Наладчик – от слова ладить, пустить дело на лад. Хорошее слово, одно из тех в русском языке, которые необычайно трудно передают смысл, существо предмета… Это простое объяснение, которое мне дали первые учителя Иван Андреевич Голубев и Константин Евлампиевич Савельев, запало в душу. Помню, когда деревенским парнем попал я к этому вот стану, загорелось мне стать наладчиком…
Так говорит Герой Социалистического Труда, бригадир колесного цеха Иван Сергеевич Пермяков. Я с ним беседую у его рабочего места, где зарождался почин ударников коммунистического труда Горьковского автозавода. Из нагревательной печи бегут по рольгангам конвейера раскаленные и круглые, будто солнце, диски – будущие колеса автомобиля. Иван Сергеевич задумчиво смотрит на огненные «блины», вспоминает начало своего рабочего пути на автомобильном гиганте:
– Сейчас к нам легко поступить. Было бы хотенье – уменью есть кому научить. А почти четыре десятилетия назад месяцами ждали на бирже труда очереди. Принимали в первую голову бывших батраков. Я в таковых не числился, потому и не сразу удалось попасть на завод…
Как сделать, чтобы молодежь все это ценила?
Иван Сергеевич, конечно, знает, как это сделать, и уже давно делает. Не зря он в числе первых выступил с призывом «Ни одного отстающего рядом!» На всю жизнь благодарный за рабочую науку, Пермяков не уподобился скупцу, который держит в кубышке приобретенные опыт и умение…
В колесный цех я пришел, чтобы повидаться с одним из авторов нового почина. Беседуя с рабочими, с руководителями цеха, понял: зерна этого движения зрели давно и упали на благодатную почву. Глубоко радует то, что происходит в цехах автозавода: передовые рабочие, ветераны труда берут в свои руки шефство над новичками, помогают им быстрее освоить специальность, стараются создать такую атмосферу, чтобы вновь поступивший на завод чувствовал себя, как в своей семье…
Разговор поддержал старший мастер участка окраски В.И. Дрансков:
– Обучать специальности в конце концов не такое уж сложное дело. На нашем участке, например, нет ни одного отстающего. Но зато есть такой, с которым сладить не можем. Приняли прогульщика, выпивоху – и вот мучаемся. Десять раз клялся перед коллективом и каждый раз нарушал слово. Вчера собрание решительно потребовало: уволить. Не знаю, может быть, не нашли мы к нему подхода…
Вспомнилась фраза, сказанная как бы в упрек себе Иваном Сергеевичем Пермяковым: «Не знаю, верно ли поступил. Педагогике меня никто не обучал…»
Ударники коммунистического труда, обещая в своем письме перековывать тех, у кого не развито чувство рабочей гордости и чести, рассчитывали на помощь партийных и профсоюзных организаций. Об этой помощи недавно шел разговор на встрече за круглым столом в городе Горьком, о чем мы рассказали читателям. Думая сейчас над конкретными формами методической помощи авторам почина, над основами производственной педагогики, партийные и профсоюзные активисты автозавода ожидают, что и на других предприятиях республики возникнут интересные мысли и планы, которыми они поделятся на страницах газеты.
Г. АЛЕКСЕЕВ
Отрывок из очерка нашего корреспондента
г. Горький
№3200 (18 декабря 1966 г.)
***
КОГДА сегодня читаешь о патриотическом движении в советское время, начинаешь понимать, что реальный патриотизм может быть немногословным, негромким, но обязательно деятельно-созидательным.
Пятьдесят лет назад на Горьковском автозаводе возникло настоящее патриотическое движение под лозунгом «Ни одного отстающего рядом!». Инициаторами почина выступили опытные автозаводцы – Герои Социалистического Труда. Они взяли шефство над отстающими или начинающими рабочими, чтобы помочь им овладеть профессиональным мастерством и со временем стать передовиками производства.
Делали это наставники совершенно бескорыстно, не считаясь с личным временем. К этой инициативе их побудило идейное понимание того, что их автозавод – это в первую очередь коллектив с общими целями и задачами, это часть государства, за которое в конечном итоге отвечают все. Настоящий коллектив не может успешно работать, если члены его обособятся, разделятся на передовиков и отстающих. Поэтому передовики сознательно ставили перед собой задачу: помоги отстающему, воспитай его…
В современной России традиции производственного наставничества практически уничтожены социально-экономической средой, сложившейся в нашем обществе в последние годы. С отказом от советских принципов производственных отношений и переходом на рыночные рельсы российские реформаторы полагали, что отстающих рабочих исправят исключительно материальные стимулы. Вместе с тем высококлассных мастеров поставили в такие условия, что заниматься шефством им стало просто невыгодно, ведь никаких других стимулов, кроме материальных, в новой системе отношений не осталось. Возиться с молодыми рабочими также никто не берется по меркантильным соображениям, к тому же без опыта новичков теперь на заводы принимают неохотно.
В итоге производственная система в современной России сама загнала себя в тупик. Старая смена мастеров неумолимо сокращается. Из-за острой нехватки кадров теперь нередко принимают на производство рабочих с сомнительной квалификацией, то есть тех самых «отстающих». Катастрофически потрепанная система профтехобразования еще выпускает молодых рабочих, однако без наставников на производстве их путь к мастерству сильно усложняется.
Ввиду явно бедственного положения ответственные за производственную сферу высокие деятели, как говорится, схватились за головы. Проблему наставничества обсуждали даже на Госсовете и на специальных форумах. Думали-гадали, как мотивировать классных мастеров снова взяться за шефство. Предлагался ряд мер, все материальные: прибавка к зарплате, премии, дополнительный отпуск…
Однако в потугах скопировать советский опыт наставничества из виду упускается самое важное. Героями славного наставничества в прошлом двигала бескорыстная идея настоящего патриотизма – деятельного и созидательного. И эту моральную силу, эту стержневую идею невозможно заменить никакими другими стимулами.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ