В стихийность поверить сложно. Все же такая массовость требует организации, даже если в обществе сформировались предпосылки. Предпосылок хватало. Румыния – одна из беднейших стран Евросоюза. Возможность ездить по Европе, предоставленная гражданам Румынии членством в ЕС, практической выгоды не принесла, кроме того что четверть населения уехала в поисках лучшей доли за рубеж. Многие отрасли промышленности уничтожены, да и сельхозпродукция местного производства заметно теснится импортом из более развитых стран на своем же внутреннем румынском рынке.
Коррупция существует в каждой стране. Как в наиболее развитых, так и самых бедных. Вот только поводы для нее разные. «Воруйте с прибылей, не воруйте с убытков», – говорил классик либеральной сатиры. Нищета – благоприятная среда для коррупции. А в Румынии такой среды хоть отбавляй.
В свою очередь, коррупция, как правило, исполняет роль закваски для любой «цветной революции». Не было ни одной «цветной революции» в мире, где бы обвинения власти в коррупции не было в первых пунктах списка претензий к руководству страны, в которой запланирована смена режима.
Массовое недовольство, ставшее поводом для многотысячных выступлений, было вызвано решением правительства о проведении амнистии, в результате которой на свободе могли оказаться чиновники, осужденные за коррупцию. Протестующие победили.
Как подтверждение победы митингующие восприняли слова премьер-министра Румынии Сорина Гриндяну. Обращаясь к нации 4 февраля, он заявил: «Я принял это решение из-за того, что происходит все последние дни. Завтра мы проведем экстренное заседание, на котором отменим указ. Я не хочу разделять Румынию и раскалывать наше общество». В воскресенье, 5 февраля, правительство провело экстренное совещание по этому поводу.
Остановятся ли на достигнутом протестующие? Аппетит приходит во время еды. Уже раздаются голоса: если удалось добиться решения задач по первоначальным требованиям, почему бы не потребовать большего? Но для возникновения требований «Долой правительство!» его следует подкрепить чем-то более существенным. Например, «Долой правительство, которое воюет со своим народом!». Для этого нужно изобразить войну с народом или устроить ее в реальности. Просто на разгон демонстрантов мировая общественность слабо реагирует. Это было запрещено только украинскому легитимному президенту зимой 2013–2014 годов, в остальных случаях допускается, и еще как допускается. Особенно в самих США еще при Обаме, в Германии, Греции. Везде, где смена власти не запланирована извне. Будут ли «сакральные жертвы» в Румынии как повод для толпы, вдохновляющий на подвиги? Готовы ли к этому организаторы?
Итак, а кому это выгодно? На прошедших парламентских выборах в Румынии победила Социал-демократическая партия. Она набрала 44,14% голосов в палату депутатов и 45,68% на выборах в сенат. Национал-либеральная партия нынешнего президента Клауса Йоханниса получила соответственно 19,45% и 20,42%. Серьезное поражение для президентской партии. «Борьбу с коррупцией» инициировал президент. Но повел ее оригинально: пострадавшие – это в основном сторонники победившей Социал-демократической партии. Нынешнего лидера Ливиу Драгню ограничили в правах, поскольку он был привлечен к суду по обвинениям в махинациях на выборах, и это не позволило ему занять премьерский пост. Социал-демократы утверждают, что президент, хоть и формально был инициатором борьбы с коррупцией, но ведет ее очень выборочно, и под предлогом этой борьбы сводит счеты с политическими противниками. Большинство обвиняемых – социал-демократы, национал-либералов среди них минимум.
Так что в отмене амнистии заинтересована как раз сторона президента Клауса Йоханниса. И этой стороне по-прежнему помогают фонды, финансируемые из все тех же заокеанских источников. Смена президента в США никого не должна вводить в заблуждение. Мощные силы, стоявшие за Обамой и Клинтон, не исчезли и не рассосались. Да и инерция работает как следует. Как и во всех подобных акциях, активно задействована молодежь. Именно она, по данным местной полиции, составляет большинство протестующих – до 80%. Почерк узнаваем – использовали тактику «сидячих» и «лежачих» протестов, когда участники акций садятся или ложатся на асфальт, таким образом выражая свое недовольство по поводу действий властей, как это было и на Болотной в Москве.
А нам ли не все равно? Не совсем… Симпатизировать румынскому руководству поводов нет. После согласия на размещение элементов системы ПРО на своей территории дружественной назвать эту страну сложно. В мае 2016 года, при президенте Йоханнисе, был осуществлен технический ввод в строй базы ПРО в Румынии. Надеяться на то, что после последних парламентских выборов в стране произойдет радикальная смена ориентиров, как в Болгарии или Молдове, можно, но было бы преждевременно, неосновательно.
Однако. Пример Румынии уже активно пиарится, например, таким известным информационным агентством, как Би-би-си. «Десятки тысяч жителей Румынии проводили ежедневные акции против указа о коррупционерах и в конце концов добились своего», – сообщает Русская служба Би-би-си. Даже «Вести.Ру»
И вновь все те же на манеже. Девять стран Запада, среди которых Германия, Франция и США, высказали свою обеспокоенность указом, так как, по их мнению, он мог бы подорвать партнерство, международную репутацию и позиции Румынии в рамках ЕС и НАТО. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отметил: «Борьба с коррупцией должна быть на первом месте». Не напоминает Украину февраля 2014 года?
Теперь вполне можно ожидать раскручивания примера Румынии и на российских информационных просторах. К сожалению, поводы для этого есть, и почва для семян недовольства более чем плодородная.
И тем не менее… В условиях пусть не хрустального, но все же достаточно хрупкого внутрироссийского мира нужно всегда интересоваться у тех, кто вкладывает гомеопатическими дозами булыжники в руки российского пролетариата: «Будьте любезны, свой паспорт и накладные на булыжники покажите».
Вполне может быть, что на паспорте орел будет одноглавый.