Случай с Улюкаевым создал прецедент – до этого в России никогда не задерживали действующего федерального министра.
Изначально Улюкаев называл участие «Роснефти» в приватизации «нецелесообразным», так как компания подконтрольна государству через «Роснефтегаз». Однако в начале сентября министр заявил, что юридически «Роснефть» может претендовать на «Башнефть» – закон о приватизации это допускает. В итоге в октябре «Роснефть» приобрела контрольный пакет «Башнефти» за 329,7 миллиарда рублей.
В Следственном комитете России сообщили, что Улюкаева задержали с поличным, при этом он подозревается в вымогательстве денег у представителей «Роснефти» с использованием угроз. «Улюкаев задержан с поличным при получении взятки. Речь идет о вымогательстве, сопряженном с угрозами в адрес представителей «Роснефти», – сообщила Интерфаксу во вторник официальный представитель СКР Светлана Петренко. По данным источника Интерфакса, 2 миллиона долларов наличными были переданы министру в понедельник под контролем сотрудников правоохранительных органов.
«При задержании Улюкаев пытался дозвониться до покровителей, но тщетно», – добавил собеседник агентства.
* * *
Во вторник вечером Басманный суд столицы отправил Улюкаева под домашний арест до середины января, удовлетворив ходатайство следствия. Позже президент РФ Владимир Путин освободил министра от должности в связи с утратой доверия.
Министр, по словам его адвоката Тимофея Гриднева, не признает вину и считает произошедшее провокацией.
«Специфические следы на пальцах рук», ставшие одним из оснований для задержания уволенного накануне министра экономического развития Алексея Улюкаева, остались не от соприкосновения с помеченными долларами – предполагаемой взяткой, а из-за того, что чиновник взял в руку помеченный спецсоставом кейс, в котором находился 1 миллион долларов, сообщает в среду газета «Коммерсантъ».
Собеседник издания, близкий к ФСБ, подтвердил слова адвокатов Улюкаева о том, что он не прикасался непосредственно к деньгам, которые находились в чемодане. По его словам, следы на руках, о которых заявили в Следственном комитете при возбуждении против министра уголовного дела, остались из-за того, что правоохранительные органы пометили не только купюры, но и сам чемодан, который Улюкаев взял в офисе «Роснефти». Как отмечает газета, в этом кейсе находился 1 миллион долларов, а второй чемодан с аналогичной суммой министру обещали принести и положить в машину.
То, что Улюкаев перестал выходить на связь с подчиненными около 17 часов 14 ноября, а его задержание было оформлено примерно лишь в 2 ночи, «Коммерсантъ» объясняет тем, что правоохранительным органам пришлось описывать и оформлять каждую из купюр (20 тыс. штук) достоинством 100 долларов, чтобы все они были включены в уголовное дело.
* * *
Алексею Улюкаеву надели электронный браслет слежения, сообщает из Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева. «Браслет надежный. Снять его обычному человеку очень трудно, к тому же он подаст сигнал, если что-то случится», – уточнила она.
Новые подозреваемые могут появиться в уголовном деле о вымогательстве и получении взятки, по которому проходит Алексей Улюкаев, сообщил в среду Интерфаксу источник, знакомый с ситуацией. По его словам, «по делу ведется кропотливая работа, точку в которой ставить рано».
Силовые структуры могли следить не только за экс-министром экономического развития Алексеем Улюкаевым, которого накануне отправили под домашний арест по делу о взятке, но и за другими чиновниками, сообщают «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленного сотрудника одной из силовых структур.
По его данным, в разработке также были вице-премьер Аркадий Дворкович, помощник президента Андрей Белоусов (оба публично выступали против продажи «Башнефти» «Роснефти», напоминает газета), а также Тарасенко и помощник Шувалова Марина Романова. Белоусов и Дворкович отказались комментировать это сообщение, Тарасенко сообщила изданию, что «работает в штатном режиме». Связаться с Романовой газете не удалось.
Также «Ведомости» со ссылкой на трех федеральных чиновников пишут, что Улюкаев среди всех служащих экономического блока был самым уязвимым, а к его команде давно присматривались силовые органы. Об этом даже докладывали президенту, сказал один из них. Однако у Улюкаева была сильная поддержка в лице премьер-министра Дмитрия Медведева – тот сам его позвал на эту должность, хотя президенту уже советовали другую кандидатуру, рассказывали «Ведомостям» члены правительства и сотрудники администрации президента.
* * *
Юрий Болдырев: Начало разбирательства с «коллективным Улюкаевым»
Арест министра экономического развития России Алексея Улюкаева может означать начало разбирательства с «коллективным Улюкаевым» во власти, рассказал Накануне.RU бывший заместитель председателя Счетной палаты России Юрий Болдырев.
«Как-то уж очень злорадно радоваться тому, что, наконец, прихватили твоего выраженного идейного противника. Наверное, это было бы неправильно, если бы не одно «но»: к сожалению, есть серьезные основания подозревать, что на протяжении двух десятков лет идейные разногласия являются не чисто идейными, а в некоторой степени моральными. С той стороны есть ярко выраженный меркантильно-криминальный интерес. Но еще раз, это не более чем подозрения», – отметил Юрий Болдырев.
Он напомнил, как после дефолта 1998 г. была собрана специальная комиссия из представителей Госдумы, Совфеда, правительства, ЦБ и Счетной палаты.
«Я был представителем Счетной палаты. Тогда система проведения платежей рухнула вместе с банками, люди не могли оплатить ЖКХ, предприятия не могли совершить операции. Я предложил немедленно ввести гарантированную государством систему проведения платежей – временно или на постоянной основе. Видимо, мое предложение было настолько против воли этих «коллективных Улюкаевых», тогда это был замминистра финансов Петров, что когда спросили его мнение, он ответил, что не понимает, о чем идет речь. На следующий же день этого замминистра Петрова повязали за взятки. Правда, потом дело замяли, не исключено, что так же будет с Улюкаевым», – рассказал Болдырев.
По его словам, сейчас речь может идти о разбирательстве с «коллективным Улюкаевым»: «Прихватили конкретно его, но есть основания подозревать, что наши идейные разногласия – разногласия моральные с «коллективным Улюкаевым», одним из представителей которого является конкретно этот, которого повязали».
Юрий Синельщиков: Чем закончится Улюкаев-гейтс?
На вопросы Галины Платовой, касающиеся задержания министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева при получении взятки в 2 млн. долларов за разрешение «Роснефти» купить контрольный пакет акций «Башнефти», находившийся на балансе государства, – отвечает депутат Госдумы (КПРФ), заслуженный юрист России Юрий Петрович Синельщиков:
– В нашем законодательстве от 2011 года, принятом по инициативе Д.Медведева (в то время – президент РФ), наказание за коррупцию, которое стоит на первом месте, – это штраф. И не обязательно, что человек может быть лишен свободы. Большой, большой штраф, а потом только лишение свободы на срок от 8-ми до 15 лет.
Что касается Улюкаева, то, считаю, что его дело «тянет» не менее, чем на 8 лет лишения свободы. У него нет никаких смягчающих обстоятельств: он не беременный, не отец малолетних детей, не инвалид первой группы. Поэтому ему должны дать срок не менее низшего предела. Хотя наши суды сейчас часто назначают наказание в виде штрафа, который потом мало с кого взыскивается. Только 8% штрафов взыскивается.
Но, надо еще доказать, что Улюкаев виновен. Он же возьмет себе высококвалифицированных адвокатов. Будут тщательно проверяться выдвигаемые против него обвинения.
– Народ считает несправедливым, что Улюкаеву, как в свое время подельнице Сердюкова Васильевой, назначили домашний арест в одной из его огромных квартир. Единственное неудобство – браслет, который будет указывать место нахождения экс-министра. Почему его не отправили в СИЗО?
– Тут может быть два обстоятельства: либо жалко было своего человека отправлять за решетку, либо не все идеально с доказательствами.
– В интернете муссируется информация, что Улюкаева могли бы взять и раньше, за ним следили и было, за что арестовывать, но у нашего министра якобы была «крыша» в окружении президента США Обамы. Сейчас Обама уходит, «крыша» исчезла и «беззащитного» Улюкаев взяли с поличным. Возникает вопрос: а сколько крышуемых министров в составе нашего правительства?
– Это у премьра Медведева нужно спросить. Полагаю, что он информирован об этом. А если нет, то ему легко выяснить, кто есть кто в его кабмине.
– Но, какое лицо у нашего правительства? Кто – в нем? Мздоимец Улюкаев, торговец госимуществом экс-министр Сердюков, оскандалившийся по самые уши экс-министр Ливанов, министр Мединский, повесивший в Ленинграде доску стороннику блокады Маннергейму…
– Да, такое правительство полностью себя скомпрометировало и годится только для того, чтобы его отправить в отставку. Мы, КПРФ, уже давно об этом говорим. К сожалению, общество для этого не созрело. Выборы показали, что народ поддерживает это руководство. Хотя народ прекрасно знает, что правительство и Госдума – это монолит, один и тот же конгломерат с небольшими вкраплениями оппозиции. В этих условиях призывать к отставке правительства несвоевременно. Такие заявления возымеют действие при поддержке большинства граждан. А когда оппозицию поддерживает всего 20% людей, – об отставке правительства не заговоришь. Возможно, арест Улюкаева что-то изменит. Понятно, что авторитет правительства пошатнулся. Он может пошатнуться еще больше из-за бюджета на ближайшую трехлетку, который правительство внесло в Госдуму. …Нам заявить об отставке – дело техники. Главное, чтобы люди поняли, кто ими управляет, и какое будущее им готовят.
– В разработке бюджета принимал активное участие Улюкаев. Стоит ли такому документу доверять?
– Такой бюджет не предусматривает никаког развития. Его нельзя принимать. Он выстроен людьми, думающими только о себе, создающими хорошую жизнь только для самих себя и своего ближайшего окружения.
…Конечно, арест Улюкаева, – это воля президента. То, что Путин пошел на такой шаг, – это хорошо. Но, плохо, что Улюкаев не один такой в правительстве. Интуиция мне подсказывает…
И, самое главное, что нет уверенности в неоотвратимости наказания. Если Улюкаева не накажут, это будет большая беда.