В целом, если смотреть глобально, мы не можем быть довольными результатами прошедших выборов.
Аналитики, которые рассуждают о том, что КПРФ сохраняет второе место в партийно-политической системе, которые говорят, что мы конкурентно выступили на губернаторских выборах, – конечно, правы, но не понимают главного. КПРФ идет на выборы не за вторыми местами, а за победами, за реализацией своей программы. А эти победы власть делает невозможными в условиях тотальной демобилизации избирателей. Необходимость вести агитационную работу в разгар лета, проведение выборов в середине сентября, отсутствие заметных и интересных для людей дебатов привели к провально низкой явке, в результате чего мы недосчитались многих своих избирателей.
Одновременно власть сделала всё возможное, чтобы увести внутренние проблемы из поля общественной дискуссии, полностью выдавив эту повестку обсуждениями международных событий. Поэтому говорить о том, что мы чем-то сильно довольны, нельзя. Тем более что региональный административный ресурс продолжал бесчинствовать, оказывая даже силовое давление на кандидатов, наблюдателей и сторонников партии. Были и угрозы, и прокалывание шин, и грубые удаления с избирательных участков. Шума вокруг нарушений было действительно меньше, но шумят прежде всего цифры.
Процент голосовавших на дому и вне участков на выборах депутатов законодательных собраний варьируется от 10% до 28%, на губернаторских выборах от 6% до 21%. Самыми «черными» регионами в этом плане являются Магаданская область (28%), Республика Коми (22%), Воронежская и Рязанская области (около 20%), где были выборы региональных парламентов. А также Республика Марий Эл (21%) и Ленинградская область (19%), Краснодарский край (16%) на выборах губернаторов и, кстати, 20% (!) на выборах в гордуму Краснодара. Причем, чем этот процент выше, тем больше наши потери, взаимосвязь прямая. Совершенно очевидно, что в условиях финансово-экономического кризиса, резкого ухудшения социально-экономического положения граждан региональные власти не только не снизили использование этих черных технологий, но, напротив, для страховки усилили и «пережали» с их использованием.
В то же время, мы, безусловно, гордимся, какую стойкость и бойцовские качества удалось продемонстрировать и в целом по стране, и в конкретных баталиях. Из двадцати губернаторских кампаний практически везде наши кандидаты заняли вторые места, а в четырех субъектах получили от 20% до почти 40%. В Сахалинской области (20,3%), в Омской области (28,2%), в Республике Марий Эл (32,4%), в Иркутской области (37%). С учетом той политической системы, которая выстроена в России, это действительно очень сильный результат, ни одна другая партия не смогла оказать такую конкуренцию. Иркутская область – отдельная история, там будет второй тур, и мы уверены, что потенциал Сергея Левченко расширится, там можно бороться за победу. Что касается Марий Эл, то результат господина Маркелова (50,7%) вызывает у нас большие вопросы на фоне информации, что 11% проголосовали в республике досрочно, а 10% вне участков. Мы настаиваем на создании комиссии из представителей всех фракций и пересчете голосов. Даже наши оппоненты из других партий уже отмечают, что кандидат КПРФ Сергей Мамаев вышел во второй тур.
Если говорить о выборах депутатов региональных законодательных собраний, то из негативных факторов, помимо явки, помимо доли голосовавших досрочно и вне участков, помимо специфики летней агитации, следует назвать еще два момента.
Первый: большим отвлечением, распылением сил и ресурсов для борьбы партийных списков были многочисленные выборы в округах. Второй: усиление позиций политической саранчи, которая получает хороший допинг от власти для введения избирателей в заблуждение. Такие организации как «Патриоты России», «Родина», сотрудничающие с президентским ОНФ, а также «Коммунисты России», стали отщипывать уже не 1–2, а 3–4 процента. Это большая проблема, так как она находится не в области честной партийной конкуренции, а в области администрирования выборов.
Что касается «Коммунистов России», то тут нужно обратить внимание на самую свежую и самую грязную технологию: теперь в избирательном бюллетене они шли как «Коммунистическая партия коммунисты России». Не то что избиратели, но даже опытные в избирательных делах люди не сразу могут выхватить глазом КПРФ в таком бюллетене: внимание отвлекается на слова «Коммунистическая партия».
Отдельно стоит сказать и о получившей зеленый свет «Справедливой России», которая внезапно, без всяких логичных электоральных причин, стала улучшать свои результаты сразу после того, как в целой серии вопросов поддержала «Единую Россию» в Государственной думе. Таким образом, власть перешла к использованию целого спектра «тихих технологий», сдерживающих сосредоточение протестных голосов в графе «КПРФ».
В сложнейших условиях противостояния различным ухищрениям региональных администраций наиболее успешно на выборах региональных парламентов выступили Новосибирская, Белгородская и Костромская области. Несмотря на третье место, хорошо, на своем уровне, выступили в Челябинской области. Снова мы подтвердили свою силу в городах, на выборах столичных собраний и дум, где манипулировать людьми сложнее. В Новосибирске у КПРФ 34%, в Орле 27%, в Воронеже 24%, в Тамбове 22%, в Смоленске 21%, в Краснодаре и Нижнем Новгороде около 20%. Немало результатов находится в диапазоне от 15 до 20%.
Мы еще проанализируем работу каждой региональной организации, но в целом все регионы проявили стойкость с учетом сложнейших условий. Это позволяет сделать интегральную оценку, что партия удерживает статус второй политической силы, находится на надежном и устойчивом трамплине для усиления поддержки перед вхождением в федеральный цикл выборов.
Павел ЩЕРБАКОВ
Пресс-служба ЦК КПРФ
Они были на дачных участках!
Почему не удалось привести избирателей на участки? – запрашивает В. Матвиенко
Партии в регионах с низкой явкой на прошедших в воскресенье выборах должны сделать выводы о том, почему им не удалось привлечь избирателей на участки, считает спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
«Активность граждан в ряде регионов была очень высокой. Там, где она была невысокой, партии должны сделать анализ и понять, почему не удалось привлечь избирателей на выборы», – сказала Матвиенко журналистам в понедельник.
В целом, по ее мнению, выборы прошли прозрачно, о чем свидетельствует тот факт, что в одном из регионов, по всей видимости, пройдет второй тур выборов губернатора. Как сообщалось ранее, второй тур выборов главы Иркутской области состоится 27 сентября.
«Значит, не убедили программами кандидаты, не сумели поработать с избирателями, вот и получили такой результат», – сказала спикер Совета Федерации.
Антикризисные меры подождут
Отчет правительства переносится
Отчет правительства РФ об антикризисном плане в Госдуме, скорее всего, будет перенесен на октябрь, сообщил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на заседании комитета в понедельник.
«У нас с вами стоит отчет правительства по выполнению антикризисной программы. Наверно, хотя у нас стояло это на сентябрь, нам придется передвинуть это на октябрь с учетом сдвижки бюджета», – сказал Макаров.
Отчет по антикризисному плану в Госдуме будет представлять первый вице-премьер Игорь Шувалов.