Быть с народом… При советской жизни для журналистского сообщества это разумелось само собой. У изданий, кстати, были свои приметы: центральная – республиканская – региональная; партийная – молодежная – профессиональная… Но все – с народом. Впервые жизненно остро встал вопрос: быть или не быть с народом в августе 1991-го. Перед каждым изданием! Скажем, заявлялось ранее как орган КП – а партия распущена. Считалось рабочей трибуной – а заводы-фабрики останавливаются, приватизируются. Значилось голосом Советов – а Советы взяты под прицел танковых орудий. Слыло зеркалом советской деревни – а колхозы, совхозы обречены под «раскулачивание»… Неведомо было, как дальше покатится каток репрессий. (Нынешние события на Украине до сих пор озадачивают.)
В свое время Маяковский вдохновенно восклицал: «Партия – единственное, что мне не изменит». Но в дни ельцинского погрома, демонстративного сжигания партбилетов перед телекамерой «становой хребет» превратился в испаряющееся облако. Единственное, что оставалось неизменной опорой, – народ, наш советский народ. Тот, что вывел страну из царистского империализма на путь свободного труда и самоуправления; что создал мощный фундамент новой экономики и преобразовал хозяйствование на земле; что ценой величайших жертв отстоял в схватке с фашизмом родную землю, свой образ жизни и протянул руку спасения многим народам; что достиг затем космических побед.
Служить этому народу мы считали своим непременным долгом и великой честью. В то время как в иных советских изданиях «модернизировали» логотипы и меняли лицо, мы отчаянно боролись за свою сохранность, за приверженность на роду написанных принципов и целей. Так «Советская Россия» стала после августа 1991-го независимой народной газетой.
Как для нас определялась миссия Народной газеты?
Прежде всего, газета должна быть рупором трудового люда, простых граждан из беднейших слоев, из советского прошлого. Когда-то массовые издания гордились обилием почты, работой с тысячами читателей. Теперь на страницах глаголют «профи», людей зашифровали социологическими процентами. Человек из народа направляется в нашу газету. Закон редакции: ни одного номера без читательского слова!
Народная газета видит свою задачу в том, чтобы собирать, обобщать, типизировать насущные требования людей, предъявлять их властям, оповещать общество. Такой наш подход хорошо усвоен в слоях, куда шире нашей аудитории. Взгляните на 2-ю страницу номера, на типичное письмо возмущенных людей из шахтерского поселка с берегов Тихого океана, как оно адресуется – президенту, лидеру КПРФ, в «Советскую Россию».
Предательством, переворотами, захватом народной собственности, обманными обещаниями общество загнано в условия кризисного капитализма, который приносит простым людям неисчислимые лишения. Привыкшие в прежних условиях социальной справедливости добиваться своих прав по законам равенства, большинство людей утопает ныне в бесправии от кривотолков буржуазного законодательства. Народная газета призвана разоблачать ухищрения наемных адвокатов буржуазии в законодательных органах, дешифровать их крючкотворство, разъяснять людям, что им обещано в Конституции и в чем их ущемляет очередной закон, навязанный олигархической властью.
Святая обязанность народной газеты на все смотреть взыскательным взглядом народа – на программы и законы, на явления и события, на политические маневры партий и поведение политиков. Чем глубже и точнее оценки – тем увереннее и действеннее народная реакция.
Львиная доля усилий прилагается к защите социальных прав лишенцев XXI века, у которых отняты элементарные, не говоря уже о цивилизованных, условия жизни. Но так же остро человек ощущает ограничение свобод, поношение его духовных ценностей, покушение на вековые нравственные устои, поругание и предательство его родины. Теперь все это стало вражеским оружием гибридной войны.
Осознание опасности приходит и укрепляется через доверительный обмен с единомышленниками, с тысячами и тысячами себе подобных. Реальной площадкой таких контактов, такого обмена становятся правдожизненные страницы народной газеты. Здесь не химичат с истиной, захлопывают дверь перед идеологическими фокусниками. А их сколько наплодилось теперь!
Вслушайтесь, какие интонации зазвучали на форумах сословия хищников по адресу непокорных ягнят! Коль ягненок не согласен чувствовать себя виноватым оттого, что волку хочется вкусно покушать, его, ягненка, обвиняют в предательстве.
Да что сословие хищников, забугорная вражья стая. Народ нуждается в защите от самого народа, в котором инкубируются бациллы розни, собственного недовольства, самоуничижения. Целительного позитива, воодушевляющего оптимизма в бедствующей среде чрезвычайно мало. По зернышку должна собирать это народная газета и искусно высевать доброе-вечное. Не у каждого точный взмах руки. Народная газета должна находить таких искусников. По ленинскому совету: на пяток редакционных работников – пять тысяч пишущих с мест, из них десятки блеснут талантом.
Мы счастливы и горды, что за годы безвременья вокруг «Советской России» сплотились сотни мастеров проникновенного слова. Более 250 из них за неполную четверть века признаны лауреатами газетной премии «Слово к народу». Народная газета видит свое назначение в том, чтобы не только открывать, но и соединять, преодолевая раздробленность сил патриотических просветителей. Убедительно рассуждает об этом сегодня Юрий Юрьевич Болдырев.
...Даже в сдвоенном-строенном номере мы не сумели разместить всех поступивших работ. В редакционном портфеле остались обширные и ценные материалы С.А. Кимельмана, В.А. Барсукова, В.А. Морара, А.С. Крушинского, Г. Элевтерова и других.
Глубоко благодарны авторам! И заверяем: их слово прозвучит в ближайших же номерах газеты под тем же знаком: 60 лет с народом!
...Помнится, один из наших главных редакторов Петр Федорович Алексеев любил утешать товарищей, подступивших к 60-ти, поздравляя их «с совершеннолетием». Поздравим и мы родную «Советскую Россию» с совершеннолетием! И пожелаем ей долгого пути и великих преодолений во имя народного счастья!
Валентин ЧИКИН