И совершенно не имеет значения, что поход в Венскую оперу могут позволить себе пара процентов украинцев.
Пафос мероприятий, проводимых в честь безвиза 10 июня в Киеве, соответствовал эпохальному событию, например, встрече с инопланетным разумом или созданием вечного двигателя. Но в стране, где мэр столицы лично перерезает ленточку на открытии уличного туалета, эпохальным становится и отмена оплаты в 35 евро за визу в Европу.
Порошенко выступал дважды. Возле своей администрации в полдень запустил 12-часовой таймер с обратным отсчетом, а вечером со сцены майдана цитировал классиков русской литературы. Но обо всем по очереди.
В полдень возле своей конторы, как истинный «не раб», начал с английского: «I am Ukrainian and I love freedom». (Я украинец, и я люблю свободу!) Затем уже по-украински демонстрировал свое красноречие, не сумев и здесь обойтись без «агрессора»: «Наконец-то это случилось… К этому дню мы шли очень-очень долго. Мы очень ждали этот день. Но мы не сидели сложа руки. Вся Украина и весь украинский народ упорно работали, изменяя страну. Мы приблизили этот день, когда вышли на майдан и осуществили революцию достоинства. Мы – украинцы, создавшие в невиданно короткий срок вооруженные силы Украины, украинскую армию, украинское войско, защитили свою свободу, свою землю, свою волю, демократию от российской агрессии. От российского нашествия защищая с оружием в руках каждую частичку украинской земли. Мы выполнили и имплементировали план визовой либерализации. А пан посол может подтвердить – там было почти полтораста пунктов, над выполнением которых нужно было очень сильно работать. И мы сделали это. <…> И в конце концов мы можем говорить – сейчас мы запускаем обратный отсчет. Обратный отсчет к необратимым изменениям. И это будет окончательное «прощай» Российской империи, и слова «back in USSR» мы будем слышать, только слушая Beatles, и никогда больше не вернемся в Советский Союз потому, что мы, гордая и свободная демократическая нация, возвращаемся к семье европейских народов. И я горжусь, что нам это удалось. Думаю, что этому радуются на небе и герои Небесной Сотни, и герои украинского войска, которые отдали жизнь за нашу свободу, нашу независимость, нашу демократию и за этот миг возвращения в Европу…»
Представляя безвиз как предел мечтаний, Порошенко забывает напомнить о цене, которую пришлось заплатить за достижение этой цели. Это известная истина, но о ней стоит напомнить в день такого «праздника». Страна потеряла огромные и важнейшие территории. Крым ушел сам, спасаясь от «поездов дружбы» с бандами вооруженных радикалов и пытаясь уйти от гражданской войны. Не сумев укротить Донбасс силой, Киев отрезает его умышленно и настойчиво, желая избавиться от народа – ненужного Киеву электората, который предпочтет лечь костьми в окопах, чем кричать «СУГС» (так в Киеве сокращают набившую оскомину речовку – «Слава Украине, героям слава»). Война стала реакцией народа на неприемлемый курс тех, кто пришел к власти в результате переворота. Переворот был организован Западом и в интересах Запада, почуявшего, что Украина может вернуться в свою естественную среду обитания – евразийское объединение братских народов, какое бы название оно ни носило. Переворот стал продолжением очередной «цветной революции», начатой якобы наивными студентами, выступающими за «европейские ценности». Проделав долгий путь в псевдоевроинтеграцию, потеряв десятки тысяч своих граждан убитыми и миллионы эмигрировавшими, потеряв треть ВВП, в три раза сократив реальные доходы населения, Украина празднует. И празднует то, что могла бы получить гораздо быстрее, будучи богаче, оставаясь с Крымом и Донбассом и в нормальных отношениях с Россией!
Но нормальные, пусть не братские, а хотя бы взаимовыгодные отношения с Россией Порошенко не нужны. Хотя все остальные, кроме братских и родственных отношений двух территорий одного этноса, уже нонсенс. Вечером того же дня на майдане Порошенко заявлял об «окончательном разрыве... с Российской империей», цитировал русскую классику: «Прощай, немытая Россия. Страна рабов, страна господ. И вы – мундиры голубые, и ты – им преданный народ». Порошенко считает, что безвизовый режим с Европейским союзом знаменует окончательный разрыв Украины с авторитарным «русским миром»: «Мы наконец политически, экономически и духовно свободные от их скреп».
Для пущего охвата атмосферой счастья и праздника населения указано было прислать радующихся по разнарядке – от учреждений и организаций.
По-разному на событие смотрят с разных сторон европейско-украинской границы. И если послы западных стран выдерживают дипломатический этикет и, исходя из политической целесообразности, поддакивают Порошенко, то у чиновников, занимающихся практической деятельностью, с языка срывается то, что у многих на Западе на уме. Не понимая всего торжества момента, глава Польско-украинской хозяйственной палаты Яцек Пехота в своей речи назвал вещи своими именами: «Благодаря массовой трудовой миграции рабочие из Украины превращаются в массовых евроинтеграторов. Они получают на польской территории навыки официального трудоустройства, регулярной уплаты налогов и оформления медицинского страхования, которое способствует безопасности труда. Этот процесс идет непрерывно. Большинство украинцев в Польше – сезонные работники, каждые 2–4 месяца возвращаются домой. Свои полезные привычки из Европы они прививают дома. Таким образом, несут европейские ценности в Украине». Спасибо пану поляку, искренне указавшему на место, которое шляхта отводит украинцам в Европе. Значит, сезонная работа в Польше и далее, где придется, – мечта многих поколений украинцев? Особенно тех, кто создавал «Руслан» – Ан-124, «Мрию» – Ан-225, «Сатану»–«Воеводу» – SS-18 и многое-многое другое. И, конечно же, где бы еще украинцы набрались полезных привычек, как не в Польше? А то ж дикие были, не знали, как оформлять страховки и платить налоги.
Вряд ли об этом мечтали украинцы, освобождающие общую Родину от общего врага в Великой Отечественной. Они были в Берлине и во многих других городах Европы, и визы для этого им были не нужны. Им бы в страшном сне не могло присниться, что часть народа-победителя откажется от своего прошлого и президент территории под названием «Украина» будет называть мечтой народа упрощенное пересечение западной границы.
Кстати, на польско-украинском переходе границы, на польской территории надпись: «Добро пожаловать в Европейский союз» написана на трех языках – английском, польском и… русском.
Рано пока говорить о результатах и последствиях безвиза. Подсчет евроинтеграторов, вернувшихся домой с целью поделиться полезными привычками, нужно будет проводить через три месяца, когда срок легального пребывания закончится, – можно будет свести дебет с кредитом уехавших и вернувшихся.
Порошенко и компания не собираются останавливаться на достигнутом. Теперь у них в планах ввести визовый режим с Россией. Последствия от такого шага будут более заметны, чем безвиз с Европой, если Россия ответит симметрично.
На Украине уже ходят анекдоты по этому поводу: «После введения безвиза украинский пограничник спрашивает у пассажира с украинским паспортом, прибывшего в Борисполь рейсом из Европы: «Цель вашего возвращения?»