В ясный по погоде, настроению, ликующему звучанию день 9 мая прошел от площади Маяковского, от такого гордого памятника поэту Революции, мимо прислушивающегося к великим песням гения Пушкина, припечатавшего на века клеветников России, и справа от увиденного по-новому памятника маршалу Победы Жукову до Красной площади. А почему по-новому взглянул? Вдруг ударило в сознание, что Слава Клыков, выслушавший немало критики по поводу скульптуры, так и задумал прозорливо: маршал немного осадил коня и будто осеняет, сдерживая жестом руки, бессчетное людское море победителей, их благодарных потомков и праздных зевак. Сколько их было? По разным оценкам – от 300 до 500 тысяч. Цифра уже не принципиальна – это была величественная людская река! Царила подобающая празднику советская символика – красные знамена, Звезды Героев, ордена СССР – всё, чего и в помине нет на официальной эмблеме (или изоподмене?) Победы – любимый правительством и СМИ голубой фон, какой-то распластанный, как ненадеванная портянка, голубь, безликая надпись – «Победе 70 лет»… Кто и где эту оскорбительную халтуру утверждал? Порошенко и Рада в Киеве, запретившие советскую символику? Сколько гривен с изображением русского князя Ярослава заплатили?
По медленной дороге видел счастливых, одухотворенных людей – женщин и детей (ребятишек, что радостно!) было, пожалуй, больше, чем мужиков. Слышал возвышенные, а не пошлые, как в ТВ-сериалах, разговоры, сдержанные воспоминания, хныканье уставших малышей, восторженные крики «Ура!», подпевание славным песня, лившимся из динамиков. Одно огорчало: ни единой новой – не прозвучало, а ведь не стихающая ныне песня «Этот день Победы» была написана поэтом-фронтовиком, защитником Москвы Владимиром Харитоновым и молодым композитором Давидом Тухмановым по заказу радио и участвовала в конкурсе Союза композиторов СССР, который проводился к 30-летию Победы. А что же к 70-летию создали?! Или все было убито вместе с гибелью Державы, или не ищут, в эфир не пускают? Шла рядом седая интеллигентка с огромным красным знаменем и рассказывала молодым, что оно опалено танковым огнем осени 1993 года… Соседка справа увидела портрет моего брата-Героя на транспаранте и на майке, удивилась: «О, братьев мало – всё отцы и деды. И как похож…» На Красной площади встретил Машу Аввакумову с портретом отца.
Трудно передать охватившее чувство, пришел домой, поместил в Фейсбуке альбом и вздох: «Шествие «Бессмертный полк». Какая силища – народный порыв. Что ж мы великое государство Победы не защитили?..» Первой откликнулась Марина Саввиных – редактор красноярского журнала «Ночь и день»: «От неожиданности, Александр... Сгруппироваться не успели». Ну теперь-то хоть сгруппировались, поняли?.. И тут же прочитал замечательное стихотворение Людмилы Щипахиной, из-за которого и написал по горячим следам в газету. Считаю, что этот талантливый Люсин отклик должно прочитать как можно большее количество людей, чтобы понять нашу силу, нашу надежду на единую семью единоверцев, нашу, увы, горькую убежденность, что, несмотря на пышный официоз, именно такие стихи и новые патриотические песни не допускаются до эфира!
Людмила ЩИПАХИНА
Бессмертный полк
Души родных солдат –
В вечных безднах эфира...
Этот пронзительный взгляд
Светлых Ангелов мира!
Подняты в небеса,
Скорбные от разлуки,
Наших родных глаза.
Наших любимых руки...
Страшен войны урок.
Если беда нависает,
Этот «Бессмертный полк»
Нас и теперь спасает...
Прошлым своим – горды.
А родословная – вечна.
Грозны эти ряды!
Численность – бесконечна.
Будем всегда и впредь
Связаны пуповиной.
Это – сильней, чем смерть,
Чувство семьи единой !
Вот что должно звучать по ТВ после репортажей о визите подавленной и растерянной Ангелы Меркель. Чувствуется, как на нее давила неимоверная сила нашей памяти и славы, отраженная в московской синеве!
Александр БОБРОВ