Не получилось. 90% россиян выступают против повышения пенсионного возраста. Несмотря на ограничения в проведении массовых акций в связи с тем же футболом, по стране прокатились митинги, пикеты. Даже вполне лояльные действующей власти профсоюзные организации, общественные структуры, даже региональные законодательные собрания с единороссовским большинством от московской инициативы явно не в восторге. Недаром депутаты многих заксобраний или уклоняются от оценки законопроекта, или, голосуя «за», скрывают свои фамилии.
И вот в уговоры включилась «тяжелая артиллерия» – высокопоставленные чиновники и пропагандистская обслуга.
Как утверждают, повышение пенсионного возраста – мера вынужденная. Мол, пенсионного дефолта можно избежать лишь одним способом – лишить миллионы россиян пенсий. Одних – на годы, других – навсегда. Всего таких лишенцев в «переходный период» будет 14 миллионов. А далее лишенцами окажутся ВСЕ россияне. Впрочем, последнее обстоятельство всячески замалчивается.
Единственный будто бы объективный довод российских властей в пользу повышения пенсионного возраста – соотношение пенсионеров к работающим, которое якобы значительно выросло за последние десятилетия. И экономика, мол, при всем желании не в состоянии тянуть такое число иждивенцев. Однако это ложь. Ведь иждивенцами являются не только пенсионеры, но и дети, учащаяся молодежь, получающие стипендию, инвалиды и т.д. Выступая в Государственной думе, депутат Олег Шеин привел следующие данные. В 1970 году на тысячу работников в СССР приходилось 780 неработников, в 1990 году – 750, в РФ в 2015 году – только 713. Таким образом, демографическая нагрузка значительно снизилась по сравнению с советскими временами. Но тогда на пенсии с 55 и 60 лет почему-то хватало.
Все остальные доводы – не только ложные, но абсолютно демагогические. «В 60 лет, а тем более в 55 человек полон жизни и энергии, а его вынуждают уходить на пенсию. Это унизительно и неправильно», – утверждают чиновники, министры, депутаты. Глава Сбербанка Герман Греф назвал инициативу о повышении пенсионного возраста «абсолютно правильной», отметив, что женщины в 55 лет рожают детей. Ольга Ткачева (главный внештатный гериатр Минздрава РФ) заявила даже, что современный 60-летний человек по биологическому возрасту сравним с 40-летним человеком эпохи 1950-х, поэтому с медицинской точки зрения термин «пожилой» может «применяться к нему достаточно условно».
Однако никакие законы не предписывают уходить на пенсию в обязательном порядке в 55 и 60 лет. Сегодня в этом возрасте они получают ПРАВО на пенсионные выплаты. В дополнение к зарплате, если у них есть силы, возможность и желание продолжать работу.
При этом работы можно лишиться даже не в предпенсионном возрасте – раньше. Это связано лишь с конкуренцией на рынке труда, которому нужны более молодые, здоровые и трудоспособные. И чем старше человек, если он не является исключительным специалистом, тем сложнее ему найти работу. А теперь такие люди вообще останутся без каких-либо средств к существованию – на долгие годы.
Сейчас в информационных и аналитических программах официозных телеканалов сплошь показывают бодрых дедушек и бабушек, которые до сих пор еще работают: и в 65, и в 70, и даже в 90. Среди них встречаются и люди известные. Так, журналист Владимир Познер заявил, что неразумно уходить на пенсию в 55 и 60 лет, когда многие люди в этом возрасте способны трудиться и желают этого. Что ж, пожелаем им всем долголетия и трудоспособности. Хочется обратиться к этим людям: поздравляем! Вам повезло со здоровьем, со способностями, со специальностью. А еще – с годом рождения. Ведь, работая, вы получаете и пенсии! Но почему же люди, которые родились на два-пять-десять лет позже, теперь будут лишены такой возможности?
Еще один аргумент за повышение пенсионного возраста – рост продолжительности жизни. Но это – «средняя температура по больнице» – не убеждает. Сегодня 40% мужчин в России не доживают до 65 лет. Во всех сибирских и дальневосточных, а также в большинстве регионов Центральной России средняя продолжительность жизни мужского населения – около 60–63 лет.
Но вот акцент сместился: мол, если пенсионный возраст не повысить, то не будут повышаться и размеры пенсии. А спикер Госдумы Володин даже припугнул, что пенсии уменьшатся.
«Все ресурсы, которые получим в пенсионную систему от повышения возраста, пойдут на индексацию. В среднем годовой доход в 2019 году должен вырасти на 12 тысяч рублей. Мы будем придерживаться этого уровня на протяжении шести ближайших лет. То есть каждый год пенсионеры будут получать прибавку в 12 тысяч рублей к годовому доходу», – уверяет вице-премьер Татьяна Голикова.
Однако обман видят даже отнюдь не оппозиционные члены Общественной палаты. «За счет повышения пенсионного возраста люди потеряют сотни тысяч рублей, а приобретут только 12 тыс. руб. в год. Такая экономия не может быть целью социальной реформы», – утверждает, например, Сергей Алешин, глава комиссии Общественной палаты по развитию экономики.
Но даже и этих мизерных прибавок ожидать не приходится. Это привычный для действующей власти блеф: как с «майскими указами» президента, которые привели к росту зарплат только на бумаге и в отчетах. Или с созданием 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которых, несмотря на обещания Путина, нет и в помине. В 2013 г. количество рабочих мест сократилось на 214 тыс. чел., в 2014 г. на 442 тыс. чел., в 2015 г. на 938 тыс. чел., в 2016 г. на 482 тыс. чел.
Так что в результате повышения пенсионного возраста уже в ближайшее время может появиться еще 15 млн безработных.
Рассказами о «золотых горах» камуфлировали в 2004 г. принятие 122 закона о ликвидации льгот (называя ликвидацию монетизацией). Когда закон вступил в силу, люди на собственной шкуре почувствовали его последствия – и вышли на улицы. Власть вроде бы частично пошла на попятную. Но потом тихой сапой антисоциальная льготная махинация была проведена в полном объеме.
На деле существует множество способов решить пенсионные проблемы в интересах большинства – без повышения пенсионного возраста. Об этих способах говорят как профессиональные экономисты, так и участники многочисленных уличных митингов протеста. Хотя бы ввести прогрессивный подоходный налог и отмена регрессивной шкалы сбора в Пенсионный фонд (когда богатые платят туда меньший процент).
Профицит консолидированного бюджета страны за полгода в три раза больше, чем годовой дефицит Пенсионного фонда (270 млрд).
Столкнувшись с нарастающим сопротивлением антисоциальному законопроекту, не найдя никаких внятных аргументов в его защиту, власти оставили себе возможность для маневра. Комиссия СПЧ по экономическим свободам выступила с предложением выйти на президента и правительство с инициативой, которая предполагает повысить пенсионный возраст с 2025 года, а не со следующего.
Заговорили о возможном смягчении «реформы» и в Госдуме. Ко второму чтению, дескать, в законопроект, возможно, будут предложены поправки, смягчающие условия выхода на пенсию женщин: не в 63 года, а в 60. Но и только.
Чисто косметические смягчения на волне поднимающегося недовольства граждан могут быть обещаны. Но обещать (да еще перед сентябрьскими региональными выборами) и сделать – совсем не одно и то же. Впрочем, с подачи президента, который перед своими выборами ни слова не говорил о повышении пенсионного возраста, косметическое благоденствие может быть и проведено. Мол, мудрый глава государства поставил на место некомпетентное правительство. Будто не сам он это правительство сформировал. А «Единая Россия» взяла под козырек. Вот только даже декоративные послабления все равно окажутся временными (как было и со льготами).
Так что не будем обманываться! Наша цель – борьба не за улучшение условий пенсионного грабежа, а против этого грабежа в принципе. Борьба всеми способами: парламентскими, уличными протестами, подготовкой и проведением референдума. Все это предусмотрено действующей Конституцией. А вот пенсионный грабеж однозначно противоречит Основному закону страны, в котором Россия названа социальным государством.