Тема, поднятая в «экстраэмовской» публикации, меня не то, что волнует, а, скорее, раздражает уже давно. Раздражает тот беспредел, который творят нынешние нотариусы, которые, будучи юристами(!), изначально должны стоять на страже закона.
Я согласен почти со всем тем, что подметил ее автор. Добавлю лишь несколько своих наблюдений, замечаний, предложений, возникших у меня в результате регулярного и достаточно длительного общения с московскими нотариусами.
Сначала о том, в чем я не совсем согласен с автором «экстраэмовской» публикации.
Он пишет о том, что нынешние частные нотариусы несут личную имущественную ответственность за свои профессиональные действия. Да, формально эта ответственность даже страхуется нотариусами.
Но, во-первых, величина этой страховки, насколько мне известно, по нынешним временам является, по сути, символической.
А во-вторых, сам автор публикации упоминает о том, что в случае конфликта в суде надо еще доказать вину нотариуса. А это вещь в большинстве случаев бесперспективная. Поверьте мне, практикующему юристу.
Автор пишет и о том, что некоторые нотариусы указывают в заверенных ими документах суммы, взятые ими по тарифу, и те, которые накручены ими за «техническую работу». Другие вообще не указывают суммы накруток. Прекрасно понимая, что это незаконно. Точнее, раньше было незаконно, а с начала этого года «узаконено» самими же столичными нотариусами.
Об этом я случайно узнал, в очередной раз обратившись в нотариальную контору, в которой я обычно оформлял нужные мне документы. В этой конторе мне нравилось то, что рядом с кабинетом нотариуса была вывешена таблица тарифов на совершение нотариальных действий. Все открыто, все ясно, без «химии». Подобного я не встречал ни в одной другой московской нотариальной конторе, куда мне довелось обращаться. В этой конторе не делали никаких накруток за пресловутую «техническую работу». Брали четко по узаконенным тарифам. И я был немало удивлен, когда за неимущественную доверенность, ранее по тарифам обходившуюся в 200 рублей, пришлось заплатить уже 700. Но нотариус осталась верной себе – никаких утаек от клиентов – на стене, рядом с кабинетом появилась бумага, в которой сообщалось, что в начале этого года московские нотариусы, что-то около пятисот пятидесяти человек из без малого семисот зарегистрированных в столице, на своем собрании приняли решение о повышении взыскиваемой с клиентов платы за совершаемые нотариусами действия. Тут же была приведена таблица новых «цен».
Честно говоря, меня крайне удивило прочитанное. И вот почему.
Частные нотариусы на свою деятельность уполномочены государством. При этом государство предоставило им возможность очень даже неплохо зарабатывать. При этом я придерживаюсь мнения, что нотариусы – это не самая высококвалифицированная часть профессиональных юристов.
Государство установило не самые низкие тарифы, по которым оплачивается труд нотариусов. И я не согласен с автором «экстраэмовской» публикации, пишущем о «скромности» тех государственных ставок. Даже при их мнимой «скромности» в 1997 году, как сообщает «Экстра М», нотариусы заняли первое место по стране среди самых высокооплачиваемых специалистов. Да и не слышно что-то, чтобы хоть один из почти семи сотен московских нотариусов отказался от своего места из-за своих низких доходов.
Меня поразило, что сами нотариусы, собравшись на собрание, «поправили» государство.
Интересное дело! Собрались и повысили цены на свои услуги. Ловко!
Учитывая, что частные нотариусы, по сути, являются монополистами в столице, то подобную договоренность можно расценить, как монопольный, «картельный», корпоративный сговор, против которого москвич, которому понадобилась нотариальная услуга (по сути, нотариальное действие в наше рыночное время можно расценивать как услугу), бессилен. И здесь я не согласен с автором публикации, что клиент может поискать другую, более дешевую контору. Если уж самый щепетильный из известных мне нотариусов сегодня берет наравне с остальными, то тут уж искать более дешевой услуги бесполезно.
Не согласен я с автором и в том, что обо всех «завышениях» тарифов нотариусами, гражданам надо жаловаться в Московскую городскую нотариальную палату, телефон которой приведен на той же газетной полосе. Считаю, что это дело – пустое, поскольку сам же автор пишет, что каждый нотариус ежегодно перечисляет этой палате 5 % дохода. Кто ж отсечет руку, с которой кормится?
Если кто и должен наводить порядок в этой сфере, как и во всех, ей подобных, то, на мой взгляд, это Федеральная антимонопольная служба. Но что-то, замечаю, не очень-то эта ФАС торопится наводить порядок в нашем государстве.
На той же странице «ЭМ» в публикации, продолжающей тему, иронически названной «Верность профессии», ее авторы пишут о баснословных доходах многих московских нотариусов. И перечисляют молодых юристов, которые пошли в нотариусы (почти по Маяковскому: «пусть меня научат»), имеющих своими родственниками многих известных людей. Так, газета приводит ряд фамилий и указывает степень их родства с политическими «знаменитостями»: дочь председателя Мосгордумы Владимира Платонова, сын начальника ГУВД столицы Владимира Пронина... И можно понять подобный выбор профессии – очень уж она хлебная. Все в той же публикации указывается, что средний, официальный годовой доход московского нотариуса составляет около 2 млн рублей. Это больше, чем нынешняя пенсия Н.Ельциной.
Многие граждане, поняв, что недешевые нотариусы не всегда необходимы, в последнее время оформляют крупные сделки с недвижимостью в безнотариальной, в простой письменной форме.
Но иногда требуется нотариально заверенная копия документов, оформленных ранее без участия нотариуса. Попробуй заверь у нотариуса подобную копию! Ни за что не согласится. Ни один. Хотя согласно «Основам законодательства о нотариате», упоминавшимся в той газетной статье, среди перечня нотариальных действий, которые обязаны совершать нотариусы, есть и такое, как «свидетельство верности копий документов и выписок из них». Обращаю внимание, не свидетельство верности копий исключительно нотариально заверенных документов, а любых документов. Ведь сегодня же ХХI век на дворе, ксерокс, подмечаю, даже развратил чиновников, которые требуют уйму копий. Казалось бы, все ясно: пришел гражданин с подлинником, с копией, снятой с этого подлинника (копию, кстати, и в нотариальной конторе можно снять), со своим паспортом. Так ты, нотариус, засвидетельствуй, что эта копия снята с этого документа.
Ага, как же. Это вы все и будете обходиться без нотариуса при совершении крупных сделок. А ведь именно с них имеют самый большой доход нотариусы: 1 % от суммы договора. А сколько сегодня в Москве стоит самая дешевая однокомнатная квартира? То-то и оно…
Правда, по закону, любой гражданин может обжаловать в суде действия или бездействие нотариуса. Может… Вы пробовали обращаться в наш суд? Ну и как?
Борис Лебедев.