Локальная война в дагестанской столице была развязана среди бела дня и продолжалась около полутора часов. Сначала бандиты обстреляли продуктовый магазин. Судя по всему, это было не вооруженное ограбление, а «политическая акция». Члены кавказского террористического подполья неоднократно нападали и громили торговые точки, где продается спиртное. Вот и на сей раз стало известно, что незадолго до нападения хозяин магазина получал от ваххабитов предупреждения – не продавать алкогольные напитки.
Затем, угнав «Ладу Приору», они продолжили свой кровавый рейд. На улице Советской открыли огонь по милицейскому УАЗу. Все трое находившихся в нем милиционеров погибли. Спустя четверть часа ими был обстрелян еще один милицейский патруль – два сотрудника ГИБДД получили ранения.
Сменив машину, они отправились дальше, устроив стрельбу в районе одной из городских школ. Итог – еще трое убитых милиционеров, а также несколько раненых: пассажиры проезжавшей мимо маршрутки и школьник-девятиклассник. По свидетельствам очевидцев, боевики, которые были в масках, выкрикивали: «Аллах акбар!»
Прибывшему милицейскому подкреплению удалось блокировать автомобиль с бандитами. В ходе ожесточенной перестрелки еще один милиционер получил смертельные ранения. В машине боевиков сработало взрывное устройство, в результате чего все они погибли. Были обнаружены тела четырех человек, личности которых до сих пор не установлены. Пока не ясно, сдетонировала ли бомба в машине сама, или боевики намеренно взорвали ее.
Вскоре после ликвидации боевиков выяснилось, что в брошенной ими «Приоре» находится мощная бомба с дистанционным взрывателем. Лишь к вечеру она была обезврежена.
Обстановка на российском Северном Кавказе, особенно в Дагестане, давно балансирует на хрупкой грани войны и мира. Нападения на сотрудников силовых органов и представителей власти, взрывы, обстрелы происходят практически ежедневно. Вот краткая хроника происшествий в республике только за последние три дня.
Два сотрудника правоохранительных органов получили ранения в результате нападения неизвестных в поселке им. Карла Маркса. Самодельная бомба сработала неподалеку от населенного пункта Инчхе Карабудахкентского района Дагестана, ранен военнослужащий. В том же районе неизвестные устроили взрыв на пути следования военной колонны. Во время обстрела наряда милиции в Кизлярском районе погиб один сотрудник милиции, ранены местная жительница и четверо работников правоохранительных органов. В селении Сергокала неустановленные лица вечером 11 ноября обстреляли дом участкового милиционера. Последнее нападение произошло уже после махачкалинской драмы.
Но подобные ЧП, ставшие своего рода рутиной, имеют характер диверсий и «подпольных действий», готовятся и совершаются скрытно. На сей раз бандиты действовали нагло и демонстративно. Показательно, что в течение долгого времени в столице республике, где, казалось бы, к такому развитию событий «силовики» должны быть готовы, как нигде, террористам не смогли оказать адекватного сопротивления. Четверо вооруженных преступников творили все, что хотели, не встречая никаких препятствий.
Мэр Махачкалы Саид Амиров призвал жителей города не поддаваться панике и, несмотря на то, что нападения произошли рядом со школами, не запрещать детям ходить в общеобразовательные учреждения. Уже сам этот призыв дает представление о настроениях горожан. Ведь если власть не может защитить сама себя (напомним, перестрелки и столкновения произошли в центре города, где находятся основные административные учреждения), то что говорить о рядовых гражданах. А если в следующий раз бандгруппа будет состоять не из 4, а хотя бы из дюжины бандитов?
Между тем если не о полном мире, то о значительных успехах в деле урегулирования столь часто говорится на уровне высшей федеральной власти, что в это, похоже, поверили и сами кавказские лидеры. Или, напротив, вопреки реалиям пытаются представить обстановку в руководимых ими субъектах контролируемой и спокойной.
Так, глава Дагестана Магомедсалам Магомедов буквально на днях создал комиссию по адаптации боевиков к мирной жизни, дабы вывести их из подполья. Дело, безусловно, нужное. Но лишь в том случае, когда это не очередной пропагандистский шаг, призванный продемонстрировать, будто «ситуация под контролем», а система продуманных мер. Иначе боевики сами выйдут из подполья – с оружием в руках, но отнюдь не сдаваться. Что, собственно, и произошло в четверг в Махачкале.
К вечеру пятницы Магомедсалам Магомедов никак не прокомментировал случившееся. Возможно, потому, что совершает хадж в Мекку. Не последовало комментариев и от высших руководителей государства. Бои в столице одного из субъектов Российской Федерации с многочисленными жертвами и пострадавшими, похоже, не показались им событием, достойным внимания.
Павел СВИРИДОВ.