Там, в перечне прочих благодеяний единороссов, сказано, что Москва – единственный во всей России город, где инвалиды имеют льготы при уплате накладных коммунальных услуг. И это попечение – лишь благодаря рвению депутатов от «Единой России». Стало быть, инвалидам-провинциалам, обретающимся от Вологды до Находки, такой щедрой милости от «медведей» не перепало.
А смехотворный, скаредный, скандальный минимум оплаты труда (МРОТ), не покрывающий и трети расходов семейного бюджета работника? Десятки миллионов сограждан законодатели от партии власти обрекли на полуголодное существование. «Медведи» фарисействуют почище Иудушки Головлева, на глазах страждущих в охотку стригущего купоны. («Ни заботушки мне, ни горюшка!») Да и богобоязненный Головлев прибавил бы, наверное, к грошовым жалованьям подневольных работников лишнюю горсть гривенников.
Ни в одной развитой стране нет такого запредельного скопидомства бизнеса и власть имущих, как в России. За все эти проделки с 13-процентной шкалой, МРОТом и карикатурным Кодексом о труде на выборах в Думу избиратели, должно быть, взыщут с «медведей». Те, конечно, в один голос станут все валить на Скупого рыцаря Минфина Силуанова. Уловка не пройдет. Не Силуанов же голосует за законопроекты. Между Ильинкой и Охотным полный «консенсус» – рука руку моет.
Для почина строгой бюджетной экономии думцы назначили себе… 400-тысячное месячное жалованье. Дело житейское: прибавка с оглядкой на дороговизну.
Еще один заядлый «эконом» – премьер Дмитрий Медведев. Громко и назидательно сетует, что в стране рост зарплат обогнал якобы производительность труда. Вот ведь куда метнул! Но, во-первых, в рентной экономике добавленная стоимость в составе ВВП мала, а основной доход – от продажи нефти и газа за рубеж по мировым ценам. На поверку не прослеживается прямой макроэкономической взаимообусловленности между двумя этими факторами экономики – природной рентой и стоимостью труда. Напротив, на доллар заработной платы наш «нерадивый» наемный работник производит по стоимости вдвое-втрое больше товарного продукта, чем такой же квалифицированный работник в странах Европейского сообщества. А нашего Ивана еще и попрекают скудной оплатой его труда!
В самый разгар кризиса, социального напряжения в обществе разрыв в доходах обитателей Рублевки и Капотни возрос до сорока раз! Это мировой рекорд. Питирим Сорокин в «Социологии революции» недвусмысленно утверждает, что столь дикое, неправедное, порождающее гнев и отчаяние распределение национального дохода превращает общество в сущую «пороховую бочку».
И фитиль поджигателей – у головотяпов-«медведей».
8. «…Мнение, что градоначальник есть хозяин города, а обыватели его гости». И впрямь, едва только новые власти заполучили «ярлык на княжение» в Белокаменной, как дали понять старожилам – кто теперь в доме хозяин. Новые обитатели знаменитого дома на Тверской повели себя не как избранная «земская» власть, а на манер бизнес-корпорации, заполучившей столичное хозяйство в коммерческое доверительное управление.
Временщики оказались с размахом, оборотистые, хваткие. Ловкими повадками новорусского рваческого менеджмента решили избавить город от «непрофильных», якобы обременяющих казну «активов». И одним махом с липовых торгов продали в «хорошие руки» грандиозную махину Метростроя. Строительный колосс будто бы гирей висел на городском хозяйстве еще с довоенных времен. Эксперт газеты «Коммерсант» рассчитал, что Метрострой «ушел» за половину его реальной стоимости.
Когда прославленный Метрострой – этот живучий «пережиток» плановой экономики – превратили в частную лавочку, новые хозяева рьяно взялись за «оптимизацию» затрат и издержек. Соображения «профита» взяли верх над жесткими технологическими регламентами Метростроя. Неминуемым последствием темных «схем» с фирмами-подрядчиками стал технологический упадок системы. А кончилось все плачевно – ужасной аварией на перегоне в тоннеле, с человеческими жертвами… За всю историю столичного метрополитена такое жуткое ЧП случилось впервые…
9. «…Архиплуты, протобестии, надувалы мирские!» Гоголевский Городничий наотмашь гвоздил старшин местного купечества, попавших под горячую руку. Новый столичный градоначальник, не в пример, вежлив, немногословен, невозмутим… Не гневается, а тишком да ладком выживает прочь малый бизнес. Настырно сгоняет с рынка многочисленное сословие мелких предпринимателей. Уцелевших и упорствующих обложил поборами.
Пока суд да дело, пришел черед горевать и предпринимателям покрупнее – владельцам доходных предприятий торговли. Тысячи палаток, бойко торговавших снедью и мануфактурой, к тому времени уже исчезли. Теперь уже вполне «цивильные» торговые пассажи на Пушкинской и Серпуховской в одну ночь снесли. Крушили ковшами экскаваторов. Документы о правах собственности на сотни торговых предприятий огульно прозваны «филькиными грамотами». Десятки тысяч рабочих мест в малом бизнесе город утратил.
Москвичей клятвенно уверяют, что повальный снос «сомнительных» торговых предприятий – для их же блага. Во имя восстановления архитектурного облика, облагораживания фасада Белокаменной… Теперь город принадлежит вам! – торжественно возгласил мэр столицы.
На самом-то деле все эти мнимые урбанистические изыски и липовое «законничество» мэрии за версту отдают фальшью. Подоплека проста и прозрачна: из-за нарастания кризиса, падения доходов работающих резко, чуть ли не на целую четверть, упали обороты крупнейших торговых сетей. Иные из них – с участием иностранного капитала. Роскошные, в стиле хай-тек и ампир вперемешку, подстать знаменитому «Харродсу», дворцы, где торгуют втридорога импортными товарами, терпят громадные убытки. В годы нефтедолларового, казалось, нескончаемого потребительского бума даже в спальных районах столицы частные инвесторы понастроили этих «харродсов» без счета! Как снег на голову обрушившееся время «тощих коров» поставило владельцев перед жестким выбором: либо свертывать бизнес, терпеть убытки либо убрать, силком, с дороги сонмища мелких торговых конкурентов.
Десятки тысяч рабочих мест в малом предпринимательстве исчезли. Семьи лишились заработка в самый разгар кризиса. Зато большой бизнес и городские власти поладили – прямо наперекор интересам, выгоде москвичей, которые в большинстве – скромного достатка. Шопинг в дорогих престижных заведениях им и раньше был не очень-то по карману, а теперь и вовсе.
В Белокаменной кипит стройка – транспортные развязки, виадуки, автострады, бизнес-центры… Где дело, а где показуха и расточительство – поди разберись. Москвичи – народ тертый. Образ действий, норов, повадку городских властей угадывают – ни дать ни взять, по описанию классика русской сатиры, бывшего вице-губернатора Вятки: «…Походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, обложения налогами откупщиков».
Да если бы одних только «откупщиков»! Для малого бизнеса взлетели до небес ставки за аренду нежилых помещений. Стало быть, еще один толчок дороговизне услуг и торговых наценок…
А так называемые управляющие компании ЖКХ? Эти новоявленные «откупщики» поставляют жильцам горячую воду и электроэнергию с большой лихвой в счетах. Под крылом департаментов мэрии им вольготно.
Куда ни кинь – плати, раскошеливайся! По дороговизне Москва заткнула за пояс Берлин и Рим. А ведь душевой доход «среднего» берлинца и римлянина кратно выше, чем у обитателей Чертаново и Капотни.
Экономический кризис грозит разбить вдребезги лубочные декорации «процветания» Белокаменной. Город-светоч, каким являлась Москва на стыке времен, превращается в один сплошной, воскресший из прорвы времен Хитров рынок. Но только не русского облика, а космополитичного.
10. …Помнится, Шумейко, бывший директор завода, вице-премьер из свиты Ельцина по провинциальному простодушно дивился, что в Нью-Йорке, как поглядишь, нет ни одного завода, а город живет припеваючи. Ныне похожие неуместные восторги по поводу исчезновения последних оплотов московской промышленности оглашают округу. Скоро грядет срытие, как в старину говорили, былого флагмана отечественного автопрома ЗИЛа. Земля под ним золотая. На ней, пока только на красочном макете видные, будут воздвигнуты кварталы комфортабельного дорогого жилья, торговые центры, проспекты, увеселительные заведения, салоны красоты… В пору вообразить, что Москва – город миллионеров.
Между тем из-за острого кризиса строительство коммерческого жилья в городе свертывается. Разоряются крупные фирмы-застройщики, рынки сдуваются… Не мираж ли территория некогда славного ЗИЛа, превращенная в грандиозное обиталище «бенефициаров» лопнувшего бума?
Исчезновение ЗИЛа – венец «деиндустриализации» Москвы. «Реформаторы», подражатели экономических моделей «золотого миллиарда» вбили себе в голову, что промышленность для Белокаменной – обуза, «отстой» советских времен… Якобы счастливая «планида» столицы в грядущем – коловращение капиталов Москва-Сити, офисы, туризм, фитнес-индустрия, торжища, платные услуги для толстых кошельков… Эдакий призрачный «футуризм» новорусских митрофанушек, построенный на песке. Полнейшая аллюзия мифического, как ныне прозревают уже и на Западе, «постиндустриального» общества.
Москва не Лондон, в котором обращаются капиталы всего мира, и не маниловская идиллия – «…мост, а на мосту лавка». Твердые источники дохода города, из экономики которого опрометчиво вышибли промышленность, в том числе наукоемкую, а ведущие научно-производственные объединения и конструкторские бюро закрылись еще в 90-е, на перспективу, мягко говоря, проблематичны. В невосполнимом ущербе занятость, профессионализм, качество человеческого капи-
тала. Утрачивается последний шанс встроиться в новейший мировой технологичес-
кий уклад. Не сознавать этого – недалекость и покойное пребывание в «карете прош-
лого».
«Промышленность не только накормит, но и даст разжиться трудолюбцам всех разрядов и классов, – утверждал, да еще когда, Дмитрий Менделеев в «Заветных мыслях», – даст богатство народу и новые силы государству». Менделеев не только великий естествоиспытатель, но выдающийся экономист и предприниматель. Его завет о значении промышленности для судеб нации и государства нельзя презреть.
Временщикам и выжигам, которые расточают федеральную и столичную казну, обжегшимся на даровой нефтедолларовой манне небесной, ни авторитет Менделеева, ни мощный индустриализм процветающего Китая не указ. И уж тем более опыт и наследие советской технократии.
«Они носят на плечах свою лавку», – насмешливо высказался о таких субъектах Карл Маркс.
11. «…Коли рассудить здраво, депутатская слава развеется, мандат потеряет силу, а вот деньги останутся», – едко подметил Ярослав Гашек. А еще автор неподражаемого «Швейка» говорил: «…Горе тому народу, который изберет (в парламент) торгашей!» Первое замеча-
ние сатирика обнажает потаенное, ради чего депутат-«медведь» тянет лямку в Охотном. Второе – предостережение нашему пошехонцу-избирателю, которого агитаторы «медведей» и жириновцы охмуряют как ксендзы простодушного Козлевича в «Золотом теленке».
«…Опросы показывают, что на высшем посту люди хотят видеть себе подобных» («Принцип Питера»). Всерьез? Не обознался ли избиратель, иль «денежный мешок», физиономия выжиги на выборном плакате – его близнец, близкая родня? Вконец затюканный политтехнологами, замороченный медовыми посулами избиратель уж не знает, куда приклонить голову.
Министры в правительстве Медведева и впрямь такие безрукие да блаженные, что им нипочем, когда каравай хлеба дорожает вдвое? «Медведи» в Думе только руками разводят… Тогда какого же рожна за кандидатов партии власти, как заговоренные, избиратели безропотно голосуют? Ведь агитки «Единой России» сплошь пустые и занудные. Ухватки поистине медвежьи. Посулят не завезти дров в деревню на зиму – и вся «политтехнология». Зато у единороссов полным-полна «черная касса». Во все тяжкие готовы пуститься назначенцы на избирательных участках. И чем дальше от железной доро-
ги, тем больше голосов перепадает «медведям».
Все так, ни прибавить, ни убавить. Но ведь не силком же заставляют избирателей голосовать «как положено». И соглядатаи через плечо не заглядывают, когда Иван Иванович опускает бюллетень.
«…Если такая смута в понятиях о государстве господствует в управляющих головах общества, что тогда мы должны ждать от непросвещенной черни?» – сокрушался некогда классик русской сатиры.
Избирательная кампания в Думу едва стронулась, а дружный хор подголосков, на театральном жаргоне – клака, из сотни ученых мужей – социологов, политтехнологов, психологов, «звездочетов» уже предрекали «медведям» верных половину голосов с гаком…
Будем откровенны: в «тучные» нулевые «Единая Россия» – «партия начальства» влегкую выигрывала выборы на федеральном и региональном уровне. Почему? С самого 2000 года, с заминкой на экономический кризис, до встряски 2008–2009 годов власть горя не знала на политическом поприще. И неспроста: зарплаты, пенсии, социальные выплаты – невиданное дело – выросли кратно. Даже за вычетом инфляции. Не крохи с барского стола, но пусть скромное участие в потребительском буме выпало многомиллионному сословию «самозанятых» с деловой хваткой. И даже живущим от зарплаты до зарплаты кое-что перепадало. На радостях многие не устояли перед соблазном жить не по средствам, взаймы у коммерческих банков…
Вот отчего «средний» избиратель стал на диво благонамеренным. Но вот сызнова и негаданно лихо накатило – и все кругом в долгах как в шелках – домохозяйства, губернии, фермеры, капиталисты-работодатели. Лишь банкиры жируют. У них и в кризис прибыли подскочили кратно.
Тяготы экономического кризиса нарастают, но что-то не слыхать о крупных забастовках, «маршах пустых кастрюль». Общество еще не пробудилось от сладких снов потребительства. Гражданское самосознание не вернулось в умы. «Сладкое прозябание» нулевых манит, искушает многих по сей день…
Поквитается ли памятливый избиратель с партией власти? Это мы еще увидим…
12. Один из авторов этих полемических заметок, размышляя о непостижимой, на первый взгляд, повадливости избирателей российской глубинки, нелицеприятно отзывался об архетипе нашего простеца. Того самого, былинного, который сгоряча и море переплывет, и с колокольни прыгнет. Не дав себе труд обдумать загодя свои порывы и их последствия.
Не то чтобы простец вовсе без царя в голове, а попросту живет не рассудком, расчетом, холодной головой как обыватель-немец. Ни для кого не секрет, счет Ганса к политикам, доверие-недоверие прямиком зависят от состояния, прибытка или убыли семейного бюджета. Наш же простец голосует напропалую. Не забыть, как в чумные 90-е ельцинисты уламывали обывателя: «Голосуй сердцем!» И ведь уломали!
Неспроста избирателей лишили права голосовать «против всех».
У простеца отчего-то старый зуб на советскую власть, которая якобы стесняла его «волюшку». «Медведи» и теперь морочат его небылицами о «тяготах» и «повинностях» житья-бытья в подлинном социальном государстве – Союзе ССР. Припасены в избытке для простеца новые-старые идеологические заманки.
На самом деле партия власти явилась к избирателям с пустой сумой. Заслуг и благодеяний Думы – нуль! Зато новых посулов – целый короб. И все они пустопорожние, фарисейские, уклончивые, словно в насмешку. Между тем социологические опросы, верь им – не верь, показывают убывающий рейтинг «Единой России». А на горизонте судьбоносные выборы президентские…
13.…Идею сбережения народа «медведи» беззастенчиво умыкнули у КПРФ. И на все лады разглагольствуют на этот благодатный, чувствительный мотив. Клянутся и божатся, что не дадут малоимущих в обиду, защитят от злых стихий экономического кризиса. Им наперебой вторят агитаторы от новоявленной Партии Роста, переодетого отпрыска вышедшего в тираж «Правого дела». Эти выдают себя за социал-демократов нового пошиба, противостоящих «боярской» «Единой России». А тут еще вклинились «страдальцы» за народ – червивое «Яблоко» с Гришей Явлинским – запевалой. И тоже норовят оседлать конька сбережения народа.
Партия «Яблоко» – последыш ельцинизма, душеприказчица образованщины. Явлинский подстрекает избирателей против оборонно-промышленного комплекса. Якобы заедает он жизнь стране. Чуть ли не вырывает последний кусок хлеба изо рта людей скромного достатка. Даешь масло вместо пушек! А коли так, дескать, то нечего и гоношиться с великодержавием, а следует с повинной головой явиться в Каноссу. То бишь на вашингтонское подворье. Замириться с Дядей Сэмом на любых условиях. Избрать судьбу дюжинного мещанского национального государства. Перестать тратить триллионы рублей на укрепление ракетно-ядерного щита. И будет вам счастье!..
«Партия измены», отрабатывая иудины сребреники, в открытую балаболит об «аннексии» Крыма и «имперских» замашках Кремля. «Яблочники» повели себя прямо-таки по известному присловью циников: «Если вам чудится, что я сукин сын, так я и есть сукин сын!» И без стыда выставляет наружу свое подлинное нутро.
У лжи много обличий. Напротив, настоящая, без лукавства и обмана, цена сбережения народа выстрадана и выверена. Национализация базовых сырьевых отраслей промышленности. Экспроприация краденых, неправедно нажитых баснословных состояний ходорковских и всей честной компании нуворишей. Социализация рентных доходов нефтянки. Прогрессивный подоходный налог по примеру развитых стран и т.д.
Янки свято почитают предание о легендарном бочонке сидра, который выставил в угощение своим избирателям небогатый Авраам Линкольн. То был чуть ли не единственный расход Линкольна в выборную кампанию, когда его избирали президентом США. По нашим временам даже у миллиардера Дональда Трампа выборная казна по ходу кампании отощала…
Все скверное, торгашеское, плутовское из ярмарочных приемов и уловок выборных кампаний в США партия власти перетащила на российскую почву. Не секрет, почем ныне «проходные места» у единороссов, Жириновского… Молва идет, что тремя-четырьмя миллионами долларов за мандат не отделаешься. Накладны и смехотворны спроворенные единороссами, якобы по американской колодке, праймериз. Стоила ли показушная, никчемная затея миллиардных трат? И вновь у «медведей» несуразица: в США в штатах попеременно на праймериз голосуют только члены и активисты одной из двух партий, с эмблемами Слона и Осла. Остальным избирателям до праймериз дела нету… У «медведей», конечно же, все наперекосяк, чистая пародия. Расталкивая друг дружку локтями, они славно провели праймериз по всей России-матушке. А лозунг хвастливый, вроде «…Нигде, кроме как в Моссельпроме!».
…Просто водопад пиара обрушился от «партии начальства». Что же «медведи» предъявили избирателям, какие козыри, свершения? Две тысячи принятых законодательных актов! «Медведи» тычут ими в глаза и уши «простецам». Смышленого избирателя на мякине не проведешь. В самом деле, человеку труда никакого проку от «многопудья» новоиспеченных законов нет, а жди только убытков и поборов. Не законы, а «сумрак законов».
Похоже на то, что не обломится на этот раз на думских выборах легкой поживы партии власти. На дворе кризис, нужда, долги, безработица, банкротства… «Медведи» с их Большой Ложкой, глухотой к чаяниям и нуждам избирателей опостылели даже вчерашним своим сторонникам.
…Консерватор и государственник Дмитрий Менделеев завершил свои «Заветные мысли» замечательным высказыванием: «…По отношению к России… состояние просвещения и промышленности определяет и ближайшее и отдаленное ее будущее… Государственная Дума с них должна начинать, и только тогда она покажет разум народа, его голос выразит».
Менделеев пометил и дату – 27 сентября 1905 г.
Зарницы, всполохи Первой русской революции уже маячили на горизонте.
Окончание. Начало в «СР» №100 за 13 сентября 2016 года.