Светлая память легендарного комбрига Алексея Борисовича Мозгового. Всего за несколько месяцев он создал крепкую, успешную механизированную бригаду «Призрак». После гибели Мозгового 23 мая бригада носит имя своего бессмертного лидера.
Бригада народного ополчения «Призрак» начала формироваться сразу после первых авиаударов, нанесенных штурмовиком украинских ВВС 2 июня 2014 года по центру Луганска. 80-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты попали в здание Луганской администрации, в автостоянку, сквер. Одномоментно погибли 8 человек – трое мужчин и пять женщин, 30 человек были ранены. Так Порошенко продемонстрировал «мирную политику» на территории ЛНР.
В годовщину атаки укроагрессоров на Луганск в городе прошел многотысячный митинг, горожане вышли в центр города с портретами погибших, был открыт памятник жертвам авианалета.
А бойцы «Призрака» в эти дни вспоминали своего комбрига. Прошло более 9 дней, а никому не хочется верить, что его больше нет рядом. Машина Мозгового, в которой вместе с ним находились еще 4 человека – охрана и пресс-секретарь, была расстреляна 23 мая 2015 г. около 6 часов вечера на трассе Перевальск–Луганск. Погибли все.
Потом, в Алчевске, где базируется «Призрак», были многолюдные похороны. По словам Станислава Ретинского, (мининформации ДНР), весь город провожал Алексея Борисовича в последний путь под проливным дождем. Лило на протяжении всей церемонии прощания, всего шествия до городского кладбища, где и похоронили комбрига. В таких случаях говорят: небо плакало.
Желающих проститься пришло очень много. Мозговой был добр к людям, открыт, неподкупен. Он не только защищал свой народ, но и отзывался на человеческую беду, помогал нуждающимся. «Он был близок нам по взглядам, был противником олигархии», – подчеркивала руководитель местной ячейки Компартии. «Мы часто обращались к нему за помощью, – вспоминала директор детского сада. – Алексей Борисович делился последним, отдавал детям гуманитарку, что выделялась на бригаду». С искренним уважением говорили о Мозговом местные жители. Они чувствовали настоящую защиту с его стороны, со стороны его бригады. «Призраку» приходилось сражаться не только с внешним врагом, но и с местным криминалитетом. Мозговой добивался порядка в городе, криминал его боялся, а горожане полагались на него.
У Мозгового были теплые отношения с казаками. Проститься с комбригом приехал лидер казаков Павел Дремов. Он из подразделения Бэтмена, которого тоже не стало. Почести отдавали Мозговому ополченцы из других частей. Казалось, что его смерть объединила разрозненные отряды ЛНР. Мечтой Мозгового как раз и были единая Новороссия, в которую войдут ЛНР и ДНР, единая армия, сплоченные народы Донбасса, государство социальной справедливости. Сохранит ли «Призрак» идеи своего командира?
На похоронах бригада решила взять имя своего лидера. Но и дела должны соответствовать героическому имени.
– Идеи Новороссии, социальной справедливости, народовластия – с нами. Верю, что Новороссия будет, – заявляет Евгений Валленберг, командир политотдела, соратник Мозгового. – Насчет идейных принципов, комбриг нам оставил большое наследство. Они будут развиваться и, надеюсь, воплощаться. В бригаде нашей остались только достойные, у кого мотивы быть в «Призраке» более глубинные, чем просто военная служба. У нас нет оплаты. Все на добровольной основе.
Валленберг называет ближайшие задачи: сохранить и укрепить бригаду; побеждать на фронте; определить механизмы выполнения идей народовластия, социальной справедливости.
– Мы можем идти на компромиссы. Но делать это надо как Мозговой – не должны подвести бригаду, – вспоминает наставления комбрига Валленберг.
Он разделяет мнение Мозгового, что в Новороссии можно создать ту экономическую модель, о которой сегодня мечтает Донбасс: предприятия – в государственной собственности, а результаты труда людей – в управлении тружеников.
А. Мозговой учил бойцов бригады не полагаться на гуманитарную помощь, обеспечивать себя самим. Повторял: «Мы благодарны братьям за гуманитарную помощь. Но вечно сидеть на помощи – это тупик. Бригада должна себя обеспечивать, выращивала свою продукцию, и чтобы это была государственная собственность».
У Мозгового были начинания по созданию предприятий. Но он не успел все осуществить. Продолжить его дело обязана бригада. Но кто займет командирский мостик? – Думаю, у нас не будет явного лидера. Алексей Борисович был харизматичным человеком. Заменить его непросто. Но имя Мозгового, его дела будут сплачивать людей, – убежден Валленберг.
Сегодня первыми лицами «Призрака» стали: Алексей Марков – комиссар, в его компетенции экономические вопросы, обязанности комбрига исполняет Юрий Шевченко.
А человек из охраны А. Мозгового, позывной Скоп, не может понять, как в глубокий тыл подконтрольный ополчению, попали вражеские диверсанты, расстрелявшие Мозгового и его людей. Он размышляет, возвращаясь к деталям случившейся трагедии, и официальная версия о нападении диверсионной группы кажется все менее вероятной.
– Я не раз ездил по этой трассе от Луганска до Алчевска, – рассуждает Скоп. – Ни одна диверсионная группа туда не зайдет. Я был там, когда случилось предыдущее покушение. Перед этим министр обороны ЛНР предупредил Мозгового: я тебя убью. Тогда получилась осечка. Теперь – расстреляли из танкового крупнокалиберного пулемета. Это мощный агрегат, как минимум килограммов 20. Тащить на себе его очень трудно. Как и кто мог его протащить в наш тыл? Так же и Бэтмена расстреляли. Очень похоже на расправу с неугодными людьми.
Обстановка в республике сложилась нездоровая. Много людей гибнет из-за того, что не могут поделить власть.
– Гумконвои идут один за одним, а дети умирают с голоду… – возмущается Скоп. – Российские продукты, медикаменты, подгузники, стройматериалы для восстановления пробоин в домах вдруг оказываются на рынках. Приезжал председатель движения ветеранов России, он все это видел, снимал. А потом сказал: это же мародерство. А Мозговой все называл как есть: это преступление. Разоблачал, называл имена. Его приглашали присоединиться к армии ЛНР, но он не согласился. На сговор не шел.
«Призрак» – бригада честных добровольцев-патриотов. Мозговой берег своих бойцов. Так планировал боевые операции, чтобы потерь не было. Бригада участвовала в освобождении Дебальцева. Бои были тяжелыми. А потери – небольшие. С другими подразделениями даже сравнивать нечего.
– Мозговой был умным командиром, отличным военачальником. С такими армия Донбасса давно бы победила укронацистов, – считает Скоп. – Но не все лидеры такие. В верхах ЛНР не все ладно. Делят власть, хотя делить пока нечего. Если бы освободили весь Донбасс – тогда куда ни шло. А то освободили маленькую территорию и разрывают ее на клочки. Страдают от этого простые мирные люди. В ЛНР нужно установить правопорядок. Без этого успеха не будет. Многое зависит от России. Все пути и нити ведут в Москву. В большой нашей столице нужно создать координационный комитет. И чтобы в нем были честные люди. Тогда Донбасс воспрянет, придут народные комбриги и будут побеждать. А наш «Призрак» имени Мозгового будет всем примером.
Галина ПЛАТОВА
Галина ПЛАТОВА