В Корее столкнулись интересы СССР и Китая с одной стороны и США, Великобритании, Японии и целого ряда их сателлитов – с другой. Несмотря на явный перевес США их союзников в живой силе и технике (СССР участвовал только военными советниками и летчиками), Корея была разделена примерно на 2 равные части.
В нашей постперестроечной пропаганде Южная Корея рисовалась исключительно в положительных тонах, как некое «южнокорейское чудо» в стране «победившей демократии», а КНДР показывалась как мрачный концлагерь, где толпы людей в серой (либеральные СМИ очень любят эту метафору) одежде едят траву. Разумеется, пропаганда не уставала повторять, что за малейшее отклонение от принятого порядка в КНДР следует расстрел.
При этом вы что-нибудь четко знаете о «массовых репрессиях» в КНДР? Думаю, нет. И я не слышал. А в российской прессе часто на полном серьезе перепечатываются разного рода фейки (раньше это называлось «уткой», а теперь используется вот это иностранное слово от английского fake – фальшивка) из южнокорейских СМИ – то глава КНДР Ким Чен Ын «бросит на съедение собакам» своего дядю, а потом с этим дядей, вполне живым и здоровым, фотографируется не кто иной, как звезда американского баскетбола Деннис Родман, сочувствующий Северной Корее и неоднократно там бывавший; то Ким Чен Ын вдруг «расстреливает» певицу Хён Сон Воль (которую южнокорейская пресса записывает ему в любовницы), да еще вместе со всем оркестром, а потом и Хён Сон Воль и ее оркестр целые и невредимые выступают на очередном национальном празднике; то какого-то очередного северокорейского генерала «расстреливают» аж из зенитки (как это они хоть себе технически представляют?), а он потом снова жив и здоров. И так далее и в том же духе.
На примере южнокорейской пропаганды абсолютно наглядно видно, как работала американская пропаганда, рассказывая о жизни в СССР. Думаю, процент правды был примерно такой же. А ниже просто некуда, потому что ниже нуля опускается только температура. Жаль, что сегодняшние российские СМИ в большой части все эти фейки подхватывают, а когда в прессе появляются опровержения, делают вид, что ничего не произошло.
А знаете ли вы, что именно в уголовном кодексе Южной Кореи предусмотрено наказание в виде 2 лет лишения свободы за любые несанкционированные контакты с жителями КНДР? И это имеет глубокий смысл. Обе Кореи не так далеки, как это хотелось бы американцам, и идеи чучхе гораздо популярнее в народе Южной Кореи, чем об этом пишут наши СМИ.
Вот, например, как последние события в Южной Корее освещает телеканал НТВ: «Южная Корея осталась без лидера. Накануне (10 марта. – Д.А.) Конституционный суд впервые в истории страны одобрил импичмент президента. Сразу после этого сторонники Пак Кын Хе вышли на улицы Сеула и устроили массовую акцию протеста. Вспыхнули беспорядки…
Что касается самого процесса, то Пак Кын Хе на заседании не присутствовала, пламенные речи произносили ее адвокаты. Они сравнивали процесс над президентом то с распятием Христа, то с казнью Сократа, а также грозили, что «будет бунт» и «кровь оросит асфальт». Но в итоге Конституционный суд единогласно объявил Пак Кын Хе импичмент, подтвердив решение парламента, принятое еще зимой.
Эти поразительные для Южной Кореи события начались прошлой осенью. Тогда журналисты одного из местных телеканалов нашли в мусорном баке планшет с документами президента, из которых следовало, что Пак Кын Хе давала редактировать свои речи подруге Цой Сун Силь, которая не занимала никакого официального поста. В прессе ее окрестили «Распутиным в юбке» за любовь ко всяческим предсказаниям и оккультизму.
Но следователей больше заинтересовали материальные дела. Выяснилось, что Цой Сун Силь на протяжении многих лет вымогала взятки у крупнейших южнокорейских корпораций, включая Samsung. Глава этой компании арестован, сама подруга теперь уже бывшего лидера сейчас тоже за решеткой. Она частично признала вину, заявив, что «совершила грех и заслуживает смерти». Теперь в тюрьму может попасть и сама Пак Кын Хе. Вместе с президентским креслом она лишилась и иммунитета от уголовного преследования».
Вот послушает несведущий человек и подумает: «Надо же, какие поразительные, несвойственные для Южной Кореи события происходят! Прямо торжество гражданского общества! Президент-женщина доверяла государственные дела своей подруге, замешана в коррупционных скандалах и теперь отстранена от власти! А чего народ-то бузит? И ведь уже погибшие есть!»
Я даже не буду сейчас рассуждать, насколько арест главы «Самсунга» выгоден его конкурентам – ясно, что, судя по падению курса акций компании, эта выгода выражается в миллиардах долларов. Но, честно говоря, мне с трудом верится, что для журналистов телеканала НТВ происходящее в Южной Корее стало «поразительными событиями». Хотя, возможно, их поразило довольно мирное отстранение от власти президента? Ей-богу, южнокрейцам есть о чем беспокоиться. Потому что на страницах их недавней истории такие события, что термины «чудо» и «демократия» к Южной Корее применимы еще меньше, чем к Чили времен Пиночета. А вот методы «чуда были как раз те же, только еще более жестокие и масштабные. И эти события и методы имеют прямое отношение к нынешним временам.
В последний период дела в экономике Южной Кореи идут далеко не блестяще, Китай и отчасти Вьетнам теснят ее по всем показателям, а США интересуют гораздо больше военные базы, чем уровень и качество жизни корейцев. И «Самсунг», и многие другие компании переносят свое производство в другие страны, прежде всего в те же Китай и Вьетнам. И надо сказать, что президент Пак Кын Хе как раз пыталась выправить положение и весьма авторитарными методами, обходясь при этом с наиболее активными представителями оппозиции совершенно бесцеремонно, стала демонстрировать диктаторские замашки, она уже расправилась с наиболее деятельными представителями оппозиции.
* * *
И здесь я позволю себе небольшой экскурс в историю Южной Кореи, потому что для нас, возможно, Пак Кын Хе может казаться женщиной-курьезом, вместе с подругой-экстрасенсом вершившей государственные дела в перерыве между массажем и макияжем, а для Южной Кореи эта личность имеет серьезные и, я бы даже сказал, страшные исторические корни.
12 декабря 1979 года в Южной Корее был совершен военный переворот и к власти пришел генерал Чон Ду Хван. Он утверждал свои порядки методами, по сравнению с которыми уже упомянутый Пиночет кажется юнцом. Только в ходе подавления студенческих волнений в одном лишь городе Кванчжу с 18 по 27 мая 1980 года погибло более 2000 (двух тысяч!) человек – точные цифры до сих пор неизвестны.
Но, как ни парадоксально, правление Чон Ду Хвана было некоторой «оттепелью» по сравнению с его предшественником – безжалостным и кровавым диктатором Пак Чон Хи, захватившим власть в ходе государственного переворота в 1961 году. Именно он является автором так называемого «южнокорейского чуда», которое объяснялось очень просто – Пак Чон Хи развернул страну в сторону Японии, от войск которой пострадало огромное количество корейцев и «нормализовал» отношения с США. Формы «нормализации» были совершенно безжалостные по отношению к корейскому народу – например, в войне во Вьетнаме на стороне США принимал самое активное участие 300-тысячный южнокорейский контингент. Мнение простых корейцев в расчет не принималось. США сделали вывод – от вьетнамской войны и военных методов перешли к экономическим – Южной Корее были выделены десятки миллиардов долларов, сюда пошли инвестиции и технологии. Тем более что диктаторский режим обеспечивал безжалостную эксплуатацию дешевой рабочей силы, сохранность и возврат капиталов. Денег у Америки тогда было много – наверное, она была единственной страной, которая от Второй мировой войны получила не убытки и разрушения, а огромную прибыль.
Нельзя сказать, что корейцы никак не протестовали против режима Пак Чон Хи – массовые демонстрации протеста и массовые же репрессии были обычным делом. Попытки убийства Пак Чон Хи предпринимались не раз, и 26 октября 1979 года он был все-таки убит. Его место как раз и занял Чон Ду Хван, полностью переняв его методы обращения с народом.
Так вот, Пак Кын Хе, президент-курьез и несостоявшийся авторитарный лидер, является родной дочерью диктатора Пак Чон Хи, которого жители Южной Кореи прекрасно помнят. И я прекрасно понимаю южнокорейцев, у которых президентская подруга-экстрасенс, коррупционные скандалы, папа-диктатор обуславливают не просто нелюбовь, но и настоящий страх перед внешне достаточно безобидной женщиной-президентом.
Нет, Южная Корея ни в коем случае не является ни «чудом», ни «демократией». И лично я не берусь предсказать, куда может зайти страна с такими «прочными демократическими традициями». И на фоне таких традиций я бы еще очень поспорил о сравнительном качестве жизни в Южной Корее и КНДР. Мне скажут: а в КНДР просто все зажато, там нет демократии, вот и волнений нет. Причем те же люди в тех же выражениях говорят про «режим» в СССР. Не знаю, как в КНДР, я не был, а люди из числа моих друзей, что были, никаких ужасов не видели. А вот как жили в СССР, я помню. Не чета нынешнему времени. Да, что-то, видимо было зажато. Мы этого не ощущали, но было что-то зажато явно правильно, потому что представить войну Грузии с Абхазией, Молдавии с Приднестровьем, Армении с Азербайджаном, не говоря уже о Украине с ДНР и ЛНР, просто представить себе было невозможно.
Мы слишком хорошо знаем, чем кончались американские попытки насадить «демократию» и «гражданское общество» в странах с неугодными США властями. Смертоубийством, расстрелами, казнями, войнами, геноцидом, показательными казнями законных глав государств. И не надо думать, что времена изменились. После 2 мая 2014 года в Одессе мы видим, что дикость, варварство и средневековье совсем рядом с нами и могут быть выпущены в любой момент. Поэтому я искренне желаю народу Южной Кореи учесть опыт своего недавнего прошлого и пройти трудные времена с минимальными потерями.