По 216-му шло около десяти кандидатов в депутаты. «В их числе, – подчеркивает Бортко, – три «яблочника». У «Яблока» в цитадели либерализма, чем является Петербург в целом, а Центральный округ в особенности, – много приверженцев. Был и «денежный мешок», и представители бизнеса. Компартия здесь не слишком популярна. Я это знал. Но пошел в бой и выиграл».
Самыми сильными оппонентами коммунист называет Бориса Пайкина, который перед самыми выборами вступил в ЛДПР, узнав, что партии Жириновского на этот раз подыгрывает власть, Максима Резника, входившего ранее в «Яблоко», но покинувшего его после внутрипартийного скандала и заручившегося поддержкой Партии Роста, Сергея Попова, тоже экс-«яблочника», примкнувшего к ПАРНАСу. Эти кандидаты не только перетекали из партии в партию, но и меняли округа, выбирая местечко повыигрышнее.
Теоретически и у Пайкина, и у Резника были шансы получить победную поддержку либерального электората. Главный ресурс, на который полагался Пайкин, были деньги. Он миллиардер, партнер компании Fort Group, которая занимается коммерческой недвижимостью, владеет 80% газеты «Деловой Петербург». По версии «Форбс», Пайкин – на
22-й строке среди богачей. Конечно, к Пайкину есть вопросы: откуда миллиарды? «Он строил Петербургскую дамбу – не достроил. Строил олимпийские объекты в Сочи – не достроил. Но из всех передряг вовремя уходил», – коротко поясняет Бортко. «Любит подряды Росавтодора, Госстроя… любит «бескорыстно» осваивать бюджетные средства. И неизвестно, какие еще идеи пришли бы в его голову, стань он депутатом Госдумы…» – дополняет питерская пресса образ миллиардера. Пайкин не жалел денег на свою избирательную кампанию, потратив на нее свыше 22 млн рублей. Его агитрекламой был облеплен весь Питер. Но живого общения с электоратом Пайкин избегал, социальные проекты с народом не обсуждал, личных приемов не вел. Пайкин рассуждал так: если у меня много денег, то я смогу «оправдать доверие». Это обещание от Пайкина было везде…
М. Резник, как утверждали некоторые эксперты, хоть и шел от Партии Роста, но мог одновременно поддерживаться и «Единой Россией». На это указывало его тесное знакомство с секретарем петербургского отделения «Единой России» Вячеславом Макаровым. Да и Партия Роста охотно заключала соглашения с партией власти по кандидатам.
О 216-м одномандатном округе – это Адмиралтейский, Василеостровский, часть Центрального и Петроградский районы – говорили, что он договорной. Якобы «Единая Россия» уступила его кандидату от КПРФ. Однако с трудом верится в благородство партии власти, да еще в округе, являющемся самым сердцем Северной столицы. Если в нем напрямую не выдвигался единоросс, значит, партия власти не хотела потерпеть поражение от сильного соперника. Но и не оставляла округ «открытым». Всегда подбирался дублер от дружественной партии. М. Резник, скорее всего, и был именно таким кандидатом. Скрытые единороссы были замечены в одномандатных округах и в других регионах. Прежде всего, в тех, где баллотировались известные авторитетные коммунисты. И ни в одном из округов победа представителям КПРФ не давалась легко.
Нелегко она досталась и Бортко. Предвыборная кампания была жесткой. Пришлось преодолевать натиск миллиардеров, крутых капиталистов-либералов и предвзятое, сформированное антисоветской пропагандой, отношение питерцев к Компартии. Нужно было доказать, что как раз коммунист не просто слышит, а понимает народ, знает, что нужно сделать, чтобы жизнь становилась лучше. Штаб Бортко работал день и ночь. Постоянно обращались люди, им отвечали, помогали, разъясняли.
По словам кинорежиссера, он «выпустил две газеты. Но они не дали желаемого эффекта. Более действенным агитационным приемом были билборды, плакаты в метро, в транспорте, на улице. По максимуму использовалось бесплатное время на телевидении, другие СМИ. А главное – это личные встречи с гражданами, прямо во дворах. Люди жаловались на высокие тарифы ЖКХ, на рост цен, налогов, просили отменить непонятный сбор за капремонт. Я им рассказывал, что КПРФ полностью на их стороне, но чтобы принять решения, о которых они просят, коммунистам необходимо иметь большинство в Госдуме».
Крайне напряженным выдался день голосования. Длительным было подведение итогов. Обнадеживали данные экзитполов: за Бортко – свыше 30% проголосовавших. А после пришли ошарашивающие новости: в Василеостровском районе побеждает Пайкин, в Петроградском – Резник.
«Потом, – вспоминает В. Бортко, – окажется, что с Резником мы шли практически вровень. Высокий результат ему обеспечила Академия им. Можайского – 3 тыс. человек, это все друзья Резника, они дружно за него проголосовали».
Позже цифры стали выравниваться. Преимущество в одном из районов не гарантировало успех по округу ни Резнику, ни Пайкину. Бортко придет к выводу: «Мои главные соперники друг друга взаимно уничтожили вот этими победами в отдельно взятых районах».
Округ в итоге отдал предпочтение коммунисту. Владимир Владимирович не скрывал своей радости: «Некоторые аналитики заявляли, что я тяну Компартию вниз. А что они теперь скажут?»
В партийном зачете на первом месте «Единая Россия», получившая свыше 40% голосов, на втором – ЛДПР с 11,45%, на третьем – КПРФ с 11,21%. За «Яблоко» проголосовали 8,84%, за Партию Роста – 8,36%, за «Справедливую Россию» – 6,9%.
Единороссам можно было бы гордиться убедительной победой. Но слишком неприятный привкус оставили отвратительные технологии, применяемые повсеместно на каждых выборах в РФ с одной единственной целью – обеспечить «победу» партии власти, тупиковому курсу и всем, кто его проводит. В Питере действовали и «карусели», и вбросы, и спойлерские партии, и кандидаты-двойники. Так, популярному политику Оксане Дмитриевой подставили двойника-тезку Оксану Дмитриеву – 2. Коммунистам от КПРФ подложили лжепартию «Коммунисты России».
Питерские журналисты с азартом ловили «карусельщиков» и «бюллетенщиков», кидавших пачки незаконных бюллетеней в урны. Уловы были, но толку от них никакого. Нарушителей долго не задерживали, а журналистам предъявляли обвинения, выгоняли с участков, не разрешали отслеживать процедуру подсчета. На участках 216-го округа тоже были инциденты. Бортко, конечно, везде расставил своих наблюдателей. Но, по его мнению, оппозиционеру, чтобы победить, нужно идти с большим отрывом от соперников. Тогда, если и украдут часть голосов, все равно их хватит для победы.
А чтобы опередить, нужно заручиться уважением избирателей. В Питере кинорежиссер узнаваем и уважаем, в первую очередь за талантливые фильмы – «Тарас Бульба», «Собачье сердце» (за этот фильм кинорежиссер был удостоен Госпремии РСФСР), «Мастер и Маргарита», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались»...
Уважают Бортко и за его принципиальность, убежденность. Да, он сталинист. В спорах о Сталине – на стороне вождя, создавшего сильную, победоносную страну, которая до сих пор держится на сталинских скрепах. В Госдуме Владимир Владимирович настаивает на возвращении городу Сталинграду имени Генералиссимуса Победы.
Он открыто бросает либералам свои обвинения в неспособности созидать, в шкурничестве, антигосударственности. Участвуя в дискуссии на Первом канале ТВ, когда огромная аудитория возмущалась вандализмом украинских националистов, сносящих памятники советской эпохи, – Ленину, генералам, героям Великой Отечественной войны, Бортко заявил, что начало этому беспределу было положено в России сносом памятника Дзержинскому на Лубянской площади в Москве. В ту же минуту многие присутствовавшие готовы были чуть не с кулаками накинуться на Бортко. А он был тверд как скала.
Почему он с КПРФ? Потому что это «единственная сила, реально противостоящая партии власти». Бортко верит в социализм. В одном из интервью он сказал: «…человечество в итоге придет к социализму. Или умрет!» Очевидно, ему удалось передать хотя бы часть своей убежденности питерцам, живущим в его округе, и стать их представителем в Госдуме седьмого созыва.
К сожалению, и в 216-м округе, и в целом по городу на прошедших выборах была провальная явка – всего 32,5%. Чем объяснить пассивность населения?
«Мы с вами на войне, – отвечает Бортко, – идет третья мировая. То, что пушки не стреляют пока, – это слава богу. Что такое война? Это навязывание своих требований другим странам. Как это делается? С помощью оружия или по-другому. В данном случае – по-другому. Но и при помощи оружия – вокруг нашей страны. Народ это понимает, и поэтому, как мне кажется, многие высказались за «Единую Россию», как за партию президента...»
Единороссы, спикер Володин обещают считаться с мнением оппозиции. Будут ли они слышать оппозицию, как заверяют в первые дни заседаний Госдумы? «Нет, все будет как было. Абсолютно», – считает Бортко.
Галина Платова