Родители поднимали детей на руки, усаживали себе на плечи... И на душе Сергея Михайловича, как и у всех в тот момент, было светло и празднично. Никто никогда бы не догадался, что всего 10 дней назад этот человек пережил страшный удар, когда одним махом было разрушено все, чему он посвятил свою жизнь. Его скандально сняли с поста генерального директора Михайловского завода ОЦМ, который он возродил, вывел на европейский уровень. Его изгнали и с должности президента компании «Фольга Урала», которую он создал как первое отраслевое объединение промышленников области. Якимов стал жертвой развернувшейся тогда смертельной схватки за передел собственности – его позиция государственника не вписывалась в разрушительную идеологию реформаторов. И все же, несмотря на свое отчаянное положение, Сергей Михайлович ни минуты не колебался – ехать ему в Екатеринбург или не ехать, когда получил приглашение на открытие памятника легендарному маршалу.
Вот она – эта незабываемая минута. Падает покрывало – и на фоне пронзительно голубого неба прорисовываются очертания гордого всадника. «Ай, какой молодец Константин Васильевич Грюнберг! – удовлетворенно отмечает Якимов. – Алюминщики не ошиблись, сделав ставку на него. И эскиз этот из всех, представленных в мастерской скульптора, оказался действительно самым лучшим».
Потом вся масса народа движется к памятнику – постамент уже утопает в цветах... А людям мало просто подойти и поклониться. Им хочется говорить, обращаясь и к маршалу, и друг к другу, говорить слова, которые не звучали давно – с начала «перестройки», очернившей многие героические страницы нашей отечественной истории. Но всегда жила в глубине народной души и сейчас выплеснулась наружу несказанная благодарность Жукову и его солдатам за ту Великую Победу. И вместе с тем – острая боль за нынешнюю униженную Россию и вера в будущее, в нашу победительную силу, которая нужна сейчас не меньше, чем тогда.
Сергей Михайлович каждой своей клеточкой ощутил единение с этими людьми – да, они тоже страдают за Россию и верят в нее так же, как и он. Он не один! Он выдержит, не сломится. В этом ему поможет сам Георгий Жуков. Разве мало он пережил?
Величайший полководец, которого называли спасителем Отечества, был оклеветан, подвергнут опале. Масштабы личностей, конечно, несопоставимы, время тоже иное, а методы расправы – все те же... Пример Жукова, который с таким достоинством и мужеством перенес все трагические превратности судьбы, зарядили Якимова желанием бороться до последнего – за свою попранную честь, за интересы родного завода.
Маршал Жуков вошел в его жизнь, как и всех детей военных лет, из сводок Совинформбюро, из рассказов фронтовиков, возвращавшихся домой с полей сражений. А зимой 1948 года, семья Якимовых жила тогда в Котельниче, десятилетний Сергей услышал о том, что Георгий Константинович, оказывается, останавливался на несколько минут в этом городе, выходил на вокзальный перрон, когда по предписанию властей следовал в ссылку на Урал, в Свердловск. Несмотря на всю строжайшую засекреченность, несколько фронтовиков все же сумели с риском для себя прорваться к вагону, чтобы поприветствовать опального маршала.
В 56-м году Якимова призвали в армию. Он служил рядовым матросом на Тихоокеанском флоте, а Жуков в то время был министром обороны. И хотя, как говорится, «дистанция огромного размера», но факт своей службы под командованием маршала Жукова Сергей Михайлович считает для себя важным, знаменательным.
В конце 60-х он вдумчиво прочитал книгу Георгия Константиновича «Воспоминания и размышления». С интересом познакомился и с мемуарами других блестящих полководцев Великой Отечественной: Василевского, Рокоссовского, Конева, Малиновского. Признавая их таланты, не находил равных Жукову как стратегу, что, кстати, признавали и сами командующие фронтами.
Георгий Константинович поразил воображение Якимова не только как величайший полководец, но и как удивительно цельная личность, не изменявшая себе, своему характеру, своим убеждениям ни при каких круто менявшихся обстоятельствах. Он находил у Жукова много общего со своим отцом Михаилом Ипполитовичем – человеком очень сложной судьбы. Тот был потомственным священнослужителем и, несмотря на всяческие преследования, гонения, остался большим патриотом и в годы войны пошел защищать Родину. Не стрелял, правда, – охранял аэродром. Обморозился – и был комиссован. А в это время как раз возрождалась Московская патриархия, и отцу дали приход... В числе 8 священников Кировской области Михаил Якимов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» – так была оценена его патриотическая деятельность. Как настоятель Кафедрального собора в Кирове он был отмечен и редкой церковной наградой – Митрой.
Черты Жукова и отца сливались для Сергея Михайловича в один образ стойкого, целеустремленного, истинно русского человека, чей нравственный стержень зиждется на православии. И потому мысль о строительстве памятника маршалу в Екатеринбурге он воспринял как торжество справедливости – с чувством радости и с готовностью исполнить свой сыновний долг. Он увлек руководителей других предприятий отрасли. Они собрались тогда в Доме-музее Жукова и решили, что будут заниматься не только производственными делами, но и вопросами общественной, духовной жизни. Примером консолидации как раз и стало создание Фонда «Маршал Г.К.Жуков», который выступил заказчиком строительства конной статуи. К сожалению, вскоре часть заводов отошла от этого благородного начинания. Пришлось Якимову многое из общих обязательств взять на себя и на свой завод. Он был очень благодарен директору УАЗа Рудольфу Михайловичу Школьникову и директору Каменск-Уральского металлургического завода Борису Ивановичу Пасынкову, которые остались верны своему слову. Очень активно включился в работу Василий Васильевич Блюхер, занимавший тогда пост генерального директора компании «Фольга Урала». Его побуждала к этому память об отце – маршале В.К. Блюхере, который был авторитетом для Георгия Константиновича Жукова.
Алюминщики не раз поднимали вопрос о содействии строительству памятника перед администрацией области, поддерживали творческие контакты со скульптором К.В. Грюнбергом, как могли помогали материально, хотя делать это становилось все труднее из-за катастрофического упадка производства. Но тогда чрезвычайно важен был пример, прецедент заинтересованного участия – и Сергей Михайлович с коллегами эту свою роль с лихвой выполнил.
Однако прежде чем поставить памятник на площади, его надо было поставить в душах людей. Я не знаю другого такого места, как Михайловск, где бы с такой силой проявилась народная любовь к легендарному маршалу. Прекрасные вечера в заводском Доме культуры, посвященные памяти солдат и полководцев Великой Отечественной войны, воспоминания ветеранов о Г.К.Жукове, незабываемые песни фронтовых лет, любимые песни маршала.
Помню, выходит к микрофону седая женщина в ярком русском сарафане и так озорно, да еще с приплясом, поет частушки. Потом низко кланяется публике: «Горжусь, что воевала в составе 2-го Белорусского фронта, которым командовал Жуков. Дошла от Москвы до самого Берлина!» Зал взрывается аплодисментами.
А разве такое забудет маленький провинциальный Михайловск: мемуары Жукова вручает ветеранам младшая дочь маршала, Мария Георгиевна, которая пожаловала в эту уральскую глубинку с сыном Егором, названным так в честь деда! Дорогим гостем на таких праздниках не раз бывал и фронтовой шофер Жукова Александр Николаевич Бучин. А земляк маршала Вячеслав Павлович Семин, участник Парада Победы, много сделавший для увековечения памяти Жукова в нашей стране, помог установить постоянную живую связь между Михайловском и родиной полководца в Калужской области. И все это с благословения С.М. Якимова, при его участии и поддержке.
А спартакиады в честь дня рождения Г.К. Жукова, когда на Ельнинской горе вставали на лыжню до 200 человек из многих городов Урала, открывая зимний спортивный сезон области! На старте их напутствует директор завода С.М.Якимов. А Александр Николаевич Бучин, проехавший вместе с маршалом 170 тысяч километров фронтовых дорог, говорит мальчишкам: «Знайте, ребята, что Георгий Константинович был прекрасным лыжником, непревзойденным конником. Физическая подготовка помогала ему преодолевать все тяжести походной жизни. И те, кто служил у него, были неплохими спортсменами. Я, например, заслуженный мастер по мотоспорту. Желаю вам быть такими же сильными и мужественными, как маршал Жуков!» В ответ несется: «Ура! Слава Жукову!»
А в это время в новом спорткомплексе проходит детский турнир по самбо на приз Г.К. Жукова. Это тоже идея Якимова, горячо поддержанная жителями Михайловска.
В начале декабря 1996 года на родине маршала, как и во многих городах страны, отмечалось 100-летие со дня его рождения. Единственным представителем от Свердловской области на этом торжестве оказался С.М. Якимов. Это была его личная инициатива. Он вышел на трибуну, нашел проникновенные слова, обратившись к землякам Жукова, к его дочерям, внукам, – заверил, что уральцы на века сохранят память о полководце, который в течение 5 лет командовал Уральским военным округом.
В доме Якимова, где много книг и картин, обращает на себя внимание портрет Г.К. Жукова. Он выполнен самодеятельным художником из Верхних Серег. Сергею Михайловичу этот подарок интересен тем, что написан он в годы, когда имя Жукова замалчивалось официальными властями. У Якимова на этот счет свое мнение: «Правда – она только в народной памяти, не в газетах и не на телеэкране. Народ сам выбирает героев – клеветнику постичь законы этого народного отбора невозможно».
В одну из наших встреч, когда Сергей Михайлович после 3 лет дискриминации был восстановлен в своей прежней должности, мы говорили с ним о поворотах его судьбы, о бедственном положении экономики и страны в целом. Наш разговор вышел на роль личностей в обществе, в истории. «Сегодня Россия тяжело больна, люди измучились... Требуются лидеры, которые бы поставили интересы страны выше своих личных амбиций. Им необходим пример таких людей, как Жуков, – размышляет Якимов. – Я бы сказал о Георгии Константиновиче, как говорил Максим Горький о выдающемся певце Шаляпине (кстати, это еще один мой кумир): «Он пришел, чтобы показать, как велик русский народ». Сегодня это исключительно важно. Наш народ так унижен, а мы почему-то легко смирились с тем, что перестали быть великой державой. С какой стати? У нас огромная территория, богатейшие ресурсы, у нас талантливый народ! И нельзя допустить, чтобы угас интерес к таким личностям. Памятник – это материальное воплощение памяти человека. Вот стоит сегодня в областном центре бронзовый всадник. И наверняка экскурсоводы приводят сюда детей, школьников. Услышав имя Жукова, молодой человек запомнит его, возможно, захочет прочитать о нем книгу – и образ маршала войдет в его плоть и кровь.
Чтобы вернуть стране былое величие, недостаточно только развить экономику, добиться успехов в бизнесе. Нужен подъем духа, осознание национального достоинства, которое и составляют такие неординарные личности». Он выстрадал эти убеждения – герой моего рассказа. Я рада была нашему единомыслию.
8 октября 2017 года Сергею Михайловичу Якимову исполнилось бы 80 лет.
НА ФОТО (слева направо): Сергей Якимов, Нина Ерофеева – председатель правления Фонда Г.К. Жукова, Анатолий Войтенко – полковник в отставке, заслуженный работник культуры России, Константин Грюнберг – скульптор, автор конного памятника Г.К. Жукову, Василий Блюхер – ученый и инженер.