Единственным спасением оставалось море настоящее, к которому устремились тысячи человек. Однако уцелеть удалось не всем.
К полудню 25 июля известно о 79 погибших и 186 пострадавших, некоторые из них находятся в крайне тяжелом состоянии. Более 100 человек считаются пропавшими без вести, их местонахождение и судьба пока не известны.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас объявил в стране трехдневный траур. «Мы делаем все, что в человеческих силах, чтобы взять ситуацию под контроль», – заявил он журналистам.
Но пока с огнем справиться не удалось, хотя на помощь Греции пришли несколько стран Евросоюза. Способствует распространению огня сильный ветер, порывы которого достигают 100 км/ч, и неспадающая жара.
Наиболее пострадавшие от пожаров курортные районы популярны прежде всего у греческих отдыхающих. Однако известно, что среди погибших по меньшей мере трое иностранцев – мать и сын из Польши и бельгийский турист, некоторое время считавшийся пропавшим без вести.
Полностью сгорели 1200 домов и сотни автомобилей. Многие – с людьми. Чудесный курортный городок Мати, что в 40 км от Афин, превратился в дымящиеся руины. Мати – традиционное место отдыха греческих пенсионеров и школьников.
В одной из сгоревших вилл спасатели обнаружили тела 26 погибших. Взрослые и дети обнимали друг друга, видимо, отчаявшись выбраться, хотя дом находился всего в нескольких метрах от моря.
Те, кому удалось уцелеть, сравнивают пережитое с огненным адом, последним днем Помпей, с войной: «Как будто по нам стреляли из огнеметов».
«Огонь вспыхнул молниеносно, мы даже не поняли, что произошло. Я в первый раз видела такое. В море нас было так много! Стояли, прижавшись друг к другу», – говорит местная жительница Нана Лагано.
«Мы побежали к морю, гонимые огнем. Наши спины почти уже горели, когда мы нырнули в воду», – рассказывает журналисту «Рейтер» один из выживших Костас Лаганос.
«Мы ехали по дороге в сторону клубов дыма, и вдруг языки пламени появились прямо рядом с машиной. Все дома на холме вдоль дороги были полностью сожжены», – свидетельствует Никос Ставринидис.
Другие рассказы не менее страшные. Люди по нескольку часов стояли в морской воде, не зная, когда доберутся к ним (и доберутся ли вообще) катера спасателей.
Как заявил заместитель министра морского флота и островной политики Греции Нектариос Санториниос, береговая охрана спасла около 800 человек, собравшихся на побережье, в том числе на пляжах Коккино Лиманаки и Мати. Люди были доставлены в порт Рафины, а оттуда вывезены в безопасные места. В операции задействовано 12 быстроходных катеров и судов береговой охраны, а также около 30 небольших частных катеров, подбиравших людей. Те, кто хотел уехать в Афины, отправились туда на предоставленных автобусах.
«Я плачу постоянно. Я прожил здесь 30 лет и не могу смотреть вокруг без слез. Каждую минуту я помню страшную картину: шум, гудки машин, взрывы и черный дым. Пожар уничтожил всю мою жизнь», – говорит житель сгоревшего поселка Неовудзия.
Все чаще звучат и обвинения в адрес властей. Многие греки уверены, что правительство Ципраса сделало отнюдь не все возможное для того, чтобы эффективно справиться, а главное – предотвратить катастрофу. Ни трехдневный траур, ни прерванный зарубежный визит Ципраса, ни обещанные им 20 млн евро на ликвидацию последствий трагедии не вернут потерянные человеческие жизни.
«Люди бегали по улице, звали на помощь, кричали: «Мы горим!» Но кто мог их спасти?» – возмущаются пострадавшие. Гражданские спасательные и пожарные службы оказались совершенно не готовы к чрезвычайной ситуации, хотя леса близ Афин горят ежегодно. Да и нынешние пожары начались не в один момент, прежде чем ситуация стала критической.
Некоторые представители властей не исключают, что пожары были вызваны не только аномальной жарой, но и поджогами. Так, по словам члена правительства Димитриса Цанакопулоса, об этом может свидетельствовать тот факт, что огонь вспыхнул одновременно в нескольких местах. Как бы то ни было, но из 30 специальных самолетов для тушения огня в рабочем состоянии оказалось только три.
«В эти трудные времена мы стоим бок о бок с греческими народом и властями, и я воздаю должное неустанным и мужественным усилиям чрезвычайных служб. Все возможное будет сделано для обеспечения поддержки сегодня, завтра, и пока она будет нужна», – написал премьеру Ципрасу председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А председатель Евросовета Дональд Туск сообщил, что «помощь из нескольких стран уже на подходе».
Между тем именно Евросоюз в течение многих лет вынуждал Грецию к так называемым мерам жесткой экономии. А экономят послушные диктату Брюсселя греческие власти (и нынешнее якобы левое правительство СИРИЗА-АНЭЛ в ряду этих «экономистов») на социалке. В том числе на содержании пожарной охраны.
Характерно, что в минувшем мае Коммунистическая партия Греции внесла в парламент депутатский запрос о состоянии противопожарной защиты в стране и потребовала принять незамедлительные меры к ее модернизации. Генсек ЦК КПГ Димитрис Куцумбас заявил, что нужно срочно менять законодательную базу, которая способствует истреблению лесов, не позволяет осуществлять профилактические меры лесной экосистемы. Он отметил, что неприемлемым является недофинансирование противопожарной службы, отсутствие адекватной инфраструктуры доходит до того, что греческие пожарные не имеют необходимых средств индивидуальной защиты. «Все это создает серьезные препятствия в борьбе с пожарами, в которых погибают люди, уничтожаются леса и имущество. Нам говорят, что нет денег, но каждый год власти буквально распыляют 4 млрд евро на военные расходы НАТО и списывают миллиардные долги крупного капитала», – отметил генеральный секретарь ЦК КПГ.
К коммунистам не прислушались. А экономия на людях и безопасности ради капиталистических сверхприбылей (что так знакомо и по российским реалиям) очень скоро обернулась масштабной катастрофой, десятками потерянных жизней, многомиллионными убытками. Вот почему многие в Греции полагают, что причина трагедии – не только и не столько стихийное бедствие, сколько антинародная политика государства.