Заседания Экономического совета при президенте многие ожидали с нетерпением. Кризис в экономике и действия экономического блока правительства, вызывающие целый спектр эмоций от удивления до негодования и возмущения, не могли не вызвать повышенный интерес к такому событию. Интригу добавлял анонс «битвы гигантов» экономической мысли, представляющих крайне отличающиеся точки зрения на стратегию экономического развития России: с одной стороны, либеральные концепции в исполнении Кудрина и Улюкаева, с другой – антилиберальный подход академика Глазьева.
К огромному разочарованию публики президент засекретил заседание Экономического совета. А жаль – глупость, как и ум, каждого должна быть видна всем. А также хотелось окончательно расставить точки над «i» – есть ли у правительства и советников руководства страны представление о том, каким образом выходить из сложившейся ситуации. И будет ли Россия двигаться в направлении восстановления экономического суверенитета или продолжит свое существование в системе, выстроенной Международным валютным фондом, где шансов на самостоятельное развитие и процветание у России нет.
Президент призвал участников дискуссии воздержаться от теоретических споров и сосредоточиться на конкретных задачах, стоящих перед российской экономикой. Однако решать конкретные задачи невозможно без решения теоретических вопросов. Кто начинает строить дом, не имея плана? Если «теоретические споры» исключаются, то это означает, что концептуально ничего не меняется и стратегия развития остается прежней, а все обсуждение сводится лишь к анализу деталей. И призыв к поиску «новых источников роста, потому что прежние источники не работают, как прежде» останется лишь призывом.
Президент сразу дал понять, что Экономический совет не станет альтернативой правительству. Об этом он сказал во вступительном слове. По своим функциям Экономический совет должен стать прежде всего дискуссионной площадкой, позволяющей привлечь к диалогу широкий круг участников, включая руководителей регионов, парламентариев и представителей бизнес-сообщества... Тем более непонятна такая закрытость мероприятия.
Конечно же, основные положения концепций таких оппонентов, как Глазьев и Улюкаев + Набиуллина и иже с ними Кудрин, известны. Но хотелось бы их официального представления широкой публике для обсуждения. Но и на основании того, что просочилось или было умышленно слито, можно сделать определенные выводы.
Участники Совета единогласно назвали инвестиции источником роста, только происхождение инвестиций и способы обеспечения их притока в экономику они видят по-разному. Либеральные нападающие вцепились в словосочетание о «включении печатного станка» – так трактовали предложение Столыпинского клуба об увеличении финансирования перспективных инвестиционных проектов. Дешевые кредиты, о которых говорит команда Глазьева, пугают единомышленников-либералов – министра экономического развития Улюкаева и главу Центра стратегических разработок Кудрина. Как заявил журналистам Кудрин: «Проблемы экономики нужно решать реформами, а не накачкой дешевыми деньгами». Тема «реформ» стала любимой в России у господствующего класса начиная еще с «перестройки» Горбачева, пронесенная над деградирующей страной Гайдаром и его сообщниками и дожившая до наших дней. Суть всей этой реформаторской гайдаровщины – в минимизации роли государства в экономике, максимально широкой приватизации и повышении роли «рыночных механизмов» в экономике. Со всеми вытекающими последствиями: расслоением общества, усилением эксплуатации, снижением уровня жизни большей части населения, ликвидацией суверенитета вследствие попыток угодить Западу в выполнении основных положений «рыночной» экономики.
Либеральные экономисты не могут не знать, что Глазьев говорит не просто об увеличении денежной массы. Глазьев предлагает привести коэффициент монетизации экономики к норме, а эмиссию осуществлять под конкретные проекты, что не приводит к инфляции и обесценению отечественной валюты. В настоящее время коэффициент монетизации, то есть отношение денежной массы (научным языком – агрегат М2 – наличные деньги, чеки, вклады до востребования и денежные вклады предприятий и населения в банках) к ВВП в России менее 50%. В то же время среднемировой показатель – 125%. Во многих странах, которые принято называть развитыми, этот коэффициент еще выше – в ЕС примерно 160%, в Японии и Нидерландах – выше 240%, даже в Китае примерно 190%.
В предложении Титова и Глазьева речь шла о целевой денежной эмиссии в размере 1,5 трлн рублей, направленной на поддержку инвестиционных расходов, сокращение импорта и усиление экономического суверенитета.
И все же… Хотелось бы более детального изложения концепции С. Глазьева.
О позиции либералов известно больше.
Алексей Кудрин считает, что изымать деньги у Центробанка нет необходимости. Для перспективных проектов у правительства, по его мнению, есть средства ФНБ. Очевидно, Кудрина устраивает практика валютных спекуляций, а для этого у Центробанка должно оставаться больше средств.
Министр экономического развития Улюкаев подтвердил свою позицию, ранее озвученную в СМИ. Он предложил помочь компаниям снизить издержки, в том числе за счет сокращения расходов на труд и сдерживания роста тарифов естественных монополий. Это якобы позволит бизнесу высвободить ресурсы для инвестиций. Да, ресурсы-то высвободятся, но они вовсе не обязательно пойдут на инвестиции. К тому же при ограничении доходов и снижении уровня потребления невозможно выполнение программы импортозамещения.
Кроме того, Кудрин озвучил свои предложения по повышению пенсионного возраста и снижению налогового бремени. К сожалению, мнение президента о таком предложении остается неизвестным, но Кудрин напомнил: «Президент давно уже дал распоряжение сокращать расходы госбюджета на 5% в год в реальном выражении, однако правительство его не выполняет».
По мнению Кудрина, раздутый бюджет тоже тормозит экономический рост. Но вот в каком месте Кудрин заметил раздутость бюджета? Он уверен, что приступить к болезненному секвестру рано или поздно придется, а первым шагом могли бы стать отказ от субсидий убыточным предприятиям и ускорение приватизации.
Стало известно, что обсуждалась и тема пенсионного возраста. Предсказуемо за повышение пенсионного возраста выступил Кудрин, Улюкаев его поддержал и добавил, что избежать этого решения не удастся.
В целом не озвученные в СМИ итоги заседания Экономического совета при президенте, о сути которых можно сделать выводы по обрывкам информации и косвенным признакам, настораживают: угроза погружения страны в пучину либеральной деградации слишком высока. Но какие-либо решения по итогам заседания не принимались. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «…все точки зрения приняты во внимание. Обсуждение будет продолжено».
Как сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов в своем обращении к согражданам накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны, в сложившейся ситуации требуется единство действий и мобилизация всех государственных ресурсов, «стране нужна перспективная, точно спроектированная программа развития. Она позволит активировать патриотические силы и воплотить в жизнь поставленные задачи по возрождению Родины». Пока что такой программы у руководства государства нет, а мнение КПРФ, представляющей значительную часть населения России, старательно игнорируется.
Алексей ЛИННИК