. «Было бы очень уместным, если бы у Путина нашлось неотложное дело на 10 мая где-нибудь на Байкале. Пусть Меркелиха ОДНА придет у всех на виду!!!» – так реагировал на ее решение игнорировать 9 мая форумчанин с замысловатым псевдонимом «hjckfdkm». – Это неуважение к нашим народам и косвенное подтверждение своей связи с фашизмом». «Нечего этой дамочке у нас здесь делать ни 9-го, а тем более 10-го», – вторит ему некто Г. Болдырев. «Они 70 лет мечтали именно об этом – снять с России лавровый венок страны-победительницы, а с себя – фиговый листок», – считает Maria Baronоva. «В начале апреля прошлого года, слушая выступление Меркель, я возмутился ее желанием восстановить кладбища эсэсовцев, погибших в ВОВ. Дрожащим голосом, стараясь не захлебнуться в потоке чувств, говорила, что внуки тех погибших (оккупантов, эсэсовцев) желают приехать на Украину и поклониться их праху, т.к. те для них ГЕРОИ!!!» – негодует А. Григорьев.
Рубежи истины. К канцлеру ФРГ наш Рунет занял жесткую позицию потому, видимо, что ее чаще других цитируют СМИ (хотя она не самая хищная в «птичьем хоре» под дирижерством державы с гербом в виде орлана. Кстати, статью по поводу социологического опроса о нашем отношении к предстоящему празднику «Известия» озаглавили: «Россиян не огорчит отсутствие Обамы на параде 9 Мая». В действительности не просто «не огорчает», но вызвали бурю негодования в адрес США и их президента:
«Европа ждала, когда фашисты убьют Советский Союз. Все отметились в европейской солидарности с Гитлером. Захватывали куски и кусочки нашей территории, попутно грабя и убивая советских людей. Эти веселые ребята загрустили, когда Красная Армия пошла в наступление и побила морду захватчикам. Заскулили, побежали и вошли в антифашистскую коалицию». «Вот мне, например, абсолютно фиолетово, приедет Обама или нет. Меня больше огорчит, если не все ветераны, приехавшие в Москву, попадут на Красную площадь. Пусть места, отведенные для иностранных гостей, отдадут ветеранам, а все эти послы и посланники, пусть сидят у себя в посольствах и смотрят парад Победы по телевизору. Прогибаться перед теми, кого мой дед громил 70 лет назад, я лично не намерен».
«Нам не хватало еще, чтобы этот упырь жвачку свою вонючую жевал на Мавзолее в такой день, а потом куда-нибудь ее прилепил».
Иначе позиция россиян предстала в отчете ВЦИОМа: то ли он ставить вопросы не мастер, то ли его «респонденты» (1600 человек из 132 населенных пунктов) были, как на подбор, туповаты, но срез мнений получился, мягко выражаясь, неадекватным.
На вопрос, осведомлен ли он («респондент»), что часть зарубежных лидеров отказалась ехать 9 мая в Москву, «впервые слышу» ответило… аж 40% из 1600 человек. Возможно ли такое в наше время информационных технологий и феномена Русской весны с сопутствующей ему активизацией патриотических сил? (По словам З. Прилепина, оглашенным в портале «Русская весна», на Донбассе произошло то, о чем он мечтал четверть века, – «реанимация российской государственности в самой удивительной и многообещающей для меня форме»). Как набиралась «респондентская команда» в 132 населенных пунктах? Не из мэров ли?
Касательно целей предстоящего парада один из предложенных ВЦИОМом вариантов ответа гласил: «Чтобы продемонстрировать военную мощь страны». Этот вариант приняло 12%. «5 лет назад таких было 18%, – констатирует гендиректор. – Версия, что у нас резко вырос милитаризм и что все мы хотим показать кузькину мать, не подтверждается... Всплеск милитаризма мы не фиксируем. Те, кто об этом говорят, выдают желаемое за действительное». Гендиректор доволен, а следовало бы (если бы своим опросам верил) тревогу бить! Ведь фронт противостояния с НАТО и укрофашистской нечистью – уже на той линии, куда блиц-криг «Барбароссы» докатился в октябре 1941-го…
Сомнения будит и реакция «респондентов» на вопрос «Для кого в первую очередь организуется предстоящий парад»: «для молодежи» – якобы сочло 30%, «для ветеранов» (46%). Но ветераны-то свой долг исполнили! Блистательно, 70 лет назад! Внимание к ним в юбилейные дни, как и их помощь Родине (духовная, моральная, идейная) крайне нужны и важны. Что же касается танков-пушек-самолетов, что появятся девятого по ходу «небоевого действа – 2015», – им надлежит внимать, прежде всего, молодым – как внимали ветераны в пору их молодости.
В заключение хотелось бы отметить: в пылу полемики с очернителями истории, с «отказниками» и «полуотказниками» мы зря злоупотребляем увещеваниями типа: «Вы забываете, что Красная армия спасла Европу от фашизма!» Или: «Вы недооцениваете угрозу реставрации фашизма!» Но у тех, кому эти (на 100% верные) попреки адресуются, мозги подчас устроены своеобразно. Возьмите датчанина Расмуссена, недавно возглавлявшего НАТО. 9 апреля 1940 г., когда в Данию вторглись войска вермахта, ее сопротивление длилось один час, по истечении коего датчане капитулировали. Естественно, их экономика была полностью перенастроена на нужды Третьего рейха (а конкретно – на обслуживание плана «Барбаросса»). В мае 1942 г. на Восточный фронт отправился «воевать с большевизмом» датский добровольческий корпус. Остатки датчан-эсэсовцев сдались нашим войскам 2 мая 1945 г. в Берлине.
«Военная биография» европейских стран (исключая Англию и отчасти Польшу) аналогична, Гитлеру они не просто не сопротивлялись, но активно содействовали его агрессии и зверствам на советской земле. Германский фашизм – плод их псевдолиберальной цивилизации. 9 Мая – действительно не их праздник.
Андрей КРУШИНСКИЙ
Андрей КРУШИНСКИЙ