С коррупцией в России сегодня только ленивый не борется. Но как известно, среди высоких государственных чиновников и руководителей правоохранительных органов ленивых нету по определению. А значит, все они в первых рядах борцов, во главе с президентом и премьер-министром, которые в этой священной борьбе за главнокомандующих.
Кое-кто, правда, относится к подобной войне весьма скептически: мол, невозможно победить самих себя, ибо главные коррупционеры – это высокие чиновники и есть. Но как показали последние инициативы Следственного комитета (СК) при прокуратуре, скептики не правы. Можно даже сказать – посрамлены. Ибо СК не побоялся покуситься на самое святое для любого коррупционера, на легитимные взятки – подарки. Ну да, дело известное: если не наличными, а борзыми щенками, то вроде как уже не взятка, не коррупция, а просто-напросто добрые личные отношения, искренняя благодарность, одним словом. Вот Следственный комитет и предложил запретить госслужащим, а также медикам и педагогам принимать подарки. Любые.
Вообще-то, ограничения для чиновников имеются и ныне. «Статья 575 ГК запрещает делать подарки госслужащим, работникам лечебных, воспитательных и других аналогичных учреждений, – объяснили в пресс-службе Следственного комитета. – Но запрет касается только тех подарков, стоимость которых превышает 5 МРОТ, или 11,5 тыс. руб.». А 11 с лишним тысяч рублей – совсем не мало. А скоро эта сумма еще увеличится, вместе с МРОТом. Минимальный размер оплаты труда, благодаря неусыпной заботе все тех же главных борцов с коррупцией, хоть и не слишком, но растет. К тому же если для одного МРОТа, который люди (в том числе некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений) получают в качестве зарплаты, рост и не слишком чувствуется, то при умножении на пять прибавка получается вполне себе ощутимая.
Так что, если предложение СК найдет поддержку – никаких больше подарков! Ни тебе букета цветов любимой учительнице к празднику, ни коробки конфет за легкую руку медсестре, которая уколы делает так, что и не заметишь. Но это же не беда: что, они без конфет и цветов не проживут? Да проживут, ясное дело! Ну, а деньги в конвертиках – они так и так на подарок особо не тянут.
Зато главным коллекционерам настоящих, ценных, а не копеечных подарков, видимо, придется отвыкать. А отвыкать есть от чего! Оно, конечно, законы обратной силы не имеют. Но давайте на минуту представим, что подарки запрещены уже давно – от каких бы радостей жизни вынуждены были тогда отказаться некоторые известные личности?
Вот, например, вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Помните, года полтора назад произошло у нее большое несчастье – квартиру вице-спикера обокрали. Вот тогда-то широкой общественности и стало известно о большой любви Любови Константиновны к разного рода дорогим украшениям: бриллиантам, часам из драгоценных металлов, иконам в золоченых окладах и тому подобному. Сперва та самая общественность немного удивилась: откуда, мол, у депутата Госдумы (пусть и не рядового, принадлежащего к правящей партии «Единая Россия») столько денег, дабы приобретать такие чудо-безделицы? Но тут же выяснилось, что большинство из них дареные!
Так, икона Богородицы, серебро и сусальное золото и прочие принадлежности культа стоимостью 40000 рублей – это подарки священников на день рождения и престольные праздники. Перьевая ручка Montegrappa серебряная с колпачком Anniversary – вообще неясно откуда. Потому как, по тогдашним комментариям Слиски, «ручек мне этих дарили я даже не знаю какое количество. Просто те, которые мне понравились, я убрала в сейф. Дарил Чубайс, дарил Миронов». Часы женские с круглым циферблатом, бриллиантами по корпусу и внутри корпуса, из белого и темного золота Longines. «Я не знаю, сколько они стоят. Это тоже был подарок. Вообще все часы мне подарили. Я себе сама не купила ни одних часов». Серьги золотые и кольцо в комплекте Louvre, изделие украшено большим количеством коричневых и прозрачных бриллиантов. «Этот комплект мне подарил один богатый человек на 50-летие и сказал, что он стоит 480 тысяч рублей. Я согласна, дорого».
В общем, кабы не подарки, пришлось бы Любови Слиске совсем без часов и ручек обходиться. И, наверное, без икон. И уже не отговоришься даже юбилеем: ведь ни для дней рождений, ни для каких других престольных праздников СК, кажется, исключений делать не намерен.
Впрочем, еще неизвестно, выиграла бы или проиграла Любовь Слиска, если бы закон этот был введен в действие раньше. С одной стороны, проиграла бы несомненно. Но вот с другой – далеко не все так уж однозначно. Во-первых, не мучилась бы, не переживала об утраченной подарочной собственности. Во-вторых, как ни крути, но случившийся из-за кражи подарков скандал не лучшим образом сказался на карьере Слиски: раньше была «первым-первым вице-спикером», а теперь стала вице-спикером обыкновенным.
Но что такое чисто материальные потери! Ерунда, ибо депутаты и другие госслужащие всегда найдут, как их компенсировать: не подарками, так премиями или субсидиями какими-нибудь, не пенсионеры же и не больничные санитарки! Однако есть и непреходящие ценности. Сложно даже представить, как жил бы, случись запрет подарков лет семь-восемь назад, бывший президент, а нынешний премьер без своей любимой лабрадорши Кони! (Это не кони-лошади, ну их тоже дарили.) Все же знают, что Кони президенту Путину подарил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Между тем всякие недоброжелатели и злопыхатели вполне могут усмотреть в таком подарке и корыстный умысел: мол, не зря дарил, недаром старейший член кабинета министров, вот и в путинском правительстве свой пост сохранил. К тому же лабрадоры никак не дешевле борзых щенков и подороже теперешних максимальных 11,5 тысячи рублей. Вон, самые дешевые щенки этой породы, если верить интернету, тысяч на 20 потянут.
И если так, если не только от серег и колец в комплекте Louvre, но и от четвероногих друзей и любимцев чиновники ради борьбы с коррупцией отказаться готовы, стало быть, дело и впрямь серьезное. Не долго коррупционерам благоденствовать осталось. Обидно только, что и тут скептики не унимаются. Одни говорят, что этим, нынешним, ничего-де и не угрожает: они подарков сполна поимели. У других тоже возражения. «Нам же важно провести границу между вазочкой и «Лексусом», правильно? – сомневается в эффективности запрета подарков директор центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова. – И именно на это должно быть направлено регулирование. Должно стать очевидно, что это подарок и сувенир. В конце концов, праздники и дни рождения никто не отменял. А вот, скажем, есть у чиновника брат, который сам по себе коммерсант. Если он ему в рамках частной жизни дарит подарок, это является взяткой или не является? А как, а чем они докажут, что это в рамках частной жизни?»
А по мне, так никаких сомнений: проведут границу чиновники, справятся наилучшим образом! И вазочку с «Лексусом» ни за что не перепутают, не слепые же! Так что и вазочка, и уже упомянутые конфеты, и цветы окажутся должностным преступлением, а «Лексус» – законной неприкосновенной собственностью в рамках частной жизни. Потому как желающие отблагодарить братья-бизнесмены у тех, кто обладает реальной государственной властью и влиянием, всегда найдутся. Пусть даже и не кровные, а по духу, так сказать, братья.
Е. ЮРЬЕВА.
Рынок тотчас откликнулся на раненую любовь к подаркам Любови Слиски – вышел в серии сервиз «Бомонд» с ее изображением. Чиновные подаркобратели будут благодарны за такую коллекцию.