Оказывается, учитель «по привычке» занимает свое место.
…Как сейчас помню: мы – в коридоре, на перемене. Звонок – и мы все бегом в класс (конечно, прямоугольный). Входит учитель – мы встаем и уже с интересом ждем услышать что-то новое. Учитель здоровается, окидывает нас взглядом и приглашает сесть. И эту «привычку» – как начинать урок, я переняла у своей учительницы. И все 56 лет ею пользовалась.
И никогда, пока училась, работала, у меня не возникало сомнений о форме класса и месте в нем учителя.
Наоборот, стоя «по привычке» перед классом, видишь всех учеников – их лица, глаза, и по ним узнаешь их настроение, их интерес. Следишь за тем, что так или не так в ходе урока.
А если бы учитель стоял лицом к окну или к доске? На моих уроках на доске мало писали, но всегда висели карты, картины, схемы. Приходилось стоять с указкой вполоборота к доске и к ученикам. Это тоже не так, как надо? А как надо?..
Учителя, занимая место перед учащимися, не были манекенами. Они работали на уроке, даже если были лицом к ребятам.
Вы должны помнить уроки физики, химии, когда часто проводились практические занятия, и учителю некогда было стоять – он обязательно подходил к ученику или группе учеников.
Что даст ваша кабинетная «прямоугольная революция»? Искоренит двоечников? Вряд ли.
Шекспир писал:
«…Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, ревущий на руках у мамки, потом плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой ползущий в школу».
Проблема древняя. И слава тем, кто может ее решить. Но всё равно углы и место учителя здесь ни при чем.
Вы в своих «новациях» утверждаете: «Для того чтобы формировать проектный подход, для того чтобы формировать групповую работу, чтобы выстраивать команду, вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому. (?!) И работа строиться иначе. И учитель должен подходить иначе (вы это о чем?). Он не должен стоять у доски».
Ваше утверждение: всё это задает совершенно иное содержание всему образовательному процессу.
Господи, что же еще ждет нашу школу? Разве вам мало ЕГЭ?! Разве мало того, что убрали из школьного обучения астрономию? Вводите уроки по изучению истории религии, а из уроков по литературе убрали произведения, на базе которых ученики получали понятие о патриотизме?
Раньше всё очень хорошо формировалось.
Вам мало того, что выпускники идут в пединституты, только чтобы получить диплом о высшем образовании, а потом отказываются ехать в сельские школы – где им либо часов не хватает, либо их там зарплата не устраивает.
По поводу группового обучения… Так его же учителя давно используют.
Всего лишь один пример. В Омске долгое время существовала «Школа Черемухиной Н.Г.» для учителей математики по групповым, звеньевым методам обучения. И это давало хорошие результаты. Н.Г. Черемухина – Отличник образования, а основатель этого метода – Чередов.
А сколько грамотных учеников, порядочных людей выпускают наши учителя из своих «прямоугольных кабинетов»! И наполняемость вузов это подтверждает – выпускники вузов выходят уже с красными дипломами. Только вот беда: немногие находят себе работу по специальности.
Вот эту-то проблему и надо решать. Вы знаете, что почти каждый учитель имеет свой «подход», свою методику обучения. И многих учителей с лучшими методиками обучения и воспита-
ния называли «новаторами» – их знала вся страна и даже знали за ее преде-
лами.
Вспомним: Сухомлинский, Шаталов, Ильин, Лысенков, Макаренко – его систему воспитания до сих пор уважают в Германии, Амонашвили, Гончарова и много других (книга «Педагогический поиск», составитель И.Н. Баженова, издательство «Педагогика», 1987 г.).
Вы, Ольга Голодец, рады, что какой-то независимый рейтинг у какой-то американской компании поставил наше образование на 3-е место.
А вот в советское время наша система образования признавалась лучшей в мире. Даже Америка это признавала. И были попытки изучать наш опыт образования с «прямоугольными углами» и доской за спиной.
Ну а теперь вот мы перенимаем то, от чего за рубежом уже давно отказались, – тот же ЕГЭ.
А в каких классах, как стояли перед учениками учителя, обучавшие нынешних «новаторов», управляющих страной, народом, образование конкретно?
И не заставят ли нас каяться, что мы раньше не так стояли, а то еще, может, обвинят в чем-нибудь да пенсию уменьшат? Это я шучу. Но… чем черт не шутит, когда Бог спит?