Между тем неспокойные времена в Белоруссии бывали. Например, в преддверии президентских выборов 2010 года протесты (и совсем не мирные) также активно готовились, а из государств Евросоюза прибывали «профессиональные протестующие».
Однако, если судить по словам Лукашенко, сейчас ситуация более серьезная. Как он выразился, речь идет не об «анархистах в масках», а именно о боевиках, получивших боевую подготовку: «Один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря – в Украине. Деньги шли через Польшу и Литву».
Обещано в скором времени обнародовать более подробную информацию. Но сведения об отдельных эксцессах уже появились. Житель Бреста попытался ввезти с Украины более полусотни патронов для пистолетов Макарова и Стечкина. На автодорожном пропуске «Брест» в салоне автобуса сообщением Швайбург–Москва обнаружена ручная граната. Самый серьезный из инцидентов: попытка прорыва вооруженными людьми украинско-белорусской границы в Александровке.
Еще один тревожный момент. Из Киева в Минск прилетел фрилансер, гражданин Японии Шамиль Цунеока (въезд в Белоруссию ему закрыт, так что на границе его «завернули»). Репутация у японца характерная: с начала 90-х он имеет крепкие связи с исламистами и постоянно находится в эпицентре военных конфликтов, причем всегда на стороне экстремистских группировок, «борющихся с кровавым режимом». Будь то гражданская война в Алжире или Чечня в 90-е, Сирия и Ирак – ныне. Его интерес к Украине тоже понятен. Но что интересующемуся исключительно войнами фрилансеру делать в спокойной Белоруссии? Невольно напрашивается вывод, что здесь намечаются горячие события.
«Пятой колонне надо взбунтовать страну. Их мечта разрушить власть и скинуть президента. Почему? А он не дает делить страну, заводы не прикарманишь, частной собственности на землю не вводит», – называет глава Белоруссии цели тех, кто провоцирует конфликт. Кое-что поведал он и о кухне белорусской оппозиции. Лукашенко рассказал, что недавно встретился с редактором оппозиционной белорусской газеты «Народная воля» Иосифом Середичем, который предложил президенту устроить круглый стол со своими политическими противниками.
Лукашенко в принципе согласился, но заявил, что на такой встрече должны быть патриоты Белоруссии, а не провокаторы. И вот, по его мнению, возбудились «лицензионные» оппозиционеры, почувствовавшие, что рискуют быть отодвинутыми, потерять материальную поддержку Запада. Теперь им важно продемонстрировать, что они по-прежнему борются «с кровавым режимом». А для этого нужны стычки и кровь.
Видимо, выбран уже и конкретный день. На 25 марта в Минске намечен «Марш рассерженных белорусов», который намеревается возглавить «лицензионный» оппозиционер Николай Статкевич, кандидат в президенты на выборах 2010 года, один из организаторов массовых беспорядков. Был осужден, а два года назад помилован Лукашенко.
15 марта в Минске состоялась массовая акция «Марш нетунеядцев». Аналогичные акции, в которых приняли участие сотни человек, прошли в этот день в Могилеве и Гродно. В феврале на подобные протесты вышли тысячи человек в разных городах Белоруссии.
В ближайшую субботу протесты могут быть еще более значительными. 25 марта 1918 года в оккупированном немцами Минске была провозглашена так называемая Белорусская народная республика. Почти два десятка лет прозападная белорусская оппозиция митингами и шествиями отмечает приуроченный к этой дате «День воли». Однако на этот раз к обычному контингенту митингующих, скорее всего, примкнут и те, кого не интересует ни бесславная история БНР, ни «общелиберальная повестка». Это обычные люди, попавшие под удар: коммунальные платежи растут, пенсионный возраст повышают. Да тут еще пресловутый Государственный декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Этот декрет и стал детонатором нынешних протестов. Основной целью декрета заявлено стремление государства компенсировать расходы на социальные услуги, оказывавшиеся гражданам, которые не платили налоги. Иными словами, если трудоспособный человек официально не учится и не работает, он обязан платить в казну определенную сумму.
Логика в таких мерах в условиях социального государства, способного обеспечить своих граждан работой и не поощряющего ни тунеядство, ни жизнь рантье, есть. «Как бы ни было непопулярно, Декрет №3 я не отменял. Единственное, что я потребовал, коль власть виновата (понаправляли эти «письма счастья» кому надо и кому не надо), – приостановить выплату на этот год. Но за это время мы выверим все списки», – заявляет Лукашенко даже после всех протестов. По его словам, ненормальной является ситуация, когда миллионы людей работают, а 300 тысяч «не несут никакой нагрузки».
Лукашенко вспомнил и о том, как к участникам акции против декрета «Дайте работу» в Могилеве пришли работодатели с предложениями. Но протестующие разбежались – никакая работа им была не нужна. Да и некоторые лидеры оппозиции очень небедно живут, сражаясь на западные гранты «за лучшее будущее Беларуси», при этом нигде не работают и налогов не платят.
Однако, как показала реальность, счета «за тунеядство» действительно выслали кому надо и кому не надо. И дело не только в некомпетентности чиновников. И в условиях Белоруссии не все могут найти себе достойную работу, а жизненные ситуации, особенно у небогатых людей, бывают самые разные. Но если настоящие тунеядцы, которые «с жиру бесятся», в конце концов без проблем выплатят сбор, то у тех, кто оказался в по-настоящему тяжелом положении, такой возможности нет. И вот, мало того что коммуналка растет, работу потерял, так еще и налог «на бедность» плати. Неудивительно, что многие оказались обижены, готовы требовать не абстрактной демократии, а вполне конкретной справедливости.
Такими и пользуются провокаторы, которых волнует лишь благосостояние собственное (что прекрасно демонстрируют результаты правления в странах победивших «майданов», прежде всего на Украине). Но чем больше обиженных и возмущенных, тем проще роль провокаторов.
Отдельная тема – роль России в вольной или невольной провокации таких «майданов» на постсоветском пространстве. Ведь слова Лукашенко о желающих прикарманить белорусскую промышленность, разворовать заводы, продать землю адресованы не столько белорусским оппозиционерам, сколько российским олигархам.
«Вы не волнуйтесь. Страну мы никому не отдадим. Мы будем ее держать вместе с вами», – обратился Лукашенко к могилевским рабочим. Однако поводы для беспокойства есть. И не только в Белоруссии.