Спрашивается, для чего современному россиянину может потребоваться бункер? На этот животрепещущий вопрос отвечают сами поставщики бункерных услуг, активно взвинчивая востребованность на свои предложения посредством напористой рекламы. Компании советуют потребителям определиться, какие опасности им грозят, и даже устраивают в интернете голосования по этому поводу.
Выясняется, что потенциальные заказчики бункеров опасаются пожаров и наводнений, всяких эпидемий, моров и поветрий, а также террористических атак и военных вторжений. Однако не эти побуждения на первом месте. Лидирующие позиции у заказчиков бункеров занимают страхи ядерных взрывов и – о ужас! – революций и государственных переворотов.
Стандартным вариантом бункера является вертикальная шахта с винтовой лестницей. От шахты отходит горизонтальный тоннель с ответвлениями, в которых располагаются жилые помещения. Их предполагается больше, чем в обычной городской квартире: просторная прихожая, гостиная и кухня, спальни, тренажерный зал и вместительная игровая комната. Предусмотрены кладовая, колодец с артезианской скважиной и даже оранжерея – впрочем, уже по специальному заказу. Внутри все помещения оборудованы системой фильтрации воздуха.
Однако хорошо, что катаклизмы случаются в России не каждый день, даже, можно сказать, вообще почти не случаются. Чтобы сложные бункерные заведения не простаивали понапрасну, устроители этих объектов предлагают заказчикам варианты выгодного использования бункеров.
В ожидании бунтов и переворотов будущим владельцам глубоких бетонных убежищ советуют оборудовать в них складские помещения или платную сауну с небольшим бассейном. Здесь можно организовать закрытый бизнес-центр с комнатами для деловых переговоров, на худой конец открыть элитный кинотеатр или клуб.
При этом услужливые продавцы бункеров обещают заказчикам полную конфиденциальность. «О строительстве не будут знать даже Ваши соседи. Мы подписываем соглашения о неразглашении с каждым осведомленным сотрудником нашей компании», – утверждает реклама.
Если в месяц строительные фирмы получают пяток оплаченных заказов, то звонки от интересантов принимают сотнями. Звонят из С.-Петербурга и Ленинградской области, из Подмосковья, а также из близлежащих Новгорода и Пскова. Даже с далекого Кавказа раздаются звонки. Правда, удовлетворить кавказцев трудно: «Они хотели заказать в бункере винный погреб на 400 квадратных метров, но это технически невозможно», – сокрушаются дельцы бункерного бизнеса.
Кстати, о деньгах. «Самое ценное у любого человека – это жизнь, поэтому, пытаясь сберечь ее, нельзя жалеть средств», – заявляют в своих рекламных призывах дельцы бункерного бизнеса. Однако, судя по ценам на бетонные убежища, стоимость этих объектов далеко превышает среднестатистический минимум обычного россиянина, дорожащего своей жизнью.
Стоимость строительства убежищ сопоставима с ценой возведения жилья бизнес-класса в Москве. Стартовая цена убежища начинается от 100 тыс. долларов. Отсиживаться в таком «скромном» бункере можно до 30 суток. Есть вариант бункера экономкласса, его можно соорудить «всего» за 10 млн рублей. Правда, автономно укрываться в этом убежище семье из пяти человек можно не более 3 дней.
Словом, обзавестись на случай глобального катаклизма личной бункерной норой – дело недешевое.
Небогатым владельцам загородных домов консультанты советуют возводить бункер самостоятельно с минимумом вложений. Самый бюджетный вариант – врыть в землю 18-кубометровый септик из ударопрочного пластика и, если что, прятаться в нем. Главное, закапываться следует не ниже уровня залегания грунтовых вод, иначе самодельной бункерной берлоге грозит потоп.
Тем, кто по причине безденежья не может обзавестись даже самодельным бункером, строительные фирмы предлагают снимать места в уже готовых убежищах, рассчитанных на большие группы людей, то есть забронировать себе и своим родным места, так сказать, в бункерах-«коммуналках». Подобные объявления расклеиваются в С.-Петербурге на парадных в жилых кварталах… Примечательно, что если раньше подобная реклама вызвала бы лишь усмешки, то теперь желающих воспользоваться бункерными услугами в Северной столице немало.
Этот бункерный ажиотаж, подстрекаемый рекламой и очередными россказнями о грядущих катастрофах, смешон и нелеп только на первый взгляд. Эксперты объясняют растущий спрос на эти бетонные «ковчеги» погодными аномалиями, техногенными катастрофами, опасностью террористических актов, а также нестабильностью социально-политической обстановки в мире. Однако очевидно, что причина не только в этом.
Страх перед будущим – вот что характеризует психическое состояние современной России. Причем страх этот новый, небывалый в России прежде…
…В 1970-х гг. известный психолог Виктор Франкл (1905–1997), основатель логотерапии (смыслотерапии), неоднократно посещал с научными целями социалистические страны, в том числе дважды бывал в СССР, и всякий раз отмечал, что неврозы встречаются в Советской России гораздо реже, чем на Западе, в частности в США. Отвечая на вопросы советских специалистов, Франкл объяснил свои вводы: «У вас меньше неврозов, чем у американцев, потому что перед вами стоит больше общественных дел». В своей знаменитой книге «Человек в поисках смысла» великий ученый подчеркивал, что «направленность на смысл и ориентация на дело являются важным фактором душевного здоровья».
В современной России ситуация изменилась противоположно. За последнее время только в петербургском метро осуществлено множество попыток самоубийств, об этом сообщили в пресс-службе ГУП «Петербургский метрополитен». Всего в Российской Федерации за последние 20 лет, по разным подсчетам, порядка 11 млн человек преждевременно ушли из жизни по причине утраты веры в себя, от ощущения «выброшенности из жизни», мотивированного гнетущими переживаниями о тревожно-неопределенном будущем. И никакими бункерами, никакими железобетонными убежищами эту беду не переменить.