На первой полосе этого номера опубликован традиционный для той поры блок материалов ритуального действа. Большое фото «руководителей партии и правительства» и протокольные речи при вручении высшей награды «одному из видных деятелей». В данном случае – речь о награждении М.А. Суслова.
Невозможно сегодня, почти четверть века спустя после развала СССР, смотреть без недоуменного сожаления на эти лица и ловить слова: «видный коммунист-ленинец», «борец за чистоту марксизма-ленинизма», «черты большевика-революционера»… И сам виновник торжества скромно осознает свое дело как «великое и непобедимое».
Воспроизведем здесь речь М.А. Суслова, которая стала своеобразной матрицей такого рода юбилейных действ.
Выступление М.А. СУСЛОВА
Дорогие товарищи, друзья!
Я бесконечно признателен и сердечно благодарю наш ленинский Центральный Комитет партии, Президиум Верховного Совета и Советское правительство за высокую честь, оказанную мне в связи с семидесятилетием, за огромное доверие, выраженное в поздравительном письме, за награждение меня орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Позвольте сказать, товарищи, что то полезное и весьма скромное, что делалось мною на поприще служения нашей партии и нашему народу, я отношу к великой Коммунистической партии Советского Союза, членом которой я более пятидесяти лет состою. Партией я воспитан в духе великих идей марксизма-ленинизма, в духе преданности делу трудящихся, делу коммунизма. Поэтому всю свою жизнь я считаю принадлежащей нашей партии.
Мне выпало огромное счастье работать более четверти века в штабе вашей партии, в ее Центральном Комитете, в особенности работать в течение ряда лет в нынешнем составе Политбюро – в замечательном сплоченном и творческом коллективе, среди вас, друзья, вместе с Генеральным секретарем ЦК, нашим дорогим Леонидом Ильичом Брежневым.
Все это не может не воодушевлять, не может не порождать новые силы и дополнительную энергию.
Сердечное вам спасибо, товарищи, за все.
Я хорошо понимаю, товарищи, что в высокую оценку, которую вы дали моей деятельности, входит и значительный аванс на будущее.
В этой связи я хотел бы заверить, что сделаю все, что в моих силах, для того, чтобы оправдать доверие партии, буду и впредь верно служить делу коммунизма, на благо нашей партии и нашего народа.
А дело это великое и непобедимое!
Члены Политбюро, кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС тепло поздравили товарища М.А. Суслова с днем рождения и вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда, пожелали ему крепкого здоровья, больших успехов в его плодотворной деятельности на благо Коммунистической партии, советского народа.
(ТАСС)
№5000 (22 ноября 1972 г.)
***
«ЗВЕЗДОПАД» наград стал одной из характерных черт так называемого периода застоя. Советские руководители вручали друг другу высшие государственные награды к праздникам и юбилеям. А символическое значение орденов как особого отличия за подвиг, за выдающиеся ратные или трудовые свершения стремительно снижалось. Сами же награды девальвировались. И вот уже труженики – передовики производства, рекордсмены и новаторы порой говорили: «Ну что орден, лучше бы премию солидную или автомобиль»…
А ведь в эпоху, когда появились первые советские ордена, такое невозможно было представить. Все понимали, что «красный орден на груди» – действительно знак наивысшего и заслуженного отличия. При этом и сам орденоносец знал: его награда – еще и огромная ответственность перед собой, перед обществом, которое равняется на Героев, перед Родиной.
В годы Великой Отечественной войны советский народ массово проявлял героизм, защищая свою страну от фашизма. Сотни тысяч человек стали героями-орденоносцами. Однако это не снизило истинную ценность наград, потому что хорошо была известна их высочайшая цена, оплаченная кровью. Трижды Герой Советского Союза летчик Покрышкин. Четырежды Герой Советского Союза маршал Жуков. Трижды Герой Социалистического Труда Курчатов… Их заслуги были очевидны и не подвергались сомнению.
Четко понимал важность уважения к советскому ордену И.В. Сталин. Потому и отказался принимать Звезду Героя Советского Союза. Это звание присуждают за выдающееся личное мужество. «Я такого мужества не проявил, в боевых действиях не участвовал, подвигов не совершал», – сказал Сталин. Полководческий орден «Победа» он принял – и это было по заслугам Верховного главнокомандующего. Характерно, что награды Сталин надевал редко. Чаще других – Звезду Героя Соцтруда, что символизировало неизменность курса на социалистическое развитие.
К 1972 году, когда М.А. Суслову к 70-летнему юбилею вручили вторую Звезду Героя Соцтруда (первую он получил к 60-летию), многое, увы, изменилось. Вот и сам Суслов говорит, что высокое звание – «аванс на будущее». Но награда не может быть авансом, ее нельзя «отработать позже».
Спустя шесть лет Суслов выступит с поздравлениями при вручении Брежневу ордена «Победа». Того самого, который полагался только за выдающиеся полководческие свершения во Второй мировой войне. Однако Брежнев полководцем не был!
Таким образом, умалялись реальные подвиги и достижения и тех, кто получал такие награды. Попробуй тут разберись, где заработанные в боях 1942-го и 1944-го ордена Красного Знамени полковника Брежнева или награды государственного деятеля Суслова за организацию партизанского движения на Ставрополье, а где те самые «статусные подарки».
В 1989 году горбачевским указом Л.И. Брежнева посмертно лишили ордена «Победа». Это стало серьезным пропагандистским ударом и по советской истории. И речь не просто о «блестящих значках»: обесценивая Орден Ленина и Орден Красного Знамени, Золотую Звезду Героя, под удар, вольно или невольно, ставили первое в мире социалистическое государство – его прошлое, настоящее и будущее.
Этим активно и успешно пользовались антисоветчики. Вместе с Советским Союзом они «упразднили» и советские награды, и само понятие подвига, свершения. Нынешние госнаграды, по большому счету, предназначены не для героев и подвижников. Они – за лояльность и примерное послушание власти.
А советские ценности надо беречь и нести в будущее, не повторяя гибельных ошибок тех, кто за золотым блеском потерял смысл великих символов и ценностей социализма.