Итак, автотрасса Москва – Петербург пройдет через Химкинский лес. В минувший вторник именно о таком окончательном решении объявил вице-премьер Сергей Иванов, возглавляющий правительственную комиссию по вопросу строительства.
Чуть позже пресс-секретарь президента Наталья Тимакова подтвердила, что такова позиция и самого Дмитрия Медведева. По ее словам, проект строительства трассы Москва – Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно. Кроме того, Тимакова сказала, что изначально на выбор маршрута повлиял отказ правительства Москвы провести дорогу альтернативным образом в связи с бизнес-проектами структур, связанных со столичными властями. Несколько месяцев назад стало известно, что участки земли, по которым мог пройти альтернативный вариант трассы, были приобретены компанией «Интеко» Елены Батуриной, но были проданы еще до того, как строительство началось.
Напомним, что именно Дмитрий Медведев в августе приостановил строительство. По его указанию, из Химкинского леса была выведена тяжелая техника и прекращена вырубка деревьев. По некоторым данным, уже 15 января вырубка возобновится. Что же изменилось за прошедшие несколько месяцев? Ведь и тогда было общеизвестно, что 40% просеки уже вырублено, в случае разрыва контракта с ведущей строительство французской фирмой Vinci придется выплатить ей 5млрд рублей неустойки, а гражданам, чьи дома пойдут под снос, – компенсации. На разработку же нового маршрута уйдут не только средства, но и годы.
Но на тот момент главе государства, видимо, было важно продемонстрировать, что он прислушивается к общественному мнению – и не может его игнорировать. Действительно, в июле и августе состоялось сразу несколько получивших широких отклик акций в защиту леса: от палаточных лагерей экологов и многотысячного митинга-протеста на Пушкинской площади столицы до нападения неких молодых анархистов на здание администрации города Химки. Вновь было привлечено внимание к череде нападений на журналистов и общественных активистов, занимавшихся защитой леса.
Вот на самом высоком уровне и объявили, что в ситуации необходимо дополнительно разобраться. Судя по всему, Дмитрий Медведев полагает, что к настоящему моменту разобрались. Или же хочет уверить в этом граждан. «Президент считает, что работа с общественными организациями, гражданским обществом, экологическими организациями была поставлена плохо… Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен быть уроком того, что такой диалог необходим, – заявила Тимакова. – Я напомню другой пример, когда диалог с горожанами, организациями привел к отмене строительства «Охта-центра» в Санкт-Петербурге». Ну не к отмене, а, скажем, к некоторой подвижке.
Получается, что сначала с гражданами работали плохо, потом, после высокого вмешательства, диалог наладили, так что все-де теперь в порядке.
Возможно, строительство трассы через Химкинский лес – действительно выгодный вариант. И если бы такое решение было принято после настоящего общественного обсуждения, публичных выступлений специалистов, представляющих разные точки зрения, в конце концов, после городского референдума – думается, даже самые радикальные экологи согласились бы с ним.
Но недаром во время летних митингов Химкинский лес назвали метафорой нынешней российской политической и общественной жизни. Такой метафорой стал и «общественный диалог» вокруг Химок. Фальшивые общественные слушания, о которых широко не извещают население города, зато сгоняют на них бюджетников. Принудительные сборы подписей в защиту трассы через лес. И все это – под уверения, что подавляющее большинство химчан поддерживает строительство. Но если действительно так, то почему не спросить у них напрямую, через тот самый референдум?
Неудивительно, что у многих сложилось впечатление, будто власти, не ожидавшие такого внимания к вроде бы локальной проблеме, просто ждали, когда улягутся страсти. А мнение граждан их нисколько не волновало с самого начала: пусть пообсуждают, выпустят пар, успокоятся, тогда намеченные правительством и бизнесом планы будут реализованы, как и задумывалось. И вот показалось, что пар уже выпущен. Вероятно также, что российскую сторону поторопил недавно посетивший нашу страну премьер Франции Франсуа Фийон. Как известно, вопрос о реализации проекта поднимался на встрече Дмитрия Медведева с Франсуа Фийоном 9 декабря.
Характерно, что самолично приостановивший строительство Медведев о его возобновлении высказывается через пресс-секретаря. А экологи все еще ждут его собственного слова. Тем более многие из них полагают: решение о строительстве принято незаконно. Нужно хотя бы подождать результатов независимой экологической экспертизы, которые будут обнародованы 20 декабря, считает Тамара Злотникова. «Мы будем продолжать борьбу. Более того, теперь это будет в мировом масштабе – нас поддержал Штутгарт, Бельгия, Франция. уверяет лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.
Сложно сказать, можно ли всерьез рассчитывать на поддержку Штутгарта, Бельгии и Франции. Но имитация диалога российской власти с обществом, вылившаяся в пшик, оптимизма о самой возможности такого диалога не рождает.