Похоже, что современная Россия являет собой удивительную страну, где сказка становится былью. Жителей города Кунгура Пермского края обязали платить… за дождь.
Расположенный в Среднем Предуралье город Кунгур отнюдь не малый райцентр – здесь проживает почти 70 тысяч человек. Когда-то Кунгур удостоился статуса исторического города России и прославился благодаря уникальной ледяной пещере. Однако теперь этот славный город получил широкую огласку по причине жилищно-коммунального скандала. Весной и в начале лета в Пермском крае выпало много осадков. Понятно, что на обслуживание противоливневой канализации местным администраторам приходится тратить деньги. В городе Кунгуре эту проблему решили весьма оригинальным способом.
В мае в своих счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг жители Кунгура с недоумением обнаружили строчку, в которой был указан сбор за сточные воды, в том числе за снег и дождь, попадающие в канализацию. Сумма сбора – 7 рублей. Казалось бы, незначительная мелочь. Однако граждане настолько устали платить за все и вся по мелочам, что эта мелочевка превратилась в грандиозное разбирательство.
Плата за общедомовые нужды (ОДН) жилищно-коммунальных услуг – это самый загадочный пункт в счетах за коммуналку, поскольку сюда можно слить все, что угодно. Российские плательщики, скрепя сердца, уже свыклись с оплатой ОДН за электричество и водоснабжение. Но плата за погоду, пусть даже семирублевая – уже перебор!
Первыми возмутились горожане Кунгура, проживающие на улице Транспортная. Они потребовали от управляющей компании, которая их обслуживает, разъяснить возникновение новой услуги. Коммунальные управленцы заявили, что вода, бегущая с крыши по водостокам, попадает в канализацию, и за смыв этой воды берут плату. Это еще больше добавило соли в проблему, ведь дождевая вода в Кунгуре стекает по водостокам в центральную канализацию, за обслуживание которой горожане не обязаны платит. Если частные дома не имеют отношения к центральной канализации, то осадки с этих домов уходят в землю или высыхают на солнце. В этом случае тем более не может идти речь об оплате.
Вскоре к инициаторам возмущения жилищно-коммунальными поборами присоединились многие горожане других районов Кунгура. Сообща они решили обратиться за разъяснениями в местный городской «Водоканал», который как раз и предъявляет счета за общедомовые нужды обслуживающим организациям и ТСЖ, а в конечном итоге всем жителям города.
И здесь на авансцену выступила начальница отдела по работе с населением «Водоканала» города Кунгур Роза Сулейманова. Чиновница сразу сообщила, что сбор за отведение осадков абсолютно законный. «Сбор производится на основании приказа Региональной службы по тарифам от 31 января 2018 года, номер СЭД-46-09-24-12, и вступил в силу с 12 февраля… Сточные воды в канализационной системе – это и дождевая вода, стекающая через люки в канализационные коллекторы, и последствия аварий во внутридомовых сетях», – пояснила Сулейманова. При этом она добавила, что плата за последствия погодных неурядиц будет взиматься круглый год, зимой и летом. И вообще, назидательно заметила Роза Сулейманова, единственный способ спасения плательщиков находится в руках самих плательщиков – они, дескать, должны сами требовать от обслуживающих организаций своевременного ремонта и поддержания герметичности инженерных сетей и уличных люков.
Чаша терпения переполнилась! Граждане поняли, что стучаться со своими жалобами больше некуда, поскольку, выходит, внедрителями «дождевого» сбора является сама городская власть. Возмутившись таким положением дел, горожане Кунгура обратились за информационной поддержкой в местную газету «Искра». Как водится, из искры разгорелось пламя.
На нешуточные возмущения горожан были вынуждены откликнуться городские власти Кунгура. Заместитель главы города Андрей Дремин объяснил общественности, что как такового платежа за осадки не существует, однако горожане обязаны платить за отведение всякой жидкости, которая попадает в дома. «Логично предположить, что раз вода вошла в дом, то она куда-то ушла», – публично рассудил заместитель городского главы.
На региональном уровне упражняться в логике не стали. Советник заместителя председателя правительства Пермского края Андрей Красников авторитетно объявил, что «платежи были выставлены в соответствии с законом, но не за дождевую воду, которая никогда не входила в ОДН, а только за водоотведение, то есть канализационные стоки». Вместе с тем высокий начальник обвинил в некомпетентности сотрудницу кунгурского «Водоканала», ту самую Розу Сулейманову, сообщившую коммунальным плательщикам о «дождевом» сборе. Понятно, что после такого разноса кого-то нужно было публично покарать. И Сулейманову уволили, как говорится, в пожарном порядке.
Самое несмешное, что Роза Сулейманова формально оказалась совершенно права, поскольку озвучила решение сверху. Причем решение давнишнее. Еще в 2011 году Дмитрий Медведев, тогдашний президент России, подписал указ о том, чтобы расходы на сбор и очистку талых и дождевых вод возложить на каждого конкретного потребителя, а не на региональные «Водоканалы» и местные бюджеты. Тогда же строчка «водоотведение» появилась в квитанциях многих россиян. Трактовать эту графу можно и так и этак, как кому угодно. Вероятно, пользуясь этой неопределенностью, коммунальные службы утайкой втискивают в разряд ОДН и канализационные стоки, каковыми являются дождь и снег. Об этом не говорят лукавые чиновники от ЖКХ. А уволенная сотрудница кунгурского «Водоканала» брякнула об этом прямо и во всеуслышание, за что и поплатилась.
Впрочем, дело здесь не только в дожде. Ни для кого не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство России, как говорится, давно трещит по швам. Через эти швы и прорехи утекают не только казенные деньги, выделяемые на поддержание ветшающего ЖКХ, но и частные платежи рядовых граждан России. Несмотря на эти финансовые потоки, денег на коммуналку, похоже, не хватает. Поэтому в России с 1 июля объявлен очередной рост коммунальных тарифов, в среднем по стране на 4%. В масштабах страны это огромная сумма. Только бы проливных дождей в этом году было поменьше. А то опять все смоет за наш счет.