Не обошлось и без эксцессов: на вокзале неизвестные лица, выкрикивавшие: «Позор!», забросали Навального яйцами, а во время поездки от него не отставали возмущенные представители местного отделения НОД (Национально-освободительного движения), вероятно, заранее знавшие его маршрут, которые и устно, и посредством наглядной агитации обвиняли политика в том, что он представитель пятой колонны США в России и американский агент.
Однако Навального это сильно не смутило. С настойчивостью тарана он продолжал делать свое дело: выступал, давал интервью, разъяснял свою позицию.
Здесь и началось самое интересное. Сначала Навальный дал пресс-конференцию журналистам региональных изданий и представителям общественных организаций. Понятно, башкирскую общественность больше всего интересовали перспективы отношений центра и национальных республик (в частности, Башкирии) в том гипотетическом случае, если он все-таки станет президентом, пусть не в 2018 году, но хотя бы в отдаленной перспективе. Политик уверял, что его программа предусматривает множество выгодных предложений для регионов: «Только мы говорим о необходимости изменения всей системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами. Только мы настаиваем на том, чтобы из Москвы, которая сейчас захапала всю власть и все деньги, полномочия и ресурсы были переданы в регионы и муниципалитеты». Коснулся Навальный и скандального поглощения «Башнефти» «Роснефтью»: «Роснефть» – это просто катастрофа. Это гигантский долг компании, измеряемый в триллионах рублей. Продажа ей «Башнефти» – глупое решение и с экономической, и с политической точки зрения. «Башнефть» должна быть независимой, должна нормально работать, быть зарегистрированной и платить налоги здесь, в Башкирии».
После пресс-конференции Навального удалось разговорить уфимскому корреспонденту издания «Идель реалии» – русскоязычного приложения татарской редакции «Радио «Свободы» («Азатлык радиосы»). Политик дал ему подробное интервью, которое не только опубликовал сайт «Радио «Свобода», но и с удовольствием разместил на своей страничке ВКонтакте уфимский штаб поддержки Навального (Алексей Навальный. Двусторонние договоры я считаю ненужным атавизмом. //
http://www.idelreal.org/a/28351270.html) и независимо от них напечатали на своей интернет-странице башкирские националисты из организации «Кук буре» («Небесные волки»). Основания для такого трогательного единства прозападных либералов, а также татарских и башкирских националистов становятся понятными, как только ознакомишься с интервью.
Прежде всего оппозиционный политик пообещал: «…президент Навальный перераспределит полномочия и деньги между центром и регионами таким образом, что вам не нужны будут никакие договоры (имеется в виду Федеративный договор между Москвой и Уфой, который был подписан в 90-е. – Р.В.). Я вообще не понимаю, зачем нужно отнимать у Уфы деньги и забирать их в Москву, чтобы там все поступления перемешать и потом вернуть какую-то часть в Уфу. Пусть часть налогов остается сразу здесь… во всем мире существуют реально работающие федерации, в которых регионы обладают достаточными политическими и экономическими полномочиями. Никто не разваливается, никто не убегает из таких федераций».
Неожиданной новацией прозвучало его предложение создавать вместо «суверенных республик» образца 1990-х «суверенные города»: «Мне часто говорят в последнее время: ты хочешь дать больше власти на местах, а это приведет к развалу России, потому что губернаторы опять станут царьками, князьками и ханами. Так вот, переток властных полномочий в города – главное лекарство против развала и раздробленности. В этом случае конкурировать между собой будут уже не регионы, а города. Не будет проблем, скажем, с президентом Татарстана, если конкурировать будут между собой Казань и Набережные Челны. Или здесь, в Башкирии, – Уфа и Стерлитамак». Предложение странное, ведь если это произойдет, к царькам-губернаторам прибавятся царьки-мэры… То ли политик считает своих оппонентов и слушателей полными идиотами, то ли он сам неспособен произвести простейшие логические операции…
Впрочем, Навальный не забыл и про республиканский суверенитет. Он заявил: «Право наций на самоопределение – естественное право. Оно никуда не денется, пока существуют нации и внутри них будут группы, которые стремятся вести свой народ к такому самоопределению». Также московский политик пролил бальзам на души башкирских националистов, позиции которых сильно «просели» после того, как создатель башкирского суверенитета М.З. Рахимов был смещен и Москва занялась «укреплением вертикали»: «Все равно останутся люди, которые скажут: дайте нам национальное государство башкир, и я не вижу в таких требованиях ничего ужасного. По крайней мере не вижу никакой необходимости ставить их, как вот сейчас, на учет как экстремистов, тем более сажать. У них есть свои взгляды на нациестроительство – так давайте вести с ними дискуссию». Прозвучало, конечно, и словечко «империализм», хорошо знакомое жителям республики по риторике башкирских и татарских националистов начала 90-х, которые открыто называли тогда Россию «колониальной империей» и кричали, что ее нужно «поскорее разрушить». Навальный подверстал «российский империализм» к идее гражданской нации: «Власть сейчас говорит о создании российской политической гражданской нации, просто пытаясь завернуть свою извечную идеологию империализма внутрь новой упаковки». Аплодисменты у определенной аудитории он этим, конечно, сорвал. И его, политика, который еще недавно вроде бы любил поговорить о правах русских, не смутило, что люди, разглагольствующие об «извечном империализме России», в 90-е годы выходили на улицы Уфы с плакатами «Русские – в Рязань, татары – в Казань!», «Чемодан–вокзал–Россия».
Позднее Навальный выразился еще определеннее: «Если башкирские националисты хотят участвовать в политике, хотят, к примеру, создать свою фракцию в Курултае (региональный парламент. – Р.В.), им должны быть посредством честных избирательных процедур предоставлены такие возможности». Теперь понятно, почему интернет-страница организации башкирских националистов «Кук буре» сразу же перепечатала интервью Навального… Только вот проблема в том, что в региональном парламенте Курултае нет фракции башкирских националистов не потому, что им намертво преградил дорогу «властный ресурс» (не устояла бы эта преграда, если бы поддержка национализма была массовой), а потому, что их идеи, к счастью, не пользуются популярностью у избирателей, в том числе и у самих башкир, от имени которых «волки» пытаются говорить. Какой разумный человек, живущий в мирной, спокойной республике и не желающий ни за что терять этот мир и покой, станет поддерживать требования отторжения у Оренбургской и Челябинской области части их территорий или запрет на браки башкир с представителями других народов, которыми прославились радикальные башкирские националисты? Навальный, прежде чем открывать для них двери парламента, сначала почитал бы хоть их программы…
Под конец, противореча самому себе, Навальный все же пообещал заключение нового федеративного договора: «…нынешняя ситуация – это наследие абсолютно лживого ленинского «федерализма», который принес присущие ему проблемы в XXI век. «Федерация» в нынешней России – это ложь и лицемерие; никакой Федерации, здесь, конечно, нет. Есть регионы, во главе которых стоят губернаторы, опирающиеся на существенный экономический и политический ресурс… Поэтому я считаю, что Федерация, конечно, должна быть переучреждена». Политика не смутило, что переучреждение Федерации автоматически означает подписание федеративного договора между регионами и центром, в частности между Башкирской Республикой и федеральным правительством, как это было сделано в начале 90-х. А ведь перед этим Навальный доказывал, что он – противник такого рода договоров и не допустит повторения «парада суверенитетов»… Что тут скажешь: легкость в мыслях необыкновенная! Развивая предвыборные обещания в Уфе, Навальный не только совсем забыл про свои московские заявления о защите русских, но и в конце своего уфимского интервью забыл, что говорил в начале…
2.
Но не это меня смутило. В конце концов такая «забывчивость» политиков-популистов вполне объяснима. Навальному нужны голоса региональных избирателей, и ради этого он будет говорить что угодно. Смутило меня чувство «дежавю». Все это я как будто уже однажды слышал… И точно, ведь нечто подобное в той же самой моей родной Уфе с трибуны митинга говорил 27 лет назад Борис Ельцин! В августе 1990 года Борис Ельцин, тогда председатель Верховного Совета РСФСР, посетил Уфу. Здесь на митинге, который республиканские власти собрали для почетной встречи московского гостя, он сказал: «…у башкирского народа действительно растет национальное самосознание, и его право – требовать самостоятельность и решить судьбу самим... Мы говорим башкирскому народу, народам Башкирии… Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить». Впоследствии СМИ превратили это заявление Ельцина в мем «Берите суверенитета, сколько сможете проглотить».
Понятно, Ельцин тогда искал союзников в борьбе с горбачевским центром и посчитал, что таковыми могут стать националистические элиты и движения в регионах РСФСР. Именно поэтому лидер «демократов перестройки» на митинге в Уфе говорил о самосознании башкирского народа и его праве на самостоятельность (притом что башкир в республике – чуть более 30%, и брошенный заезжим столичным начальником лозунг вполне мог привести к тяжелейшим последствиям вплоть до кровавых межэтнических столкновений).
Собственно, это провокационное заигрывание с националистами из союзных и автономных республик СССР и привело к распаду СССР, фактическому отрыву от России Татарии и Башкирии, которые до 1994 года не платили налоги в федеральный бюджет и не подчинялись центру, более того, позиционировали себя как суверенные государства, связанные с Россией международным договором, и даже собирались выпускать свои деньги (Татария). Но самое страшное последствие ельцинской «гастрономической метафоры» – война на Кавказе, некоторые лидеры которого всерьез восприняли предложение Ельцина и попытались проглотить «весь суверенитет» целиком… Ту же самую политическую линию пытается проводить теперь Алексей Навальный...
В разных СМИ уже не один и не два раза писали о странном сходстве между Навальным и Ельциным. Прежде всего не может не бросаться в глаза их внешнее сходство. Кажется, что природа, лепя лицо Навального, сделала все, чтоб даже самым непроницательным российским гражданам пришло в голову сравнение с первым президентом Российской Федерации… Но есть и более серьезные параллели.
Ельцин начал свой путь в большую политику как «борец с привилегиями». Будучи первым секретарем Московского горкома, он стал ездить на работу на троллейбусе, посещать обычные поликлиники, а также устраивать неожиданные проверки магазинов и баз, нещадно клеймя их руководителей за вороватость. Тем самым снискал себе огромную популярность, славу аскетичного «защитника народа» и борца с бюрократией. На волне этой дешевой популярности (проехав остановку на троллейбусе и пофотографировавшись для газет, «борец с привилегиями» сразу же пересаживался на свою персональную черную «Волгу») он и взлетел на самую вершину власти, став сначала народным депутатом, потом председателем Верховного Совета РСФСР (того самого, который он прикажет расстрелять через 3 года) и наконец президентом России.
Навальный также, после не очень удачных попыток создать свой бизнес, метаний между либеральными и националистическими партиями, избрал для себя роль разоблачителя коррупционеров и критика «зарвавшихся» и «зажравшихся» чиновников. Он создал целый ряд популистских проектов – «РосПил», «РосЯма», «РосВыборы», «РосЖКХ», «Фонд борьбы с коррупцией», каждый из которых представляет публике яркие, броские, хоть и не всегда твердо доказанные обвинения персон из госэлиты.
Проекты эти очень раздражают государство – вплоть до того, что Навальный стал фигурантом нескольких уголовных дел не без политического подтекста, но его самого они сделали настолько популярным, что в годы неудавшейся «цветной» революции в России он превратился в явного лидера объединенной антипутинской оппозиции. Выборы мэра Москвы в 2013 году показали, что Навальный собрал голоса 27% процентов избирателей, выйдя на второе место после Собянина, на которого, естественно, работал весь властный ресурс. Это настолько вдохновило Навального, что он выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы 2018 года.
Объединяет Ельцина и Навального и явное покровительство со стороны США. Как известно, попав в опалу, Борис Ельцин в 1989 году посетил США: формально – для чтения лекций по приглашению членов сената и палаты представителей, а также фонда Рокфеллеров и фонда Форда, фактически – для встреч и консультаций с ведущими американскими политиками и представителями деловых кругов, включая действовавшего президента Д. Буша-старшего и бывшего Р. Рейгана. Американцы заметили нового оппозиционного политика и решили его посмотреть, «прощупать», чтобы решить, стоит ли делать на него ставку. Решили, что стоит. И сразу же после этой поездки Ельцин заявил на встрече с другими лидерами межрегиональной группы, что пора начать борьбу с Горбачевым, выражая, естественно, не только свое собственное мнение…
Навальный также вызвал своими инициативами интерес со стороны американцев. По протекции Гарри Каспарова и Евгении Альбац в 2010 году Алексей Навальный в течение 5 месяцев учился в США в Йельском университете в рамках программы «Баланс России», целью которой была подготовка проамериканской элиты будущей постпутинской России. После возвращения из США Навальный превращается в известного блогера и оппозиционного политика, а его общественные проекты вроде «Фонда борьбы с коррупцией» получают щедрое финансирование.
Наконец, сближает Ельцина и Навального готовность резко менять свои политические взгляды, навевающая нехорошие мысли об их почти полном отсутствии при зверином стремлении к власти. Борис Ельцин был вознесен на должность первого секретаря Московского горкома после отстранения Гришина. Иначе говоря, он попал в коридоры высшей власти как представитель «андроповского» крыла в КПСС. Но вскоре, почувствовав, что интеллигенция и массы больше сочувствуют «перестройщикам», он резко меняет курс и превращается в радикального «демократа», публично разругавшись со своим былым покровителем Лигачевым. Когда того потребует политическая конъюнктура, Ельцин выйдет из КПСС, объявит себя антикоммунистом и даже начнет процесс против партии, в которой состоял долгие годы и занимал высокие посты.
Такую же политическую гибкость проявляет современное альтер эго Ельцина Алексей Навальный. Он пришел в политику как либерал, член партии «Яблоко», но быстро понял, что эта интеллигентская партия с ее полузабытым лидером обречена на колебание возле проходного процента в парламент. Избиратели не будут голосовать за тягомотину из общих фраз либерализма девяностых и уж тем более не пойдут за политиком, который проиграл все президентские выборы, в каких только участвовал. Зато русский национализм пользуется среди москвичей все большей популярностью… И Навальный становится участником «Русских маршей», создает свое движение «Народ», которое позиционирует как «национал-демократическое». Но затем, поняв, что русский национализм отпугивает его зарубежных покровителей, он снова возвращается в стан либералов… Нынешние политические взгляды Навального, выражаясь словами революционного поэта, просты как мычание: честные люди против жуликов и воров… Короче, за все хорошее против всего плохого. Очень уж удобная позиция для политика-популиста…
Теперь же Навальный, как и Ельцин, очевидно, стал разыгрывать националистическую карту…
3.
Максим Калашников еще 6 лет назад, перед «Болотной революцией», предупреждал, что Навальный – это проект, который готовят для развала России, как и Ельцин был проектом, предназначенными для развала СССР (Михаил Калашников. Проект «Навальный»: Ельцин-2 // http://m-kalashnikov.livejournal.com /785987.html). Калашников предсказывал тогда ослабление режима вследствие предательства представителей ближайшего окружения Путина, имеющих на Западе семьи, собственность, финансы и боящихся все это потерять. В результате, по мнению публициста, к власти пришел бы Медведев – Горбачев-2, чуждый и системным консерваторам, и антисистемным либералам, не способный справиться с управлением огромной страной. Страна будет ввергнута в новый период метаний и хаоса, экономика придет в полный упадок, «Единая Россия» просто распадется, как распалась в годы перестройки КПСС, в политике возобладают радикалы и популисты.
Тут и появится на сцене Навальный с идеями нацдемократии, представляющими собой помесь проамериканского либерализма и русского национализма. «Виновными во всем» объявят «инородцев», выбросят лозунг «Перестать кормить нерусские регионы!» и «Россия для русских!» и повторится история, произошедшая в начале 90-х, только на месте горбачевского союзного центра окажется медведевский федеральный центр, на месте «СССР – империи зла» – «РФ – последняя империя». Вслед за республиками Кавказа от РФ отделятся Якутия, Бурятия, Башкирия, Татария, республики Поволжья, нынешнее российское пространство пересекут госграницы и таможни, начнутся войны из-за территориальных проблем и из-за нефтегазовой трубы, в новоявленных государствах утвердится такой же «сырьевой неофеодализм», как и в современной РФ, только качеством похуже и ближе к варварству и бандитизму. Народ в конце концов поймет, что его обманули, но будет поздно….
В реальности события сложились немного по-другому. «Болотная революция» не удалась, а потом произошло воссоединение России с Крымом и сложилось беспрецедентное объединение общества вокруг Путина и его команды. Но это вовсе не значит, что к прогнозу Калашникова не стоит прислушаться.
Экономика России постепенно стагнирует, страна оказалась в международной изоляции, санкции Запада сильнее всего ударили по элите, которая действительно имеет за границей счета и собственность, отправляет туда учиться детей, так что недовольство Путиным в кругах высшей бюрократии постепенно растет. Да и присоединение Крыма происходило под лозунгом объединения русских в одном государстве, значит, Путин сам разжигает настроения русского национализма, которые в принципе вполне могут стать бомбой, подложенной под многонациональную РФ. Таким образом, Навальный вполне еще может сыграть роль Ельцина-2, и в свете этого уфимские обещания Навального звучат довольно-таки зловеще…
Гегель заметил однажды, что «великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс». Маркс, процитировавший эти слова в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», имел в виду, как известно, Наполеона Бонапарта и его племянника Луи Бонапарта – бездарного прожигателя жизни и волокиту, ставшего императором Франции под именем Наполеона Третьего. Однако эту фразу вполне можно отнести и к двум фигурам новейшего российского либерального движения – лидеру перестройки Борису Ельцину, с которым связана трагедия распада Великой России – СССР, и современной пародии на него Алексею Навальному. И остается лишь надеяться, что народ раскусит этот нацдемовский фарс и не позволит окончательно раздербанить государство Российское выпускнику «кафедры оранжевых революций» Йельского университета.