Двухдневный официальный визит иранского президента Махмуда Ахмадинежада в Ливан можно назвать успешным. Иранский лидер встретился с президентом Ливана Мишелем Сулейманом, премьер-министром Саадом Харири, другими ливанскими руководителями, а также с лидером шиитского движения «Хизбалла» Хасаном Насруллой. Между странами было подписано 17 документов в сферах энергетики, строительства, сельского хозяйства и других.
Десятки тысяч ливанцев, главным образом шиитов, собрались на митинге в пригороде Бейрута, на котором выступили Ахмадинежад и Насрулла. «Хош Амадид!» – «Добро пожаловать!», такими восклицаниями сопровождали жители столицы кортеж высокого гостя. Ахмадинежад даже открыл крышу своего автомобиля, чтобы поприветствовать встречающих. А также, очевидно, дабы продемонстрировать: Иран не боится угроз, ультиматумов и провокаций и намерен последовательно проводить свою политику в ближневосточном регионе.
Что касается Ливана, с ним Иран намерен крепить политические и экономические связи. А при необходимости и в случае обращения ливанской стороны с такой просьбой – оказывать поддержку и в военной сфере, в ответ на решение США о замораживании военной помощи Ливану.
Ахмадинежад в ходе своей встречи с президентом Сулейманом заявил, что Иран готов предоставить неограниченную поддержку и «мужественной ливанской армии», и движению «Хизбалла». Он отметил, что вмешиваться во внутренние дела Ливана его страна не намерена: «Мы уверены в том, что ливанский народ и все народы региона способны сами решать свои внутренние дела и поддерживать отношения друг с другом на основе взаимного уважения и справедливых принципов. Наш регион не нуждается во вмешательстве внешних сил. Мы согласны с его превосходительством президентом Ливана в том, что необходимо придать нашим двусторонним контактам большую интенсивность и чаще обмениваться мнениями и опытом – с тем, чтобы более успешно оказывать друг другу поддержку».
Между тем Израиль и США сделали все возможное, чтобы визит этот вообще не состоялся. В ход были запущены фальшивки, клевета, призванные дискредитировать Ахмадинежада, и даже угрозы убийством или похищением в адрес иранского лидера. Самым невинным из них было, пожалуй, утверждение израильской прессы, что при посещении южных ливанских сел на границе с Израилем Ахмадинежад намерен-де бросить камень в сторону еврейского государства. Иранский МИД назвал это слухами, распространяемыми, чтобы сорвать визит.
В статье, опубликованной в израильской газете «Гаарец», высказывались предположения, что Израиль может похитить иранского президента во время визита в Ливан.
Но если подобные предположения еще можно рассматривать, как желание журналистов раздуть скандал, и не относиться к ним всерьез, то от официальных заявлений политиков не отмахнешься. Так Арье Эльдад, депутат израильского кнессета, член правой партии «Ихуд Леуми», призвал «ликвидировать иранского президента, как только он попадет в пределы досягаемости нашего оружия». По его словам, «если бы в 1939-м какой-либо израильский солдат смог бы убить Гитлера, история человечества была бы совершенно другой».
Еще один депутат, представитель израильских друзов Аюб Кара принял участие в не менее провокационной демонстрации на границе с Ливаном. На плакатах участников этой акции иранского лидера называли «новым Гитлером». Аюб Кара заявил, что «присутствие здесь Ахмадинежада является препятствием для мирного процесса, потому что он хочет одного: управлять Ливаном и всем арабским миром».
Иранский лидер прибыл в Ливан «как князь в свои владения», он привез в регион «послание насилия и экстремизма», заявил представитель МИД Израиля Йигал Парлор. Марк Регев, официальный представитель премьер-министра Биньямина Нетаньяху, утверждает, что «провоцирование Ираном волны насилия на Ближнем Востоке может привести к новой войне в регионе».
Если вспомнить, что именно Израиль за последние тридцать лет дважды совершал кровавые агрессии против Ливана (последняя произошла летом 2006 года), в течение многих лет оккупировал ливанские земли, подобные обвинения из уст израильских политиков выглядят особенно нелепыми и циничными.
Израиль пытался оказать давление и на официальных руководителей соседней страны, чтобы они отменили визит Ахмадинежада. В Ливане нет абсолютного единства в отношении к Ирану и его лидерам. В этой стране проживают мусульмане-шииты, мусульмане-сунниты и христиане. Если шииты и главная представляющая их интересы организация «Хизбалла» рассматривают шиитский Иран как верного союзника, то у других общин отношение к нему куда более настороженное. На этих внутриобщинных противоречиях традиционно играл Израиль, что привело, в том числе, к многолетней гражданской войне в Ливане.
В том же духе и заявления, сделанные представителями главного политического и экономического спонсора Израиля – США. По мнению американской стороны, провокацией насилия являются не угрозы убить президента независимого государства, не жесткое давление на власти другой независимой страны, а официальный, согласованный на высшем уровне обеими сторонами государственный визит. Этот визит, особенно поездка в южный район Ливана, является «провокационным шагом», заявил представитель Белого дома Роберт Гиббс. А утверждение американского представителя, что «Хизбалла» более предана Ирану, нежели Ливану», также направлено на разжигание внутриливанских противоречий. Ведь раздираемой усобицей страной манипулировать легче.
На сей раз манипуляции не слишком удались. «Ливанское национальное правительство независимо, а официальный прием президентов различных стран связан с вопросом государственного суверенитета, в который Израиль не имеет никакого права вмешиваться», – завил президент Ливана Мишель Сулейман.
Причины такой резкой реакции США и Израиля на выстраивание отношений Ливаном и Ираном понятны. Если страны региона добьются возможности решать свои проблемы без внешнего вмешательства, то влияние Америки на Ближнем Востоке ослабнет. А Израиль перестанет выступать в роли привилегированного государства, которому «можно все» (в том числе развязывать войны, оккупировать чужие земли, дискриминировать национальные и религиозные меньшинства).
Собственно, об этом и говорил Ахмадинежад на митинге и пресс-конференции в Бейруте, а вовсе не о намерениях Ирана «подчинить себе арабский мир». По мнению иранского лидера, для достижения мира западные страны должны прекратить оккупацию чужих земель: вывести свои войска из Ирака и Афганистана, «покинуть регион, извиниться перед его народами и выплатить им компенсацию». То же самое относится к Израилю. Пока не прекратится оккупация палестинских земель, мира на Ближнем Востоке не будет, а это опасно и для самого Израиля. «Если сионистские лидеры не вернут Палестину ее истинным хозяевам, то гнев палестинцев и других свободных народов не оставит от них и следа», – заявил Ахмадинежад. Что касается Ливана, его Тегеран хотел бы видеть независимым, суверенным и единым, чтобы он и далее успешно «справлялся с мировой тиранией».
В четверг Махмуд Ахмадинежад совершил поездку по южным районам Ливана, посетив города Кафр-Кана, Бинт-Джбейл и Марун аль-Рас, расположенный на границе с Израилем. Десятки тысяч человек приняли участие в митинге, состоявшемся в Бинт-Джбейле, сильно пострадавшем во время израильской агрессии четыре года назад. «Вы воевали против сионистских агрессоров и оккупантов и доказали, что никто не может победить Ливан. Вы доказали, что ни одно государство не способно сломить Ливан и ливанское сопротивление», – с такими словами под бурные овации собравшихся обратился Ахмадинежад к жителям города. Как известно, Исламская республика финансировала восстановление ливанских поселений, разрушенных Израилем во время военного конфликта 2006 года.
Павел СВИРИДОВ.