Русская ли заря?
«Горит Восток зарею новой…» – пророчески писал Пушкин в поэме «Полтава». На сегодняшней Украине можно уточнять: «горит Юго-Восток….», имея в виду тот горячий отпор, который получает в этих работящих и во многом русских областях политика «оранжевых» властей по насильственному украинизаторству, прославлению изменников, палачей и иуд. Это особенно ярко высветило празднование 300-летнего юбилея Полтавской битвы и все последние события на Украине. Еще вспыхивает огонь славянского братства и православного единства, но его задувают западные ветра и зола бездарных, отгоревших политических решений. Об этом писалось на страницах газеты, но накануне подлинного дня русской славы – 10 июля можно подвести некоторые итоги баталии.
Русская община Полтавы запустила в обращение накануне 300-летнего юбилея около тысячи 10-гривневых купюр с изображением клятвоотступника Мазепы, на лбу которого нестираемо написано: «Иуда». А еще они изготовили в память знаменитой Полтавской битвы орден Иуды, который вручают предателям общерусской памяти и славы. Таких, увы, хватает, особенно среди чиновников и националистической интеллигенции. Сегодня Россия пока проигрывает Полтавскую битву – так считают все, с кем довелось мне встречаться в преддверие юбилея на уникальной земле Гоголя и русской славы.
Непростой является ситуация и в области канонического православия. Епархию разделили, и образовалось епархиальное управление во главе с архиепископом Полтавским и Миргородским. В регионе присутствуют филаретовцы, налицо раскол, естественно, поддерживаемый государством. На фоне всего этого православным русским не всегда понятна позиция владыки Филиппа, митрополита Полтавского и Миргородского, в отношении Мазепы. Кстати, на праздничном молебне 27 июня никого из высших иерархов Православной церкви Московского патриархата не было. Почему? Не самой представительной была и политическая, творческая делегация, направленная Россией. Можно было включить несколько ярких личностей из депутатов, писателей, певцов, чтобы дохнуло русским несгибаемым духом, – не захотели. Даже посол на Украине оказался бывшим.
Александр Хинштейн печатно возрадовался назначению бывшего министра Зурабова, дружно ненавидимого народом России, в кипящую политическими страстями Украину: «Опрошенные мной эксперты в один голос говорят, что его ценят в Кремле за высокую эффективность, технологичность и полное отсутствие эмоций; если прикажут, он и собственную маму монетизирует. Отношения между Россией и Украиной давно уже перестали быть братскими. Именно такой человек – жесткий, циничный, бесцветный – и нужен, чтобы железной рукой проводить политику Москвы». Неужели нам теперь не нужны дипломаты на таких постах, зачем государство содержит МГИМО и Дипломатическую академию? Оказывается, надо быть просто питерским и «эффективным», безжалостным к людям менеджером?
Напомним, что именно Зурабов в бытность министром без проведения всяких конкурсов распределил поставки льготных медикаментов в регионы между узкой группой фармацевтическо-спекулятивных компаний, близких к себе. В их числе была и созданная им самим же фирма «Макс». Но, как заметил с неприятной улыбкой спикер Борис Грызлов: «Это человек, который умеет выкручиваться».Выкрутился. А вот выстроит ли он умную и ясную систему взаимоотношений на важнейшем направлении внешней политики, огромный вопрос.
Бесприютная память
Век тому назад по случаю 200-летия битвы под Полтавой при большом стечении народа состоялся военный парад. Перед Николаем II и премьером Столыпиным прошли представители всех полков, участников битвы, и в полном составе созданные Петром легендарные Преображенский и Семёновский полки. На месте редутов, ставки Петра, там, где его армия перешла вброд реку Ворсклу, установили обелиски, открыли памятник полковнику Келлину, отстоявшему город. Выбили памятные медали. Открыл двери Музей Полтавской битвы. А в Санкт-Петербурге пред Медным всадником на Сенатской площади прошел другой военный парад — в память 200-летия сражения при деревне Лесной, прелюдии триумфа под Полтавой. Нынешние торжества выхолощены и как бы отобраны у России.
Некоторые рьяные депутаты из Блока Юлии Тимошенко заявили, что праздновать совместно с россиянами Полтавскую битву приблизительно то же самое, что предложить России отпраздновать вместе с Японией годовщину битвы при Цусиме. Кстати, японцы бы согласились – там ведь совсем другой случай. Поклонники Мазепы со шведами готовы праздновать, а с «русскими оккупантами», как пишут в Киеве, — нет. Куда ж податься нашей бесприютной памяти? Где нам 10 июля возлагать венки по случаю предстоящего юбилея? Где провести военный парад, подобный тем двум, что состоялись век назад? Ясно, на поле Полтавской битвы, у братской могилы русским (и малоросским!) воинам, ничего подобного не может уже происходить. Но есть и в Москве церковный памятник, построенный по случаю триумфа под Полтавой. Он, согласно преданию, создан по чертежу Петра и на его вклад в 1709 году на Большой Якиманке. Там древний храм Ивана Воина в половодье затапливался Москвой-рекой, обветшал. Петр повелел возвести новый на высоком месте, дал церкви триста золотых рублей и кирпич, который тогда весь шел на стройки Санкт-Петербурга. Светский памятник победителю Полтавской битвы – Петру, пусть и уродливый, появился вровень с храмом Христа на стрелке Обводного канала. Надо бы как-то этот монумент Церетели 10 июля задействовать!
Союз писателей России совместно с издательством «Ихтиос» выпустил сборник художественных произведений писателей от А.С.Пушкина до В.Н.Ганичева «Полтавская битва», посвященный юбилею Полтавской битвы, а в Эрмитаже совместно с музеями Московского Кремля, при участии Государственной Третьяковской галереи и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, а также музеев Швеции, Германии и Польши еще в мае открылась выставка. Особый интерес вызывают реликвии, непосредственно связанные с главными героями битвы, такие, как преображенский мундир Петра I, в котором царь участвовал в сражении; парадное седло Карла XII, захваченное русскими в шведском лагере. Многие экспонаты сохранили следы Полтавского боя: шляпа и седло Петра I пробиты шведскими пулями, на лезвиях шпаг шведских драбантов остались зарубки, которые хозяевам шпаг так и не удалось выправить.
В Москве в Государственном историческом музее 18 июня открылась выставка, приуроченная к 300-летию Полтавской битвы. На выставке представлены 400 экспонатов музеев и архивов России и Швеции, связанных со знаменитым сражением. В Историческом музее с 18 июня по 27 сентября можно увидеть камзол Петра I, который был на нем во время битвы, автографы Петра I и Карла XII, русские и шведские знамена ХVIII века, приказы, письма, дневниковые записи, дипломатические послания, карты. Не менее интересны и шапка-гренадерка драбантов Карла XII, штандарты обеих сторон, военные трофеи, личные вещи солдат, предметы походного быта. Во всех репортажах опять с придыханием сообщали, что в открытии принимал участие посол Швеции в России.
Украина и Россия договорились весной о туристическом развитии территории, на которой произошло Полтавское сражение. В течение 10 лет стороны будут проводить поэтапную реставрацию 10 редутов и других памятников. Также здесь пройдет полная рекультивация поля Полтавской битвы (100 гектаров) для создания целостного комплекса с историческими экспозициями. Кстати, на подъезде к комплексу находится… институт свиноводства с выразительным памятником хрюшки с потомством. Историк Юрий Погода рассказал, что он расположен в бывшей духовно-учительской семинарии, где готовили просветителей народа. «Потом развернулась борьба с религией, но непотребное учреждение находится здесь и до сих пор. Зачем теперь-то? Брать плоды деятельности люди не желают, научная свинья в четыре раза дороже обходится, не ест все подряд. Институт носит имя академика Квасницкого, а вы посмотрите на лопнувшую доску. Свиноводство на государственном уровне развалили. В городе есть Аграрная академия, ну и выделите там место, а здесь восстановите культпросветучилище!»
Тайный для общественности пакт о совместной деятельности подписали мэр Полтавы Андрей Матковский, архиепископ Филипп и ушедший в отставку чрезвычайный и полномочный посол России на Украине Виктор Черномырдин. Что предложит теперь Зурабов, как начнет воплощать договоренности, не сообщается. Да он и не принял участия в Полтавских торжествах, хоть вопрос о назначении был уже решен. Так и надо было громко и деятельно заявить о себе как раз в дни торжеств. И здесь опять упускаем важнейший момент!
Геноцид от союзничков
Жителям Украины уже вкрутили в голову ржавый шуруп осознания того, что они – объект геноцида исключительно со стороны сопредельных москалей. Исходя из этого, любое, даже микроскопическое, сопротивление москалям объявляется подвигом национального масштаба, а все противники Москвы автоматически попадают в список преданных и истинных друзей Украины. Очередным примером стал изобретенный накануне празднования 300-летия «украинско-шведский договор» Карла и Мазепы, к материальной выраженности которого даже шведы относятся скептически. Но для национально-свидомых Киева и Львова шведы (кстати, разорившие последний) стали главными союзниками. Но оказывается, что союзники вели себя в тогдашней Малороссии весьма жестоко.
Русская община провела по кровавым следам патриотическое движение «Маршрутами памяти». Группы участников объехали все места боев русской и шведской армий. В них были казаки из «Верного казачества», учителя, студенты, другие активные участники, которые проводили встречи с местным населением, поминальные молитвы, восстанавливали памятные знаки. Виктор Шестаков с помощью историка Погоды написал мартиролог мирных населенных пунктов, уничтоженных шведами и Мазепой. Причем, чтобы не было никаких вопросов, написал по шведским источникам.
Тема шведского геноцида в Малороссии практически не изучена. Оказывается, за год нахождения на территории Малороссии–Украины шведские оккупанты и примкнувшие к ним мазепинцы отметились жуткими преступлениями, которые не отличаются от подобных акций гитлеровцев. Карл XII предвосхитил Гитлера, а Мазепа – Романа Шухевича. Пришествие чужаков и врагов, захватчиков, насильников, врагов Веры вызвало среди малороссийского населения волну народного сопротивления. История свидетельствует, что лишь одно село Атюша (под Кролевцом) встретило шведов и Мазепу хлебом-солью, все остальные закрывали ворота и ожесточенно сопротивлялись.
Кстати, особо жестоко вели себя шведы на родине нынешнего президента Ющенко, где население упорно сопротивлялось захватчикам, как, например, город Недригайлов, отбивший атаки отряда генерала Дукера. Город был сожжен.
Отказались впустить шведов и оказали яростный отпор оккупантам жители села Олешня под Ахтыркой. Даже когда неприятель ворвался в село, последние защитники Олешни взошли на деревянную башню, показывая готовность сражаться до последнего. Тогда по приказу генерала Гамильтона башню подожгли, и героические защитники мученически погибли в пламени. После были казнены 400 мирных жителей, 70 русских драгун и воевода.
Вот такой геноцид украинцев проводился 300 лет назад, и проводили его те, кто нынче стал национальным героем и стратегическим союзником… Вот свидетельство генерала Рёншильда, который написал печально известное письмо Карлу, где предлагал способы борьбы с партизанами: «Мне известно, что вы в целом стесняетесь их наказывать. Населенный пункт, в котором совершено нападение на шведский отряд, должен быть сожжен дотла вместе с окрестностями. Жителей деревень, которых вы схватите, при малейшем подозрении в неблаговидных против нас поступках следует повестить, чтобы они боялись и знали, что если нас разозлить, то не будет пощады даже для детей в колыбели. Лучший способ наказания – это уничтожение и сожжение всего в округе и превращение местности в пустыню, чтобы там Вам больше никто не мешал. У нас нет особых новостей, мы тоже здесь на страже и подвергаем сожжению каждый населенный пункт, где появится неприятель. Недавно я приказал сжечь целый город, а его жителей – повестить». Это о городке Нешава.
После боя под Клецком, который дал шведам полковник Данило Апостол (памятник ему стоит в Сорочинцах, у храма, где крестили Гоголя), генерал Крейц, разъяренный неудачей, вернулся в городок Лакович и сжег его с жителями. После были уничтожены крепости Несвич и Забирс, города Любомир и Пултуск.
Вот село Чернухи – население в церковь и сжечь, Терен – жителей в сарай и сжечь. Ставка Карла была в Крестовоздвиженском монастыре – иконы содрать – на пол и осквернить.
Надо ли напоминать, что в основной (если не в подавляющей) своей массе шведы и норвежцы были протестантами, а поддерживающие их поляки Станислава Лещинского – католиками. Если с действиями последних в отношении православных храмов украинцы были знакомы и помнили генетически, то протестанты демонстрировали себя во всей красе. Особое отношение демонстрировали шведские солдаты к православным храмам, куда заводили лошадей и где кололи иконы штыками, а то и вовсе разогревали пищу на кострах из икон. Храмы нещадно и методично грабились. Иллюстрацией этого отношения может служить икона Св. Якова, на которой шведы вырезали шахматные доски, дабы коротать досуг между убийствами местного населения. Икону эту вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Тогда это – действовало, сегодня сознание затуманено пропагандой.
Что с памятником Карлу?
Шведская делегация передала бюст шведского короля Карла XII Полтавскому областному краеведческому музею. В то же время автор памятника, шведский скульптор, историк и кавалерийский офицер Бернард Энгмунд выразил недоумение по поводу отказа музея Полтавской битвы принять бюст.
– Не могу понять, столько подарков мы делали музею Полтавской битвы, а здесь отказ... Надеюсь, что бюст все-таки будет в музее Полтавской битвы, – сетовал Энгмунд.
Напомним, мэрия Полтавы отказалась принять в подарок памятник шведскому королю Карлу XII от Ассоциации друзей шведского военного музея Стокгольма. Полтавская обладминистрация заявила, что если мэрия Полтавы не хочет установить памятник в шведском зале музея истории Полтавской битвы (подчиненного Полтавскому горсовету), то памятник займет место в областном краеведческом музее. А ведь еще раньше официальные власти Полтавщины памятник Карлу ХІІ возжелали поставить так, чтобы увековечить его позор. Монумент собирались установить в том месте, где 30 июня (по ст. стилю) 1709 года отступающие от Полтавы остатки шведской армии при попытке переправиться через Днепр были окружены конницей под командованием Александра Меншикова и взяты в плен аж 15 тысяч деморализованных вояк. Об этом странном решении заявлял на аппаратном совещании в Полтавской облгосадминистрации ее глава Валерий Асадчев (член ющенковской партии «Наша Украина») еще при подготовке к 300-летию Полтавской виктории. Губернатор раскритиковал позицию Полтавского горсовета, который усомнился в плодотворности идеи установки памятника Карлу ХІІ: «Город придает этому вопросу политическое значение, и даже не понимает, что проигрывает в экономическом плане с точки зрения привлекательности. Они могли б получить еще одну городскую площадь, которую б часто посещали люди», – констатировал Асадчев. По словам полтавского губернатора, администрация договорилась о том, чтобы вблизи Светлогорска (Кобеляцкий район Полтавской области) построить «целый комплекс, мемориал» и там поставить на острове памятник шведскому королю. После этого «мы закроем вопрос с Карлом», подытожил В.Асадчев. То есть как «закроем» и почему уже всплывает не районный остров, а городская площадь? Разве вопрос не был закрыт в 1909 году?
В первый раз вопрос об увековечении памяти погибших воинов Карла был поднят в шведской прессе в 1890 году, когда майор Клаус Гриль опубликовал в одной из центральных газет свою статью с призывом собрать средства на монумент, который предлагалось установить на поле Полтавской битвы. Подчеркнем, что инициатор несколько лет находился на контрактной службе в Российской армии, часто бывал в Полтаве и на поле Полтавской битвы. Несмотря на то, что эта идея была поддержана тогдашним королем Швеции Оскаром II, она буквально расколола общество, вызвав бурное обсуждение в прессе. В то время как одни считали сооружение памятника позорным признанием своего поражения, другие взывали к христианской добродетели, утверждая, что пока над могилой последнего погибшего воина не установлен крест, война не может считаться оконченной. В 1902 году известный скульптор Теодор Лундберг предложил публике свой проект памятника, который был выполнен в виде скорбящей матери, покрывающей флагом тело убитого сына со сломанной шпагой в руке. Окончательное решение, принятое в 1904 году, состояло в том, что памятник по проекту Лундберга следует открыть в Стокгольме перед фасадом музея истории шведской армии, где он находится и сейчас, а для установки на поле Полтавской битвы следует заказать более скромный монумент. За собранные по всей стране деньги в сумме 5000 крон на каменоломне Ваневикс (земля Смоланд) был заказан большой гранитный камень (6 метров высота, 20 тонн вес). С двух сторон памятника была высечена надпись на русском и шведском языках: «В память шведов, павших здесь 27 июня 1909 года, воздвигнут этот камень их соотечественниками в 1909 году».
Шведский бизнесмен Эммануэль Нобель (племянник Альфреда Нобеля), который в это время занимался разработкой нефтяных месторождений Каспийского моря, оплатил доставку монумента по морю в Ригу и затем по железной дороге в Полтаву, а также все работы по его установке. Памятник был открыт 2 июня 1909 года возле деревни Побыванка, недалеко от северной границы поля Полтавской битвы без какой-либо торжественной церемонии.
Лидер социалистов Александр Мороз прямо сказал, что не так давно был в Стокгольме и поинтересовался, как они относятся к идее о сооружении памятника Мазепе и Карлу XII. «Они вообще не понимают этого вопроса, не помнят Мазепу и не уважают Карла XII, ведь последний принес разруху для Швеции. Поэтому считаю идею сооружения им памятников нездоровой», – сказал А.Мороз и предложил: «Послушайте, может, давайте поставим памятник Гитлеру в Киеве, раз он воевал с СССР, и с Россией в частности, ведь мы же сейчас переиначиваем историю!» При этом А.Мороз пожалел, что «некоторые полтавчане с такой славной историей поддерживают болезненную идею». Но тут же вдруг добавил, что не полностью поддерживает действия Петра I. Но это ведь не очередные выборы! И на них-то социалисты Мороза в Раду не прошли, а уж для славы и правоты императора их поддержка совершенно не нужна.
Сами празднества
Несмотря на недвусмысленные угрозы со стороны националистических организаций, в Полтаве состоялось православно-патриотическое шествие в честь 300-летия победы русской армии в Полтавской битве, сообщают организаторы. В этом шествии, которое было организовано Всеукраинской организацией «Православный выбор», при содействии различных общественных организаций, в первую очередь Киевской организацией СРН, приняли участие православные патриоты из Киева, Полтавы, Черкасс, Кировограда, Харькова, Сум, Винницы, Одессы, Ровно и других регионов Украины. Православно-патриотическое шествие началось, к сожалению, с некоторым опозданием из-за того, что православным активистам чинили препятствия представители местной милиции. Правоохранительные органы боялись, что участники шествия попытаются сжечь соломенное чучело анафематствованного гетмана Мазепы с табличкой: «Иуда-предатель», принесенное к месту начала шествия одним из участников. Таким образом был выражен протест против кощунственного возвеличивания гетмана Мазепы в ранг национального героя Украины. После заверений со стороны организаторов шествия в том, что чучело Мазепы сжигаться не будет, милиция разрешила начать двигаться по маршруту.
Православно-патриотическое шествие проследовало от Колонны Славы, которая была установлена в свое время в честь Полтавской победы русской армии над шведами, к бывшей ставке Карла – Крестовоздвиженскому монастырю, возле которого присоединились группы верующих из Харькова и Сум, а затем участники шествия вышли к мемориалу Полтавской битвы. Они приняли участие в панихиде возле братской могилы по павшим русским воинам. Службу возглавил архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп при участии трех архиереев Русской православной церкви. По окончании панихиды возле братской могилы прошло православно-патриотическое вече, на котором председатель Всеукраинской общественной организации «Православный выбор» Юрий Егоров поздравил всех присутствующих с юбилеем. В своем слове он особо подчеркнул общерусский характер Полтавской победы, поскольку все 10 малороссийских казачьих полков сражались вместе с армией Петра I против захватчиков – войск Кала XII.
Как известно читателям, газета «Советская Россия» создала свою комиссию по противодействию фальсификации русской истории, в которой я имею честь состоять. Думаю, ее можно дополнить и такими историками, как Юрий Погода из Полтавы. Вот как он описал полтавское празднование в письме: «Да, в городе прошел крестный ход (понаехало казаков с Дона, Кубани, Крыма и Одессы (так называемых «верных»). Власти не посмели помешать. Но в ответ националисты (вопреки запрету и данному ими самими обещанию) устроили чуть позже свой шабаш. На поле собралось огромнейшее количество людей, по некоторым подсчетам, около 25 тысяч (ближе километра к полю было не проехать). Там пытались показать убогие казацкие забавы. Люди вскакивали на скамейки, сбитые на скорую руку, ломали их (чистая Ходынка, только что без жертв). Общее впечатление после – разочарование. Мое впечатление – юбилей Полтава провалила (как я и предполагал). Сволочной народ – эти националисты. Судите сами: обещали, что в юбилей лезть не будут. И свой омерзительный «Мазепа-фест» перенесут на сентябрь (о чем официально заявили на сайте). А по факту развешали по городу биг-морды с фестивалем и Мазепой как таковым (на эту вылазку мэр подал в суд, якобы). Одним словом, послевкусие этого чудного «юбилея» – поганючее… У меня на носу ответственное дело: везу в Петербург Чудотворную икону Каплуновской Божьей Матери – споспешницы Полтавской победы. Там 10–12 июля пройдет единственное мероприятие федерального уровня – «300 лет победы Петра Великого над шведами под Полтавой». Программа очень интересная. А помимо участия в этом празднике с иконой запланированы крестные хода, богослужения с участием Патриарха». Ну, хоть одно федеральное мероприятие…
Кстати, в воскресной программе по РТВ Александра Ревенко – бывшего спецкора и специалиста по Украине – о вероломстве мазепинцев не говорилось ни слова – наоборот, эти самые «биг-морды» моложавого Иуды беспрерывно показывали, брали интервью у важного националиста: «Украинский язык и культура угнетались более 300 лет. Поэтому на фестивале «Мазепа-фест» мы ставим условие: говорить исключительно на украинском языке, чтобы развивалась украинская музыкальная культура», – сказал Николай Кульчинский – депутат Верховной рады Украины, который, наверное, не бывал на других праздниках в мире. Ведь другого такого фестиваля во всем свете не сыщешь – хоть в Европе, хоть в Азии, – чтобы на нем запрещалось бы говорить и петь на любом языке, кроме украинского!
Порадейте, товарищи!
Памятник примирения – ротонда, построенная во многом за счет усилий российской стороны, являет собой купол на трех колоннах, символизирующих, как пишут официальные источники, «три стороны конфликта: Россию, Украину и Швецию». Но Малороссия сражалась вместе с Россией! Какой конфликт между народом и кучкой приспешников Мазепы? Сергей Нарышкин спокойно под этим новоделом заявил, что 300 лет назад после победы началась новая история: «Единое Российское государство стало важным фактором европейской и мировой политики. И с тех пор уже никто на европейском континенте не мог не считаться с голосом и политической волей России». Однако, попирая «волю России» противная сторона – глава секретариата президента Украины Марина Ставничук поделилась своим видением. На ее взгляд, победа Петра I стала катастрофой для Швеции (сами шведы придерживаются другого мнения!) и Украины (героические полтавчане забили бы ее в 1709 году камнями!). Хотя, добавила новоявленный историк, сама битва дала украинцам шанс выбрать суверенитет, а поражение Мазепы не убило дух независимости Украины. Трезвее всех выступил северный сосед – чрезвычайный посол Швеции в России Стефан Гуллгрен. Он вообще порекомендовал не очень-то оглядываться на события минувших дней: «Мы не должны допустить, чтобы история правила балом». Но на Украине именно искаженная, безумная история и правит балом, потому что современность – еще страшнее и безобразнее. Подлинным воплощением нравов украинской элиты и власти, свихнувшейся от вседозволенности, стало поведение сына президента – Андрея Ющенко.
Вечером 27 июня, отмечая какую-то свою Полтаву, в Киеве, у ресторана «Казачок», Ющенко-младший стрелял в экс-замминистра по вопросам чрезвычайных ситуаций Александра Капитулу. Как пишут украинские СМИ, сыну президента удалось быстро скрыться с места происшествия, а вместо себя подставить своего родственника – пьяного в лоскуты Вали Багирова, которого вскоре вызволили из кутузки. В течение ночи сотрудникам издания удалось опросить нескольких свидетелей ночной стрельбы у ресторана. Работник ресторана и еще один свидетель уверенно утверждают, что не могли ошибиться и стрелял действительно Андрей Ющенко. Народные депутаты от БЮТ Роман Забзалюк, Юрий Прокопчук и Сергей Мищенко тут же предложили создать в Верховной раде временную следственную комиссию для расследования возможной причастности сына президента Виктора Ющенко Андрея к стрельбе в Киеве. Если факт подтвердится, считают депутаты, Ющенко должен подать в отставку. Но он такие битвы спокойно выигрывает, и осеняет его образ Мазепы.
Вспомним, что накануне битвы Петр объехал свои полки, везде говорил речи, призывая сражаться, не жалея живота своего, за веру и Отечество. Убедившись в верности большинства казацких полков, он ввел казачьи отряды в Полтавский бой и, обращаясь к войскам, произнес ободрительную речь, в которой отметил: «Волею Божией казацкие и малоросские народы вразумлены, остались нам верными... Порадейте же, товарищи! Вера, церковь и Отечество от вас требуют».
Карл тоже проехал пред полками, он был изнурен раной, но верил в своих непобедимых солдат и призывал их верить ему и побеждать противника, не раз показывающего тылы шведскому войску. А своим генералам он сказал: «Завтра мы будем обедать в шатрах у московского царя. Нет нужды заботиться о продовольствии солдат — в московском обозе всего много припасено для нас».
К двум часам после полуночи он, терзаемый раной, обвязав ее бинтом, на вторую ногу надел сапог и на носилках со шпагой дал команду к наступлению. Пушкин точно заметил это состояние волнения короля:
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился,
Смущенный взор изобразил
Необычайное волнение,
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Генеральное сражение Северной войны состоялось ранним днем на Самсона-сеногноя – 10 июля, оно не раз описано. В 11 часов все закончилось. Армия Карла понесла огромные потери. В результате Полтавской битвы, определившей дальнейший исход войны, сухопутная шведская армия фактически перестала существовать. Победа была достигнута буквально «малой кровью». Русская армия имела менее полутора тысяч убитыми и немногим более трех тысяч ранеными. Шведские потери были больше в 3–4 раза! Это свидетельствовало о мощи и зрелости молодой регулярной армии и о высоком уровне русского военного искусства.
Петр I, его генералы и доблестные воины праздновали победу: «Ликует Петр!»… Александр Пушкин, как гениальный историк и геополитик, писал: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере, и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем». Что добавишь к этой исчерпывающей, хоть и краткой исторической оценке!
Остается только встать у петровских и пушкинских, русских редутов да крепко задуматься о геополитических, идейных битвах сегодняшних дней, поклясться на верность правде и России. Ну, и, конечно, надо готовить к ним новые поколения, обращаясь к ним с петровским наказом: «Порадейте же, товарищи!».
Александр БОБРОВ