День Победы 9 мая 2015 года выявил факт огромной значимости: в общественную жизнь России после некоторого исторического провала вновь вернулась политика. Речь, конечно, об общероссийской и международной акции «Бессмертный полк», затмившей собой даже московский парад Победы. Ключевое значение акции в том, что она явилась демонстрацией самой главной в истории силы – не вооруженной мощи государства, а социальной энергии народа.
Организаторы утверждают, что в России в акции участвовали 12 миллионов человек, в том числе в Москве – полмиллиона. Ни один из подобных отчетов, понятно, не обходится без преувеличений, но даже если отчетная цифра завышена, то все равно миллионы участников выводят «Бессмертный полк» на уровень большой политики. Ибо, как говорил Ленин, политика начинается не там, где тысячи, а там, где миллионы, – там только начинается серьезная политика. Меньше в политике не считается, меньше политика отбрасывает как величину, не имеющую никакого значения.
Таким образом, широко распространенное мнение о будто бы безвозвратной утрате нашим народом пассионарности и солидарности опровергнуто общественной практикой. Выяснилось, что закон сохранения энергии универсален не только для физической, но и для социальной энергии. Последняя никуда не делась, она могла спать и постепенно накапливаться в каких-то социальных «пазухах», но рано или поздно должна была выплеснуться наружу. И то, что этот выплеск оказался связанным с Отечественной войной и возросшей военной угрозой, вполне понятно. Россию разбудили именно события на Украине и в Крыму, западные санкции и усиление международной напряженности. Дальнейший вопрос в том – в какое русло направится разбуженная народная энергия.
Сама идея выходить 9 мая с портретами родственников – участников войны родилась в Тюмени, а название «Бессмертный полк» было предложено три года назад журналистами томского телеканала ТВ2. Они же активно пропагандировали ее в эфире и в 2012 году подали уведомление на полуторатысячное шествие. Мэрия Томска выделила площадку на 500 человек. В итоге вышло шесть тысяч томичей. Для семисоттысячной Томской агломерации это очень много. И не только много, а еще и опасно… для авторов идеи и организаторов. Ибо любая идея, выдвинутая не по команде начальства, по минимуму подозрительна, а по максимуму – вредоносна. И правда, стоит ли ждать добра от акций, на которые граждане ходят не принудительно и не за деньги, а добровольно? Весь политический опыт правящего режима говорит ему, что чревато «ждать милостей от природы». В конце концов ТВ2 попал в опалу и в начале этого года был отрезан от эфира, продолжая вещание только в интернете.
Изначально акция была задумана как сугубо аполитичная гражданская альтернатива казенно-патриотической политизации Дня Победы. По сути, граждан звали отвлечься от социально-политического содержания Великой Отечественной войны, сосредоточиться исключительно на ее личном, семейном аспекте и отсечь все остальное, без чего ни один народ никогда не одерживал победы. Разумеется, это либо либеральное лукавство, либо наивность, поскольку деполитизация – тоже политика.
Забвение политического контекста войны, забвение ее советских и социалистических символов и лидеров – эта цель вполне органично вписалась в общую идеологическую линию правящего режима. В Кремле поняли, что в данном случае им будет полезно отсечь личное от общественного. А когда отсечение произойдет, можно будет подменить суть Победы чем угодно – ну, например, иконой, якобы облетевшей Москву на самолете, подобно недавним облетам горящих степей Забайкалья. Драпировка Мавзолея здесь только начало.
(Кстати, председатель Международного Союза советских офицеров генерал Евгений Копышев получил-таки ответ из Администрации президента на свое обращение по этому вопросу. В нем сообщается, что вопрос неоднократно поднимался в обращениях граждан и обсуждался на заседаниях оргкомитета. В результате было решено «не менять утвержденную ранее концепцию художественного оформления Красной площади… При этом учитывалась информация специалистов о необходимости продолжения масштабных научно-реставрационных и ремонтно-восстановительных работ на Мавзолее Ленина с целью его дальнейшего использования и приведения в соответствие с первоначальным замыслом архитектора Щусева А.В.». Вот оно, оказывается, как! Очевидно, «замысел Щусева» заключался в том, чтобы драпировать Мавзолей на время парадов).
Однако не все так гладко. Дело в том, что либеральный принцип приоритета персональных интересов перед государственными не вполне вписывается в программу путинского правления, исходящую из прямо противоположного принципа тотального госконтроля. Следовательно, нужно было попробовать сделать гибрид. Для пробы шествие возглавил сам Путин. Поэтому в голову колонны пускали со стороны центра Москвы только по специальным приглашениям. Эти приглашенные и несли сотни однотипных, выделанных фабричным способом плакатов, которые были сданы (или, как утверждают раздраженные либералы, выброшены?) после окончания акции. И все же подавляющее большинство людей по всей России пришло вполне добровольно, по зову сердца. А в итоге личное превратилось в общественное, вылилось в многомиллионную акцию, то есть опять же в политику. Произошло взаимопревращение противоположностей – диалектика, ничего не поделаешь!
На данном этапе политика народной массы приняла, так сказать, «поминально-обрядовый» характер. Как с досадой выразился один патриотический публицист, «страна не думает о грядущем, она уходит в грезы о прошлом. Ее голова повернута назад». Однако без прошлого нет будущего, оно образует его фундамент, без которого ничего толком не построишь. Пока же остается совершенно неясным, фундамент какого именно будущего закладывает «Бессмертный полк». Во всяком случае, перечитав десятки восторженных комментариев к событию, я ничего не обнаружил на этот счет. Только одна фраза обратила на себя внимание: «Теперь нам можно всё!» Но что именно «всё»? Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…
Воюя с фашистской Германией, Советский Союз тоже опирался на историческую традицию, но ясно представлял себе и будущее. Связь времен была четко проведена Сталиным в речи на параде 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»
Сегодня же явно связь времен порвалась, или, выражаясь языком социологии, наступил кризис общественного целеполагания. Поэтому для характеристики современной идейно-политической ситуации больше подходят слова Маркса о том, что буржуазные революции нуждались в воспоминаниях о всемирно-исторических событиях, чтобы обмануть себя насчет своего собственного содержания. Идеалы и художественные формы прошлого были необходимы «гладиаторам буржуазного общества» для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы. И уж тем более в такой идеологической драпировке нуждаются буржуазные реставрации. Но если все восточноевропейские реставрации вдохновлялись досоветскими идеалами и символами (на Украине – бандеровскими), то российский правящий режим оказался здесь первопроходцем – он приспосабливает Победу для своих целей, не имеющих ничего общего с идеалами Победы. Наследники Победы, наследники советских воинов должны, по замыслу кремлевских политтехнологов, превратиться в гладиаторов реставрации. Этот «секрет» остается пока недоступным массовому сознанию. Вопрос в том, как скоро и каким образом наступит его прояснение.
Александр ФРОЛОВ
Александр ФРОЛОВ