Кроме того, спецпосланник Генерального секретаря ООН Стаффан де Мистура выступил в роли посредника, а посол США в Казахстане Джордж Крол – в качестве наблюдателя. В состав делегации оппозиции вошли представители «Джейш аль-Ислам», насчитывающей, по данным Министерства обороны России, 12 тысяч человек, а также отрядов, составляющих «Свободную сирийскую армию». Из серьезных оппозиционных группировок не была представлена только «Ахрар аш-Шам», хотя она и присоединилась к режиму прекращения огня.
Главным результатом переговорного процесса стало принятие итогового коммюнике, предусматривающего создание механизма по контролю за соблюдением перемирия.
Инициаторами переговоров, как известно, выступили Россия, Иран и Турция. В их совместном заявлении утверждается, что сторонам удалось договориться о создании механизма контроля за соблюдением режима прекращения огня в Сирии.
«Было принято решение создать трехсторонний механизм, который должен следить за полным соответствием режима прекращения огня, отсутствия провокаций… Мы приняли решение активно сотрудничать на астанинской платформе при содействии ООН с тем, чтобы обеспечить сирийский политический процесс, с тем, чтобы внести вклад в глобальные процессы и реализацию резолюции 2254», – говорится в документе.
В заявлении отмечается важность участия в переговорном процессе специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры и подтверждается приверженность идее суверенности и целостности Сирийской Арабской Республики как мультиэтнической, многоконфессиональной страны, существование которой гарантируется Совбезом ООН.
Страны-гаранты подтвердили намерения продолжать борьбу против запрещенных террористических группировок ИГ и «Ан-Нусры» и отделения их от другой части вооруженной оппозиции.
«Астанинская встреча – это не рынок, не базар, и поэтому мы обсудили конкретные вещи и достигли определенных результатов», – охарактеризовал итоги встречи глава делегации правительства Сирии Башар Джаафари. По его словам, целью участников межсирийских переговоров в Астане было закрепление перемирия и разрешение кризиса политическим путем, и участники переговоров в Астане приложили все усилия для достижения результата.
Представитель группировки «Южный Фронт» Иссам Эльрейс добавил, что оппозиция представила ООН свою версию механизма прекращения огня, которая затем должна быть передана правительству Сирии. В течение недели оппозиция готова ждать ответа режима президента страны Башара Асада.
Итоги встречи в Астане выводят усилия по урегулированию кризиса в Сирии на качественно новый уровень, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Несмотря на ряд точек соприкосновения, серьезные разногласия остаются. Одним из спорных моментов стала ситуация в районе Вади-Барада, где расположено водохранилище, снабжающее водой Дамаск. На протяжении месяца этот район находится под контролем вооруженных боевиков. Правительство Сирии заявляет, что там находятся боевики «Джебхат Фатх аш-Шам». Делегация оппозиции в свою очередь утверждает, что там действуют ее отряды, таким образом фактически принимая ответственность за военное преступление (каковым считается намеренное лишение мегаполиса воды). Однако «умеренные» требуют от правительственных сил прекратить наступление в этом районе. В свою очередь правительство, однако, останавливать наступление в Вади- Бараде не собирается. «Вади-Барада – это не тема, которая обсуждается на переговорах о перемирии, там действует «Джебхат ан-Нусра», – заявил на отдельной пресс-конференции глава правительственной делегации Башар Джаафари.
Кроме того, глава делегации вооруженной оппозиции Сирии Мохаммад Аллуш заявил во вторник по итогам переговоров в Астане, что оппозиция не приемлет никакой роли Ирана в будущем Сирии. Представитель делегации Усама Абу Зейд потребовал вывести все иностранные вооруженные формирования, в том числе иранские. «Мы не рассматриваем эти заявления, не соответствующие действительности. Мы пытаемся в меру своих сил с нашими партнерами – Россией и Турцией – положить конец этим несчастьям и начать новый этап в жизни Сирии, народ которой имеет полное право определять будущее страны и народа напрямую», – заявил в ответ заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн Джабери Ансари.
В ближайшее время планируется возобновить и Женевский процесс. Там 8 февраля планируется провести прямые переговоры между сирийской оппозицией и правительством. Их организацией пообещал заняться спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Однако до сих пор не ясно, состоятся ли такие прямые встречи и в каком виде на них будет представлена оппозиция (ранее противники официального Дамаска присутствовали в составе нескольких групп, между которыми были серьезные противоречия).
На открытии астанинских переговоров главы делегаций сторон Башар Джаафари и Мухаммед Аллюш сидели за одним столом. Однако после установочных заявлений контакты шли через посредников – Россию, Турцию и де Мистуру.