По предварительными данным, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) по количеству голосов занимает первое место. Однако победой это назвать нельзя, так ПСР потеряла абсолютное большинство в парламенте.
Теперь партии Эрдогана придется искать партнера для создании коалиции, а самому президенту будет весьма затруднительно провести через парламент новую конституцию, изменяющую форму правления в стране с парламентской на президентскую. Пункт о разработке новой конституции был внесен в предвыборную программу ПСР.
После подсчета 100% бюллетеней правящая партия получила 40,8% голосов избирателей и 256 мест в парламенте. Левоцентристская Народно-демократическая партия получила 25,2% голосов и 133 кресла, националистическая Партия национального движения (ПНД) – 16,5% и 83 места в парламенте, прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) – 12,9% и 78 соответственно. Явка была традиционно высока для Турции и составила 84%.
Правящая партия набрала 41,2% голосов избирателей в Анкаре и 40,8% – в Стамбуле. Второе место в крупнейших городах Турции занимает НРП с показателями 29,5% и 29,4% соответственно. За националистов в Анкаре проголосовало 18,0%, а в Стамбуле – 11,1% избирателей. НДП набрала 5,2% в Анкаре и 12,4% – в Стамбуле.
В целом по Турции за ПСР отдали свои голоса большинство из 81 турецкой провинции. Исключением стали юго-восточные провинции, где сильны позиции НДП. В неофициальной курдской столице Турции Диярбакыре НДП получила 78,7% голосов, а ПСР – 14,2%. В провинциях на юго-западном побережье страны и провинциях Эскишехир, Зонгулдак и Мерсин избиратели традиционно проголосовали за НРП.
Впервые с 2002 года, когда ПСР пришла к власти, ей придется создавать коалиционное правительство. С учетом острого антагонизма между ПСР и НРП, НДП, ее коалицию с этими партиями эксперты считают практически невозможной. Так что единственный возможный партнер – это националисты из ПНД, которые показали на выборах неожиданно высокий результат. Однако могут помешать амбиции президента Турции Тайипа Эрдогана, который формально не возглавляя ПСР после победы на президентских выборах в августе прошлого года, остается ее фактическим лидером, и все успехи или неудачи партии ассоциируются именно с ним.
Коалиция между оппозиционными партиями из-за их диаметрально противоположных позиций по ключевым вопросам внутренней политики кажется маловероятной. Но даже если коалицию удастся создать, жизнеспособность и прочность ее вызывает большие сомнения. В таком случае не исключен и роспуск парламента.
Тем временем премьер и формальный лидер Партии справедливости и развития Ахмет Давутоглу призвал парламентские партии создать новую конституцию: «Мы против закулисных игр и призываем коллег из других партий к совместной разработке новой конституции», – заявил Давутоглу, выступая перед своими сторонниками на митинге в Анкаре. Он добавил, что оппозиционные партии не смогли выставить своих кандидатов в десятках провинциях страны, поэтому не имеют права объявлять себя победителями на выборах.