Сегодня речь о маленькой Золушке из бурятского села Тугнуй, 9-летней Даше Варфоломеевой. А волшебником для нее стал премьер-министр Владимир Путин. 4 декабря во время так называемого «прямого провода» Даша попросила у него по телефону платье, как у Золушки, для себя и сестры Ани, потому что работы в селе нет, жить приходится на бабушкину пенсию, а на школьный утренник хочется прийти в обновках.
От этой просьбы сразу стало как-то не по себе. То, что тысячи российских деревень за последние годы вообще исчезли, а многие с трудом выживают и доживают, – факт общеизвестный. Но одно дело знать «вообще», а совсем другое, когда это «вообще» наполняется конкретной информацией. Бурятское село, не маленькое, около тысячи жителей, сто школьников, родители которых не могут подарить праздник своим детям. Да и какой уж тут праздник, если нет работы, а значит, и средств к существованию.
Если б это под моим руководством страна восемь лет продавала нефть и газ по заоблачным ценам, если бы мои подчиненные с утра до вечера говорили, что в стране жить все лучше и лучше, я бы, наверное, смалодушничала. Иными словами, не отобрала бы такой звонок для эфира. Ведь «прямая линия» на самом деле не совсем прямая, потому как не страждущие дозваниваются до Владимира Путина, а наоборот: заранее отбирают понравившиеся вопросы и в ходе передачи перезванивают избранным.
А вот Путин не смалодушничал, по каким-то причинам была выбрана именно Даша, и она старательно произнесла (судя по всему – прочитала написанный текст) жалобу-просьбу в трубку.
На следующий день доселе никому, кроме родных и друзей, не известная третьеклассница проснулась знаменитой на всю страну. Потому что премьер-министр, вероятно, осознав, что хороший и эффективный руководитель страны из него не получился, решил попробовать себя в новой роли – Деда Мороза. Он пригласил Дашу, ее 14-летнюю сестру Аню и их бабушку в гости в Москву, обещал им платья, куклу и кремлевскую елку.
И все начало сбываться. Правда, не совсем, как в сказках. Ведь чудесный доктор Пирогов из рассказа Куприна дал несчастной семье свои собственные деньги (и всячески стремился остаться инкогнито!), и волшебница в истории про Золушку тоже использовала свои собственные ресурсы, чтобы снарядить ее на бал. Между тем только долететь из Бурятии до Москвы совсем недешево (не говоря уже о платьях и культурной программе). Если своим ходом, то двум девочкам и маме, приехавшей вместо бабушки, это обошлось бы в сумму около 50 тысяч рублей. Естественно, таких денег в семье, где живут на бабушкину пенсию, нет. Но пригласившая сторона почему-то не предприняла никаких усилий, чтобы оплатить собственное приглашение. В итоге девочка и их мама летели за счет Министерства образования Бурятии вместе с детской делегацией на кремлевскую елку. Причем появилась даже информация, что девочек хотели взять вместо двух других детей. К счастью, этого не произошло. Однако осадок, совсем не сказочный, остался.
Чем дальше, тем грустнее становилась современная рождественская история, хотя маленькой девочке, впервые приехавшей в Москву, судя по всему, было хорошо и весело. И все же порадоваться, что хотя бы одному, нет, даже двоим детям, Дед Мороз подарил чудо, не получается. Во-первых, не подарил, потому что подарки, как уже сказано, делаются на свои деньги. Ну а главное – как забыть, что в Тугнуе (про остальные города и села даже и говорить не будем) осталось еще полторы сотни ребят?
Нет, хороший Дед Мороз, даже в пиар-целях, из Владимира Путина тоже не получился. Иначе бы он поступил иначе. Скажем, распорядился, чтобы в селе организовали большой праздник для всех ребят, прислали туда театральную труппу – не из Москвы, так из Улан-Удэ. Ведь, как выяснилось, Даша, Аня и их мама (и, видимо, большинство жителей села) никогда не были в театре и оказались совсем не готовы к его посещению. В Большом, куда привели девочек, они очень обрадовались, увидев живьем некую певицу МакSим, которая поздравляла детей перед началом спектакля. А вот «Щелкунчик» Чайковского им понравился не очень. После первого действия девочки уехали.
Но что еще печальнее, живущие в Бурятии, где зимой мороза и снега куда больше, чем в Москве, коньки они впервые увидели тоже в столице! Зато учил их кататься сам Илья Авербух. Ох, будь я Дедом Морозом из Дома правительства, отправила бы всем детям Тугнуя по конькам.
Ну а без огромного букета роз, которыми встречали Дашу в Москве представители аппарата правительства, вполне можно было бы обойтись. Да и без самого «высокого приема» за чашкой чая в Ново-Огареве, где выяснилось, что Даше просто не о чем говорить с «дядей Володей». Как и ему с ней. Слишком уж разные миры они представляют. Он, правда, пообещал, что тугнуйской школе подарят компьютеры. Потом спохватился (может быть, вспомнив, что в России действует программа компьютеризации школ, так что компьютеры положены по закону, а не в качестве милости или чуда) и добавил, что компьютеры там, как он выяснил, есть и Интернет есть, но эти – новее и лучше. Рабочие места родителям школьников Дед Мороз Путин подарить, правда, не смог. Но премьер Путин пообещал поговорить об их создании с главой республики.
Золушка, как известно, попала на бал благодаря своему трудолюбию и добронравию. В Москве Дашу тоже все хвалили. Наверняка, она, как и Золушка, добрая, трудолюбивая, хорошая девочка. Но хвалили-то за другое: «Какая же ты молодец, что дозвонилась Путину!» Видимо, в нынешней России это расценивается как подвиг. Не оставляет и еще одна мысль: и сибирский мальчик, и девочка из Еврейской автономной области, которые раньше обращались с просьбами к Путину, просили тепло в школу или настоящую елку на площадь – не для одних себя. А Даша, ставшая героиней газетных и телерепортажей, – только для своей семьи.
Так что история эта миллионам детей и взрослых дает вполне определенный посыл: не надейся ни на свой труд, ни на закон, ни на справедливость, ни на нормы общества, а только на доброго царя, который, может, отстегнет от своих щедрот. Ну а поскольку на всех у него не хватит, проси милости лишь для себя. И, если повезет, будет тебе счастье!
Но будет ли счастье? И Даша, и Аня получили от Владимира Путина великолепные платья – хоть сейчас на бал, красивую куклу. Думаю, и коньки, на которых катались, им подарили. Но вспомним, что после полуночи волшебное Золушкино платье превращалось в дерюгу, карета – в тыкву, кони – в мышей. Что будет, когда Даша вернется домой, где все по-прежнему?
Е. ЮРЬЕВА.