– А разве уборщица – не человек? Для меня президент Путин и уборщица – равны, они одинаковые граждане страны и одинаково заслуживают уважения по своей работе. Мы со школьной скамьи помним слова, что человек – это звучит гордо, и мы привыкли к тому, что это – не пустые слова.
Ольга Николаевна напомнила еще недавно казавшийся таким естественным порядок, когда государственными наградами отмечали за достижения и рядовых тружеников всех профессий. Сама она всегда с ними чувствовала себя своей среди своих, хотя рано ее жизнь пошла по руководящей стезе. Олю Пермякову избрали первым секретарем Переволоцкого райкома комсомола, но ее и во всем Оренбуржье сверстники знали как боевого вожака молодежи во многих славных делах.
Незадолго до катастрофической развязки горбачёвской «перестройки» Ольгу Николаевну назначили начальником районного архивного отдела. Она и здесь была добрым примером, числилась среди лучших по области. В силу прежней своей работы знавшая весь район, все деревни, хозяйства, сельские Советы, учреждения и их руководителей и специалистов, она и сама была ходячим справочником, что позволяло ей держать архив как центр живой работы с людьми, центр помощи им в быстром разрешении всех проблем с документами. За это О.Н.Пермякову ценили и в областном отделе, о чем рассказала бывший его руководитель Алла Алексеевна Гезима.
Три года назад, перед выходом на пенсию, Ольгу Николаевну просили не покидать службу, но она согласилась на случай необходимых консультаций остаться в архиве, под рукой, в качестве уборщицы, резонно считая и эту работу не зазорной для себя. А по «рыночным» временам и не лишним подспорьем.
Но с приходом нового главы района начались крутые перемены. В общем-то не такие уж необычные. Около года назад в областной газете «Оренбуржье» Станислав Аверьянов поведал о том, «как глава района объявил войну уборщице». Из расспросов автор выяснил, будто народ знал о кандидате на пост главы только то, что он создал и возглавил частную похоронную организацию «Память». Поминают, что похоронил конкурирующую муниципальную контору, земля ей, как говорится, пухом. Правда, при вопросе, насколько продвинутое это предприятие «Память», у некоторых сельчан появлялась сардоническая улыбка.
Все это сказано на уже избитую в печати тему о том, с каким управленческим багажом зачастую приходят теперь избранники на руководящие посты, вплоть до высшего. И тут не менее важны и другие соображения. Наверное, никто не забыл, как назначенный председателем правительства России В.А.Зубков первым своим распоряжением снял с должности министра обороны А.Э.Сердюкова. Не потому что сей молодой человек специализировался не на обороне, а на торговле мебелью и высшей волей стал руководителем федеральной налоговой службы. Нет, смутило, что министр – зять премьера. Воспитанный в советском государстве В.А.Зубков помнит, что семейственность во власти недопустима. Была недопустима. Кого это пугает сейчас? Путин взял, да наперекор Зубкову оставил Сердюкова в министрах.
Во многих материалах отмечается, что В.И.Деденев назначил свою не имевшую опыта работы внучку Е.А.Кротову начальником архивного отдела, а ее муж Д.М.Кротов стал заместителем главы района. Потом зачислил в обслуживание архива и свою дочь Н.В.Полянскую – мать Е.А.Кротовой.
Авторитетный в области ветеран печати Г.В.Мешков в статье в журнале «Журналист» недавно заявил: «Главы районов не допускают мысли, чтобы в районе выпускалась не подконтрольная им газета. Для убедительности привожу собственный пример: после моего ухода на пенсию главным редактором была назначена с подачи главы района его племянница, учитель, хотя в самой редакции подготовлена замена, причем профессиональная».
Критика этих и других кадровых решений может быть отвергнута ссылкой на то, что теперь сплошь и рядом выбранная метла по-новому метет, сгребает команду «под себя». И кому какое дело, становится ли, например, от властной семейственности теплее всему народу или только тесному кругу кровных родственников и сопричастных.
Исключено ли, что в таком тесном кругу для иных как раз и можно устроить «веселую жизнь», от которой хоть волком вой? Об этом и размышляет О.Н.Пермякова. Деденеву полгода потребовалось для поиска улик, и она была уволена за фальсификацию документов. По сути, фальшивкой районная прокуратура признала само обвинение, и главе района пришлось восстановить уборщицу на работе.
Однако вскоре Деденев уволил ее за «прогул». Переволоцкий районный суд опять вернул Ольгу Николаевну на рабочее место, обязал администрацию выплатить ей зарплату за дни вынужденного действительного прогула, возместить моральный вред, расходы на адвоката, внести госпошлину по суду.
После этого да опять – лбом напролом. Деденев сократил уборщицу. Районный суд опять пресек беззаконие.
Сгореть бы со стыда, но – как с гуся вода. Через две недели состряпал инновационное распоряжение – опять уволить за прогул. Районный суд и новый выверт отверг.
Далее последовало возбуждение против О.Н.Пермяковой уголовного дела, однако районный суд признал это незаконным ввиду отсутствия состава преступления.
Вскоре уже мировой судья также незаконным признал очередное обвинительное распоряжение главы района против уборщицы.
Всего О.Н.Пермякова прошла через одиннадцать судов. «Брызги шампанского» долетали и до Комиссии по правам человека при главе Оренбургской области. Председатель комиссии А.А.Гезима дала краткий обзор административного разгула: «В чем только не обвиняли уборщицу глава района и его внучка – начальник архивного отдела Е.А.Кротова, пытаясь убрать ее из архива: в фальсификации архивных данных, в подделке подписей, в порче телефонных аппаратов, в избиении сотрудников отдела шваброй и др. По поводу всех надуманных, порой нелепых фактов издавались приказы и распоряжения, проводились прокурорские проверки, проверки госинспекции труда и органов внутренних дел и даже заводилось уголовное дело. Однако ни один факт не нашел своего подтверждения, а все без исключения приказы и распоряжения о дисциплинарных взысканиях Пермяковой отменены компетентными органами».
По решениям суда на зарплату за вынужденный прогул и возмещение морального ущерба О.Н.Пермяковой, на оплату услуг адвокатов и государственной пошлины из районного бюджета перечислено более 70 тысяч рублей. Не поддаются учету потери оттого, что глава района и многие вовлеченные им в неприглядный хоровод государственные служащие угробили массу времени на заведомое нарушение законов вместо того, чтобы затратить это время на пользу обществу. Весь этот ущерб не затрагивает чиновника. Только наложенный государственной инспекцией труда штраф в 1000 и 2000 рублей Деденев выплатил из своей зарплаты, составлявшей на тот момент 51749 рублей в месяц. Это слону дробинка.
Комиссия по правам человека обращается к прокурору области А.М.Чадову: «Глава района творит вопиющее беззаконие, в течение длительного времени безнаказанно попирает права человека, преследует и травит своего работника. Комиссия считает, что этот руководитель должен быть привлечен к ответственности».
Нет, не должен, откликается через несколько дней первый заместитель прокурора области С.В.Табельский. Избранный в результате прямых выборов Деденев В.И. является единоличным руководителем района, по Трудовому кодексу взыскать с него истраченные из районного бюджета средства не представляется возможным. Равно как и привлечь к административной ответственности. Сроки давности истекли. Они составляют не более двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Словом, вытворяй любой произвол – и при нынешней бюрократической волоките всегда протянут два месяца и обеспечат безнаказанность.
Иное дело – рабочий человек, та же уборщица. Для рядовых – ежовые рукавицы. За любой чих и через год могут наказать. Такой срок давности предусмотрен в Трудовом кодексе.
Для последнего увольнения О.Н.Пермяковой вспомнили и обвинения почти годичной давности в том, будто прогуляла полтора часа, и признанное по суду незаконным более свежее взыскание со стороны единоличного начальника района. И, наконец-то, по всем правилам с участием профсоюзной организации аппарата районной администрации составили акт о плохой работе уборщицы и протокол о согласии профкома на ее увольнение.
Если по совести, по справедливости, по народным обычаям, то разве признанные по суду незаконными наказания не поглощают, не отменяют предшествующие обвинения? Ведь они все нанизаны на одну ниточку как совокупность нарушений.
Так или иначе, а районный суд в апреле впервые не отменил очередное распоряжение главы района об увольнении уборщицы. О.Н.Пермякова подала кассационную жалобу в областной суд.
Каков урок? В веселой пляске растоптана еще одна судьба человека, всю жизнь служившего людям и вызывавшего ответное уважение и любовь?
Вывод главный – правота бывшего комсомольского вожака, сохранившего верность светлым идеалам страны своей юности. Честь и достоинство одинаково важны в любой должности – и единоличного вождя, и уборщицы. Вопрос в том, чтобы отстоять честь. И если каждый не поднимет вверх руки, не отступит безвольно перед беззаконием, перед самодурством неправедно использующих власть, то все вместе люди станут силой, которая и есть единый народ.
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ.
Оренбургская область.