В Чехии, сбросившей чубайсовское иго, заканчивается перестройка энергетики и ЖКХ. Только в отличие от задумки Анатолия Борисовича, норовящего растащить и раздать общегосударственную собственность, Единую энергосистему, там идут другим путем, потому что появились новые технические решения.
Чубайс уверяет, что растащиловка привлечет в энергетику инвестиции, на которые молятся либералы. Мол, тогда производители будут глотки друг другу рвать в борьбе за потребителя. Представьте себе, предприятие во Владивостоке борется с предприятием в Калининграде за право предоставлять жителям Пензы тепло и свет. Гениально! Нам называют умопомрачительные цифры и показывают уже починенные и построенные подстанции, линии передачи и т.д. А они нужны, эти подстанции? А.Чубайсу не нужны ни теплые зимы, ни новые решения. Поэтому у нас энергетики, кроме постоянного повышения цен, ничего не обещают.
А в Чехии, где, казалось бы, имеются широчайшие возможности привлечения предприятий хоть французских, хоть немецких, широко внедряются самые передовые установки Caterpillar; они производят электроэнергию в три-четыре раза дешевле существующих расценок централизованного энергоснабжения, а получаемое при выработке электричества тепло получается вообще бесплатным! Оно и у нас, как учили в советские времена в строительном вузе, считалось отходами производства, а потому плата за квартиру составляла 7 р. в месяц. Для сравнения: счета за отопление российской семьи раз в десять превосходят счета за электричество
В Европе вообще живут жмоты и крохоборы: лишнего вершка трубы не проложат, все рассчитывают, подсчитывают и обсчитывают. Им неведомы русский размах и широта души, при которых по дороге от ТЭЦ до потребителя теряется половина тепла. У нас энергетики умеют обсчитывать только в одном смысле.
Эти установки позволяют отказаться и от крайне недешевых линий передач, подстанций, теплосетей, что позволяет высвободить значительное количество людей, занятых обслуживанием этих сетей. Одна установка мощностью
1 МВт дает при производстве этого самого мегаватта 1,3 МВт тепла. Срок окупаемости таких установок не превышает трех лет при общем сроке службы установки 25–30 лет, с учетом затрат на проектирование, обслуживание и плановые ремонты. Основной в Чехии является частная или муниципальная установка мощностью 400– 500 кВт, снабжающая электричеством и теплом 3–5 тыс. жителей.
В случае применения таких установок в городе снижаются расходы на инфраструктуру примерно в четыре раза. Напомним, что инфраструктура – это то, что ныне сильно сдерживает строительство жилья. Поэтому не вызывают большой радости сообщения энергетиков, что они выжали из застройщиков средства на софинансирование очередной подстанции. Эти средства можно было потратить с большей пользой: инвестиции в карман олигарха мало что приносят человечеству.
«Чубайс обнаглел». Все помнят это высказывание Зубкова в бытность его главой правительства, но мало кто ущучил, с чего бы это руководитель такого уровня вспылил. Ответ прост.
Благодаря применению передовых решений снижается уровень загрязнения окружающей среды, расход топлива, повышается КПД, тот самый КПД, о котором так не любят вспоминать наши энергетики, а тем паче сравнивать его с КПД оборудования приличных стран. Нет, они время от времени затевают в СМИ какую-нибудь дурь в виде собирания детских рассказов про «киловаттика», чтобы наши по-детски доверчивые люди поверили: именно так надо беречь энергию. Но никогда не уточняют, во что этот киловаттик обходится. Тем паче не сравнивают расход топлива на его получение у нас и за рубежом. (Самое захватывающее вообще появляется в СМИ редко, словно королева Англии на людях.)
А между тем числа поразительные. Общий КПД установки Caterpillar – 90%, эффективность использования топлива, которого все больше и больше не хватает, – 94%, электрический КПД, в зависимости от модели, – 38–45%. В итоге на отопление одного квадратного метра в России тратится разиков в десять больше условного топлива, чем в Европе. Самое время переходить на оплату за оное по мировым ценам.
Ждать, что А.Чубайс откажется от своих сетей так же бесполезно, как ждать от паука отказа от его родной паутины. А все потому, что при передаче электричества и тепла на большие расстояния значительная их часть (каждый пятый «киловаттик» и половина тепла) идет на нагревание проводов и окружающей среды в целом. Ну а любителей погреть ручонки на этом тепле на Руси хватает. Раньше было принято выгонять учеников в поле подбирать колоски за нерадивыми взрослыми, не подготовившими должным образом зерноуборочную технику, а ныне тех же детей привлекают для создания видимости борьбы за сбережение электричества. «И ничто не ново под Луной!»
Зачем применять быстрые и высокоэффективные способы решения вопроса энергообеспечения, если можно под предлогом нехватки электроэнергии ввести «плату за подключение». Если вы, к примеру, сделали пристрой к школе, чтобы ученики не собак гоняли, а мяч, то за его подключение вам придется выложить столько же, сколько за строительство. А вы думали, откуда у А.Чубайса такая внушительная зарплата? Кто же откажется от сетей, хотя и дырявых, но постоянно вылавливающих золотых и медных рыбок из кармана потребителя?
Нельзя сказать, чтобы на Святой Руси вообще никто не стремился снизить издержки. Такие установки появляются и у нас. Но только там, куда недотягиваются загребущие лапы энергохищников. Например на Турчаниновском месторождении компании «Ухтанефть» (Коми), таких установок сразу две. Они работают на попутном газе, 20% которого у нас все еще сжигается в факелах (это примерно 6 млрд кубометров, которых хватило бы для отопления целой европейской страны), и снабжают теплом и энергией поселок нефтяников, нефтевышку, а также насосы для перекачки нефти. Их применение дает неоспоримое сокращение затрат, поскольку протянуть 1 км ЛЭП в такие края стоит до 75 тыс. долларов.
Такие установки могут работать не только на природном газе, но и на биогазе (который получают, например, из навоза), на газе, получаемом на городских свалках, шахтном метане, отходах нефтепереработки и т.д., а мощность от 10 кВт позволяет применять их там, где крайне не выгодно тянуть линии передачи. У нас таких мест – ¾ страны.
Вот и уезжают люди в самом трудоспособном возрасте из Пензенской области, особенно из мест, где свет подают с перебоями в три часа и куда молодежь не заманишь ни калачом, ни «калашем», в Чехию, где природных богатств мало, а возможностей для жизни много. Там никто не знает, как зовут министра любых сетей, потому что он работает, как хороший немецкий двигатель, бесшумно; как показывает жизнь, чем больше что-то шумит, тем меньше от него толку. И с ваучерами у них, не в обиду А.Чубайсу будь сказано, все благополучно получилось. Ваучеры такие же, как и у нас, а итог – разный.
Кстати, Чехия приглашает россиян переселяться, но вот лично г-ну Чубайсу таковое приглашение прислано не было. И иностранных инвестиций в Чехии в пересчете на душу населения разиков эдак в 20 больше, чем в России.
Е.А. ПЫРКОВ.
Пенза.