Задержание Сергея Терехова, подполковника полиции УЭП и ПК УМВД, за получение взяток на 16,2 млн рублей показывает, что Управление, главной задачей которого является организация борьбы с коррупцией, как раз и поражено этой болезнью.
Можно бы не говорить об этом деле – в семье не без урода. Но даже при неглубоком анализе системы антикоррупционной работы можно понять, что условия для коррупции в коллективе были созданы давно.
Краткий анализ коррупционных дел на Кировской земле показывает, что в период службы начальника УМВД Вячеслава Бучнева (2004–2011 гг.) коррупции в области словно бы не было. Болото коррупции разворошил генерал Сергей Солодовников (2012–2015 гг.), когда в сети УМВД попались взяточники-преподаватели пяти вузов Кирова, взяточники-врачи военно-врачебных комиссий – за откосы от армии примерно 1000 симулянтов-призывников, главы-взяточники Фаленского и Зуевского районов. Были и громкие дела (Ганжела, Лузянин, Прокоп). Сегодня основными действующими лицами в сфере коррупции, если судить по уголовным делам УМВД, стали врачи-ветеринары за выдачу фальшивых справок и главы сельских поселений.
В должностных преступлениях, выявляемых полицейскими УЭП и ПК, прослеживается погоня за статистическими показателями («палками»), но не системная борьба с преступностью в сфере экономики. Достаточно вспомнить дело в отношении главы Татауровского сельского поселения В. Никитина, который для общественного забора срубил на кладбище 10 дикорастущих елок. После 9 месяцев расследования дела – оправдательный приговор. Выявлением коррумпированных высокопоставленных чиновников, на мой взгляд, Управление себя не зарекомендовало.
Признаки коррупционной болезни
Сергей Терехов, когда получал взятку за крышевание предпринимателя и обещал покровительство последнему, сознавал свои возможности в этом вопросе.
Суть в том, что практика проведения проверок и возбуждения уголовных дел по преступлениям экономической направленности, сложившаяся в Управлении, сама по себе способствует коррупции. Районные отделы полиции лишены права самостоятельно возбуждать уголовные дела без разрешения УЭП и ПК. Материалы проверок в обязательном порядке направляются для изучения в УЭП УМВД, где подполковники и полковники решают, быть уголовному делу или не быть.
Я предвижу аргументы УМВД в пользу такой практики. Мол, на местах могут наломать дров и возбудить дело по недостаточно проверенным материалам. Еще скажут, что в районах мало профессионально подготовленных работников, способных расследовать такие дела. Однако надзором, например, обязана заниматься прокуратура, которая в таких вопросах вполне способна разобраться без УЭП. Это прокурорский хлеб.
Не зря по материалам проверки агрохолдинга «Аль-Пари», приведшего к банкротству 11 крупных сельхозпредприятий области, уголовные дела не возбуждались 3 года. И сегодня в отношении лиц, которые получили в банках 2,3 млрд невозвратных кредитов, проводится выборочное косметическое расследование. Всего лишь в рамках нескольких эпизодов преступной деятельности, когда таких эпизодов, на мой взгляд, сотни. Должностные лица УЭП и ПК УМВД, не разрешая возбуждать уголовные дела по преступлениям, совершенным на территории района, годы твердили сотрудникам отдела «Нолинский», что дело по «Аль-Пари» не их уровня.
Почему не возбуждалось уголовное дело по агрохолдингу «Аль-Пари», мне понятно. Там замешаны очень большие деньги и должностные лица высокого уровня, причем из разных ведомств.
Еще один используемый прием для крышевания коррупционеров – уголовные дела возбуждаются против самих заявителей о преступлениях, которые очень настойчивы в своих жалобах. Когда председатель СХА (колхоз) «Ленинский путь» В. Лобанов обратился в УМВД с подробным заявлением о совершенных преступлениях «Аль-Пари», побывал в приемной УМВД и лично передал заявление, уголовное дело возбудили в первую очередь в отношении его самого.
Аналогичным образом было возбуждено уголовное дело в отношении главы фермерского хозяйства «Колосок» Даровского района Г.П. Прединой. Последняя куда только не обращалась с заявлениями о рейдерском захвате своего предприятия, а дело возбудили в отношении нее. Дело в конечном итоге прекратили, но ей пришлось заплатить своим здоровьем. По странному совпадению как в деле Лобанова, так и Прединой косвенным участником событий оказалась конкурсный управляющий Е.Е. Семакова. И тут и там дела связаны с арендой леса.
Еще одной гарантией крышевания является хранение материалов проверки в отношении отдельных лиц непосредственно в УЭП и ПК УМВД. Причем материалы в управлении находятся годами. Три года хранился в УЭП материал проверки по ОАО «Птицефабрика «Нолинская». Там же до сих пор материалы проверки в отношении конкурсного управляющего Е.Е. Семаковой, приятельницы одного из должностных лиц УЭП и ПК. Эти господа дружат семьями.
Удивительное единство правоохранителей
Гарантией сохранения коррупции в регионе является одинаково пассивный взгляд на экономические преступления разных правоохранительных структур. В борьбе с коррупцией неоценима роль Управления Следственного комитета. Именно в его функции входит расследование уголовных дел по должностным лицам разных уровней. СК РФ напрямую подчиняется президенту России, и это является главной гарантией независимости комитета от местной власти и иных силовых структур и объективного расследования уголовных дел.
Около 4 лет Следственное управление СК региона возглавлял Г. Житенев. Перед переводом в другой регион он дал пространное интервью, где красной чертой проходит высокая оценка собственной проделанной в эти годы работы и, как результат, – 1-е место в России по достигнутым показателям.
После прочтения интервью у меня сложилось иное оценочное мнение. Во главу заслуг руководитель поставил уголовные дела по сосулькам, упавшим с крыш и нанесшим травмы пешеходам. До него такой практики в регионе, оказалось, не было. Второе достижение – дела по врачебному браку.
Этих ли результатов ждут от СК наши граждане, когда в регионе массовое банкротство предприятий, распространены злоупотребления служебным положением разного уровня должностных лиц? Достаточно вспомнить пятилетние похождения на Вятке экс-губернатора Михаила Прусака, который якобы для развития птицефабрик ОАО «Кировхлеб» набрал в Россельхозбанке порядка 19 млрд невозвратных кредитов. В результате разорены 5 птицефабрик, а взятые деньги, скорее, использованы на цели, не связанные с производством, то есть совершено мошенничество в особо крупных размерах. Огромный ущерб экономике, утрата рабочих мест, разрушенные судьбы тысяч людей, а Следственный комитет занят сосульками. Прокуратура проверяет крыши, занесенные снегом, вместо проверок фактов крышевания должностных лиц.
В 2016 г. депутат Госдумы С.П. Мамаев направил на имя Г. Житенева заявление в отношении должностных лиц Сбербанка, выдавших заранее невозвратные кредиты в пользу агрохолдинга «Аль-Пари», где также усматриваются злоупотребления служебным положением на сотни миллионов рублей. Уже через несколько дней материалы были препровождены в другое ведомство под предлогом того, что они у господина Житенева интереса не вызвали.
Новые наследники
Когда я начинал службу в органах МВД, практически во всех подразделениях работали тогда участники войны 1941–1945 гг., то есть люди, прошедшие через большую беду и имевшие солидный опыт работы в милиции. Они учили нас не только тонкостям службы, но и бережному отношению к людям. Сегодня на службе в полиции новые питомцы, получившие воспитание в криминальные и лихие 90-е годы. Нет среди личного состава и баланса разных возрастов, который привносит в коллективы здоровый дух. Старослужащие из органов уволены в результате неоднократных сокращений численности МВД.
Это новое поколение воспитано совершенно на иных идеалах, в которых едва ли не главную роль играют деньги. Причем сегодня из призыва 90-х годов выстроена вертикаль полиции снизу доверху, и отношение к служебному долгу одинаково на всех уровнях. Достаточно вспомнить дело полковника Дмитрия Захарченко из Главного управления экономической безопасности МВД РФ, чьи служебные обязанности напрямую связаны с борьбой с коррупцией. В квартире полицейского была обнаружена валюта на 8 млрд в рублевом эквиваленте. Система работы проста: служить начальнику, который служит своему шефу. Родина уже ни при чем.
Новые правоохранители образуют сегодня целые кланы из детей и внуков бывших блюстителей закона.
Разговоры начистоту – в полную пустоту
В один из дней 2016 г., незадолго до задержания в Москве губернатора Никиты Белых, мне позвонил сотрудник Управления УЭП и ПК. Высказал пожелания, чтобы я прекратил писать заявления о коррупции в федеральный центр. «Бесполезно, все равно эти заявления будут лежать на моем столе», – примерно так выразил свою позицию этот офицер полиции.
Очень похоже на то, что он высказал не только свою точку зрения. К сожалению, разговор на тему борьбы с коррупцией на личном приеме у врио губернатора И. Васильева также не нашел практической поддержки. Я просил врио пригласить в г. Киров из федерального центра специальную группу МВД и Генпрокуратуры, которая бы изучила в нашей области состояние борьбы с коррупцией и сделала объективные выводы по этому важнейшему вопросу. Предложения не прошли, разговор не имел никаких последствий.
В работе правоохранителей сегодня характерна закрытость перед населением. Вместо того чтобы направлять свои усилия на выявление преступлений в сфере массового банкротства предприятий, среди беспредела конкурсных управляющих, в банковской среде, где выдаются заранее невозвратные миллиардные кредиты, в сфере госзакупок, где от злоупотреблений теряются огромные бюджетные ресурсы, подразделения УЭП и Следственного комитета увлечены статистическими показателями. Хочется верить, что новый руководитель СК, пришедший из Татарстана, в этот стиль работы внесет положительные коррективы. Когда был задержан полковник Дмитрий Захарченко, коллектив его подразделения был полностью расформирован. Что сделает руководство УМВД в связи с делом С. Терехова – покажет время.