Завершающая часть наступления в Алеппо (под кодовым названием «Заря победы»), осуществляемая сирийскими правительственными войсками, началась в ноябре, сразу после окончания действия моратория на боевые действия ВКС России, которые совершили ряд авиаударов и огневых поражений крылатыми ракетами по позициям террористов в северо-западной части Сирии.
В ходе последних боевых операций освобождены 105 кварталов общей площадью 78,5 квадратных километра, уничтожено более 900 боевиков.
В общей сложности бои в Алеппо, начавшиеся 17 июля 2012 года, продолжались четыре года и пять месяцев. Таким образом, битва за Алеппо стала одним из самых продолжительных городских сражений.
В четверг наконец начался вывоз наиболее непримиримых боевиков, а также членов их семей в соседнюю провинцию Идлиб, полностью находящуюся под контролем террористических группировок. За первые сутки операции девятью автоколоннами вывезено 6462 человека, в том числе три тысячи боевиков. Колонны сопровождаются машинами скорой помощи, офицерами российского Центра примирения и сотрудниками Международного комитета Красного Креста и Красного Полумесяца.
Всего из восточных кварталов должно выйти 12 тысяч человек. Среди них около 4 тысяч боевиков, решивших воспользоваться объявленной сирийским руководством амнистией, а также члены их семей и мирные жители, насильно удерживавшиеся в качестве живого щита. Около 300 боевиков уже заявили о своем решении урегулировать свой статус в соответствии с указом президента Асада о помиловании.
Автоколонны следуют по специальному коридору из городского квартала Салах-эд-Дин в восточном Алеппо в район Эр-Рашидин-4 на западной окраине города. Там боевики, не пожелавшие вернуться к мирной жизни, и члены их семей пересаживаются на другой транспорт для следования в Идлиб. В целях безопасности по маршруту следования колонн выставлены специальные посты. Мера эта необходимая, так как спорадические перестрелки в городе еще происходят. Так, в рядах группировки «Нуриддин аз-Занки» возникли противоречия, стоит ли уходить из города. Неудивительно, ведь члены этого бандформирования отметились страшными зверствами (именно они отрезали голову 12-летнему палестинскому мальчику и выложили запись зверской расправы в интернет). Так что на амнистию им вряд ли приходится рассчитывать. Такие «непримиримые головорезы» вечером четверга начали обстреливать квартал Аль-Фаркан реактивными снарядами, в результате чего пострадали мирные жители. Метят они и по автобусам, в которых находятся сложившие оружие. Очевидно, чтобы затем обвинить в провокации сирийские правительственные силы. Однако уже понятно, что это последние судороги бандформирований в городе.
Сейчас большинство боевиков озабочены другим: перед тем как покинуть город, они уничтожают склады с боеприпасами, а также пытаются скрыть свидетельства собственных преступлений. Но их столько, что спрятать всё невозможно. «Развернута работа по документированию преступлений, совершенных террористами в Алеппо в отношении мирного населения. В ходе проверки брошенных боевиками укрытий найдено большое количество фото и видеодоказательств, снятых самими боевиками», – сообщил генерал Познихир.
В ходе освобождения города обнаружены тюрьмы, оборудованные в подвалах. Туда помещали участников акций протеста, тех, кто отказывался воевать на стороне боевиков, а также просто заподозренных в симпатиях к законному правительству. Незадолго до освобождения восточного Алеппо большинство заключенных были убиты. Мирные жители рассказывают, что одной из мер устрашения являлся расстрел родителей на глазах у детей.
«Боевики использовали парки как площадки для казней. Сюда людей привозили, убивали, а тела сжигали. Это череп человека, который работал на сирийское правительство, останки госслужащего», – говорит журналистам Ибрагим Даури, старейшина недавно освобожденного района Аль-Баср, где обнаружено массовое захоронение.
Один из главарей группировки «Аль-Джебха аш-Шамия» Юсеф Фахад Диб был задержан сирийскими властями в центре размещения беженцев. Его узнали настоящие беженцы – те, кого боевики несколько лет терроризировали. Диб и не отрицает, что принадлежал к группировке, но уверяет, что никакой не боевик, просто «работал в канцелярии шариатского суда». «Суд» этот, к слову, размещался в здании бывшей больницы – еще одно подтверждение, что гражданские учреждения в захваченном боевиками Алеппо практически не действовали.
Юсеф Фахад Диб оправдывается: мол, просто выполнял чужие приказы, ну и за зарплату в 105 долларов. А приказы были о казнях и расправах: «В основном в суд обращались из Чечни, Узбекистана, Египта, Ливии, Туниса, Турции. За последние два года было вынесено как минимум 25 смертных приговоров. Надо было пугать людей, просто пугать. Их казнили на улицах, но я ни разу не видел своими глазами этого, ни разу. Только слышал!»
Свидетелями этого допроса были журналисты, в том числе из западных СМИ. Но далеко не факт, что жители стран Евросоюза или США узнают о таких чудовищных подробностях. Ведь такие, как Диб, с точки зрения западной политики и пропаганды, вовсе не головорезы и военные преступники, а «умеренная оппозиция», «борцы с режимом». Ныне же и вовсе – «невинные жертвы, требующие немедленной защиты и спасения».
Так, Евросоюз выступил за немедленное открытие гуманитарных коридоров в Алеппо для эвакуации мирных жителей под международным наблюдением. Глава Евросовета Дональд Туск заявил, что европейские лидеры выступают за «полноценный и неограниченный доступ всех медицинских гуманитарных работников». А Франция призвала к новой встрече СБ ООН по Алеппо. «Ситуация в Алеппо катастрофическая, это видят все. Остаются мирные люди, которые по-прежнему заблокированы в городе. И они хотят одного – возможности выйти, и выйти в безопасности», – утверждает глава МИД Франции Жан-Марк Эйро.
Вот только никто (кроме уже немногочисленных бандитов, еще не сложивших оружие) не препятствует всем желающим международным организациям контролировать процесс вывода боевиков, а уж тем более оказывать гуманитарную помощь мирному населению. Тому самому, которое покинуло опасные места при помощи российского Центра по примирению. Именно сирийские и российские военнослужащие с риском для жизни обеспечивали функционирование гуманитарных коридоров. При этом, пока восточная часть Алеппо была под боевиками, Запад и та же Франция выступали категорически против того, чтобы гражданское население эвакуировали из зоны боев. Теперь же, когда мирные жители могут не только выйти из восточного Алеппо, но и начали возвращаться обратно, Эйро заговорил о «безопасной эвакуации». Все более очевидно, что лишь безопасность террористов Запад и волнует. А на все преступления «умеренной оппозиции» они привычно закрывают глаза.
Такая привычка выработалась за почти четыре с половиной года войны в Алеппо. А ведь бандиты, взяв под контроль первые кварталы города в июле 2012-го, сразу стали творить кровавые бесчинства против населения и уничтожать культурное достояние древнего города.
С 2013 года начинаются постоянные террористические обстрелы районов города, подконтрольных законной власти. Обстрелы ведутся беспорядочно, практически ежедневно гибнут мирные граждане. В мае–июне нынешнего года количество таких жертв ежедневно оценивалось десятками.
Что творилось на подконтрольных боевикам территориях Алеппо, еще требует отдельного расследования. Так, когда террористы захватили лагерь палестинских беженцев Хандарат (по существу – квартал в пригороде Алеппо), они изгнали оттуда всё население. В других кварталах они, напротив, не выпускали мирных жителей, желающих уехать, используя их как живой щит – и средство пропаганды.
Но горожане все равно искали возможность перебраться в подконтрольную властям часть города. Для шиитов и христиан, курдов, палестинцев, армян это вообще было вопросом жизни и смерти. Их – особенно христиан (до войны их в городе было 250 тысяч) – объявляли кяфирами – неверными, и жестоко с ними расправлялись.
Однако ни одно из этих преступлений не было осуждено странами Запада и США. На них закрывали глаза.
В результате действий так называемой оппозиции из 2,4 млн довоенного населения Алеппо в городе осталось около 2 млн. Территориально боевики контролировали около половины города, однако в восточном Алеппо к началу 2016-го находилось менее 250 тысяч человек. Остальные перебрались в западные районы.
Но судьба 85% населения города, живущих в условиях постоянных террористических обстрелов, западных политиков и СМИ будто бы вообще не волновала. Как сейчас их ни в малейшей степени не беспокоит судьба мирного населения захваченной головорезами запрещенного ИГ Пальмиры.
Отдельный счет – уничтоженные «оппозицией» в Алеппо памятники истории и культуры. В их числе:
западные ворота исторической цитадели, построенной в X веке и внесенной в реестр культурного наследия ЮНЕСКО;
минарет великой мечети Омейядов;
самый длинный в мире (12 км) древний крытый рынок;
армянская церковь Cорока Мучеников XV века.
Всего в старом городе, до недавнего времени находившемся под контролем боевиков, уничтожено более 300 мечетей, десятки древних медресе, сожжено два десятка христианских храмов.
Восстановление полного контроля над Алеппо имеет важнейшее военно-политическое, стратегическое и экономическое значение.
Освобождение Алеппо подрывает экономическую базу террористических группировок и перекрывает поток поставок в Ракку, восстанавливает контроль на севере страны, позволяет восстановить промышленный потенциал города, а значит, и страны в целом (до войны в Алеппо проживало 50% всех рабочих Сирии), осложняет положение боевиков в соседнем Идлибе.
Но теперь начинается борьба на фронте не менее сложном – восстановительном, необходимо как можно быстрее возродить в городе нормальную мирную жизнь. А делать это придется в условиях как непрекращающегося политического давления на официальный Дамаск, так и продолжающейся военной угрозы со стороны боевиков.