В канун зимы 2007/08 года работники теплоснабжающего предприятия ОАО «Сахалинская Коммунальная Компания» (далее СКК) вскрыли тепловую камеру возле дома №9 по ул. Фабричной в г. Южно-Сахалинске, «быстренько» подключились и проложили трубы к дому №11 – очевидно, старые сгнили. Прямо по асфальту, без всякой изоляции, голыми. Да так и бросили. До снега никто особенно-то и не обращал на них внимания, считая, что, ну, не сегодня-завтра приедут мастеровые и доведут дело до ума. Но зима прошла, голые трубы так и пролежали в ледяной канаве. А сюжет картины в целом всю зиму смахивал на «ущемление прав на благоприятную окружающую среду». И для потребителей тепла, и для водителей автотранспорта, которые подолгу буксовали, и для тех, кто смотрел, как они буксовали, и слушал, как они при этом «выражали гнев».
Неравнодушный к жизни сосед, зная, что я специалист теплоснабжения, попросил меня прокомментировать эту ситуацию по части тепла. Мне показалось, что эта тема представляет интерес для многих читателей...
Есть такое жесткое, точнее сказать, жестокое для сегодняшней России понятие – экономика бюджетного дефицита.
На бытовом уровне мы хорошо ориентируемся в этой науке. Ни одна бабушка не отпустит своего внука на мороз в дырявых носках, рваной куртке или в одной рубашке. Она заранее знает, что назавтра гарантированы и кашель, и насморк, и головная боль, а это значит, врач, аптека и внеплановые потери для семейного бюджета. Как говорится, себе дороже. Поэтому бабуля ежедневно занимается текущим ремонтом доспехов внука, неустанно следит за его самочувствием и всю ситуацию держит под контролем.
А вот на профессиональном уровне, проходя по всей цепочке – от простого жителя до непростого члена правительства РФ, – это же понятие полностью размывается. И когда доходит до «владыки Алексея» из Минфина, приобретает такие зловещие формы и такие злонамеренные очертания, что никто даже понять не может их смысла. Судите сами. Оказывается, по Кудрину, вкладывать деньги в развитие отечественного производства, энергетики, сельского хозяйства, в строительство, в науку, в армию и флот, в развитие и поддержание ТЭК и ЖКХ, т.е., работать в России, – невыгодно, инфляция, дескать, «замучает». А раз деньги не выделяются, то и не расходуются. Значит, считает Кудрин, их лучше хранить за рубежом (читаем: «подальше от расходов на Россию, на ее народ»). Ни один вменяемый специалист не может понять ни Кудрина, ни его покровителей!
Обратимся к тем самым злополучным трубам от СКК. Давайте посмотрим глазами специалиста, что собой представляют эти трубы в том виде, в котором лежат в натуре на ул. Фабричной.
Итак, две трубы диаметром 50 мм, длиной участка 35 метров. Прошу поверить мне и «Справочнику по наладке тепловых сетей», в расчетном режиме это 20000 килокалорий в час. 20 тысяч – много это или мало?! Для СКК это – «пустячок», или, как говорят в народе, «за ухом почесать». А для бабушек это – дополнительный расход средств из семейного бюджета на оплату за отопление целых шести квартир. Да, да, трехкомнатных. Только тут есть одна существенная разница в правах Сторон. Если СКК (как и все прочие предприятия-монополисты) может свои, мягко выражаясь, «промашки» (а твердо – форменную бесхозяйственность) включать в тариф для бабушек, это, к слову, и есть квинтэссенция Реформы ЖКХ(!), то у бабушек нет никаких прав. Кроме как платить и плакать. Ну, а если вам уже, пардон, ...еще и платить нечем(!), – читайте, пожалуйста, «Жилищный кодекс РФ» – там все написано «про это».
Чтобы читатель еще лучше «вошел в тему», открою один ма-а-аленький секрет, через который …уходит мно-о-го тепла. Оказывается, теплопроводность воды при температуре 0-5оС в 22 раза выше, чем теплопроводность воздуха! Т.е. одно дело, когда голая труба теплосети лежит на сухом асфальте (а он всю зиму и в снегу, и в воде), и совсем другое, когда труба спрятана в канал, в землю, но лежит в воде. По этой причине города и поселки России и раньше нередко перемерзали, и сейчас постоянно мерзнут. В науке «Теплоснабжение» много всяких тайн и секретов, не зная которых мы губим оборудование, подрываем бюджеты всех уровней, укорачиваем себе жизнь.
Давайте попробуем через эти «незаметные для простого человека» теплопотери городов и поселков смоделировать «Схему техногенной, а с ней и экономической катастрофы России», начало которой закладывается в Минфине. Итак, деньги на поддержание инженерной инфраструктуры не выделяются – инженерная инфраструктура свои функции не выполняет – специалисты не при деле – монополисты (а им, кстати, все равно!) диктуют свою политику и вкладывают эти расходы в цены и тарифы (при абсолютном бездействии правительства) – народ, живущий у черты бедности, уходит под эту черту, мерзнет, недоедает, болеет – денег на лекарства нет (тут, простите, «владыка Михаил» из Минсоцздрава позаботился). Исход очевиден – сокращение населения.
Но ведь трагедия-то не только в проблемах самих жителей. Трагедия в том, что весь этот гигантский коллективный труд в системе ТЭК и ЖКХ – от шахтера, транспортника, работника ТЭЦ, котельной, тепловых сетей и т.д. до слесаря и ИТР ЖЭУ – превращается в бросовый, бесполезный, дорогой и, по большому счету, аморальный. И все – на законном основании. …Только вот когда замерзают целые города, деньги вдруг находятся (правда, в другом месте), причем в несопоставимых масштабах, многократно бо´льших, чем нужно для постоянной профилактической работы. Исход тоже очевиден – уровень жизни продолжает падать, и теперь уже все государство беднеет.
После рассмотрения этой «схемы» я просто не понимаю и не могу понять ни наше правительство, ни нашу Думу, ни наших президентов!!!
Есть ли выход из этой критической ситуации снижения эффективности снабжения населения теплом и повышения цен на отопление в самих регионах – при таком откровенном уходе правительства от решения этих проблем? Конечно, есть. Нужно только грамотно оценить все на месте, сделать правильные выводы, опираясь в первую очередь на знания и опыт специалистов – экспертов, наладчиков и проектировщиков. В этом сегодня зарыты главные резервы подъема экономики. Казалось бы, ну ничто не мешает. Засучить рукава и – вперед!!! – А вот здесь-то как раз и вся загвоздка…
В Сахалинской области, как и наверняка во многих регионах страны, 16 лет не выполняются работы по наладке тепловых сетей. Сегодня мало кто имеет понятие о реальном состоянии теплоэнергетического хозяйства, характеристиках оборудования, тепловых и гидравлических режимах. На предприятиях не хватает ни материалов, ни денег, ни специалистов. Фактически всё ЖКХ «ездит на сломанных машинах».
Хорошо представляя себе эту аварийную, а значит, сверхзатратную ситуацию (достаточно сказать, что КПД котельных в целом ниже 50%), зная простой, надежный, давно отработанный путь решения, мы неоднократно предлагали свою помощь, направляя письма с конкретными предложениями в администрацию области. Да только напрасно. Все эти обращения «ложатся камнем на дно» Департамента ТЭК и ЖКХ, возвращаясь к нам в виде отписок, в которых если коротко, то вместо слова «Вперед!» написано «Агга! Щщас! и далее про …«Закон о конкурсах ФЗ-94» (тут «владыка Герман» из Минэкономразвития «подсуетился»!). Причем для самих «конкурсоводов» совсем не имеет значения, что специалистов-наладчиков систем теплоснабжения днем с огнем не найдешь. Самое главное – не нарушить ФЗ-94 и провести конкурс!
А в это время важное для подъема экономики и нужное для жизни населения всей России ДЕЛО стоит на месте. Хотя именно в коммунальной энергетике системы ЖКХ экономика бюджетного дефицита – самая энергорасточительная экономика. Только когда дефицит материалов, дефицит ресурсов постоянно сопровождается еще и дефицитом знаний, отсутствием опыта, пренебрежительным отношением к «Правилам технической эксплуатации», а главное – к мнению специалистов, такая экономика заранее обречена на провал. Вплоть до полного разрушения основ энергетической безопасности.
Владимир РОМАШЕВ.