А в апреле прошлого года действовали санкции, введенные Москвой против Анкары после того, как турецкие ВВС в ноябре 2015 года сбили российский военный самолет, который в ходе операции на севере Сирии на несколько секунд нарушил воздушное пространство Турции. Однако в конце прошлого года Путин распорядился отменить эти санкции в туристической сфере. Теперь между Россией и Турцией вновь есть чартерные рейсы.
Впрочем, в сельскохозяйственной отрасли между Москвой и Анкарой продолжается торговая война, обошедшаяся производителям обеих стран в сотни миллионов долларов. Россия в качестве реакции на сбитый самолет ввела санкции против двух десятков видов турецкой сельскохозяйственной продукции, из которых лишь некоторые уже выведены из-под санкций. Так, российские покупатели вновь могут найти в магазинах капусту, брокколи, лук или гвоздики из Турции; однако запрет на ввоз помидоров, огурцов, яблок и других овощей и фруктов до сих пор не снят, несмотря на многочисленные просьбы турецкой стороны.
Лишь частично были сняты также ограничения на деятельность работающих в России турецких компаний, в первую очередь в строительном секторе. Делегация, собранная уже после референдума о конституционной реформе в Турции 16 апреля, съездила в Россию, но вернулась ни с чем.
Москва требует, чтобы Турция сначала отменила свои штрафные импортные пошлины против российских продуктов, введенные в середине марта в качестве реакции на российские санкции. Так, пошлины на российские пшеницу, кукурузу и подсолнечное масло достигают сейчас 130%, что, по сути, равнозначно запрету на их импорт. Турецкий министр Зейбекчи открыто признал, что речь идет о мерах по поддержке отечественного сельского хозяйства, пострадавшего от российских санкций. Впрочем, Турция не может обойтись без импорта пшеницы и по этой причине, в частности, начала соответствующие переговоры с Украиной, чтобы, по мере необходимости, заместить недостаток российских поставок.
Усиление турецко-украинских торговых отношений, в свою очередь, невыгодно Москве. Кремль и без того косо поглядывает на турецко-украинское сотрудничество в военно-промышленной области. Так, Киев и Анкара согласовали ряд совместных проектов либо ведут соответствующие переговоры. В частности, речь идет о развитии спутниковых технологий, навигационных систем и двигателей. Москве это не нравится, тем более что переговоры о поставках систем ПВО С-400 в Турцию, о которых в последнее время стало известно, еще не закончены.
И над всеми этими вопросами нависает туча главных разногласий – по поводу ситуации в Сирии. Россия поддерживает президента Башара Асада, а Турция настаивает на его свержении. Москва поддерживает курдское ополчение на севере Турции, а Анкара борется с ними.
…Пресловутая «нормализация» двусторонних отношений, в которой некоторые наблюдатели в прошлом году видели даже потенциал для серьезного антизападного союза, во многих аспектах наткнулась на непреодолимые разногласия в рамках экономической и политической игры с нулевой суммой.
Frankfurter Allgemeine Zeitung,
Германия