Чрезвычайное происшествие произошло в ночь с 29 на 30 сентября в Одесской области.
Работники уголовного розыска получили оперативную информацию о том, что Аслан Дикаев, 1982 года рождения, который является гражданином Российской Федерации, нелегально проживает в Одессе и совершает заказные убийства.
Оперативники остановили автомобиль, за рулем которого находился Дикаев. Он передал документы и вышел из автомобиля, чтобы открыть багажник. В этот момент сотрудники спецподразделения «Беркут» начали операцию по его задержанию. Дикаев бросил в их сторону две гранаты и начал стрелять из пистолета «ТТ», а пассажир, находившийся на переднем сиденье, открыл огонь из автомата Калашникова. Один из бойцов «Беркута» выстрелом ранил автоматчика. Но третий из преступников успел затянуть раненого обратно в машину, и она скрылись.
В результате перестрелки погибли два милиционера, еще четверо получили ранения. Уже в больнице скончался третий сотрудник МВД, тяжело раненный в перестрелке с бандой убийцы и его подельников.
Глава МВД Украины Анатолий Могилёв провел в Киеве брифинг, во время которого признался, что его подчиненные не ждали такого отпора от Аслана Дикаева и его пособников.
«На месте происшествия была группа из 12 человек, они были размещены в разных местах, так как такой отпор было сложно предположить», – сказал Могилёв. Министр подчеркнул, что у милиции не было данных о наличии у преступников оружия и гранат, и «нападение с их стороны было довольно неожиданным».
Министр рассказал, что милиция принимает все возможные меры по задержанию преступников. Задействован весь личный состав МВД Одесской, Николаевской, Херсонской областей и Крыма.
Утром 1 октября сотрудникам правоохранительных органов стало известно место нахождения киллеров. Они засели в одном из частных домов на территории 9-й Станции Фонтана, возле санатория «Красные зори».
Около ста сотрудников милиции оцепили территорию и предложили бандитам сдаться. Те не прореагировали, и правоохранители начали штурм. В штурме кроме «Сокола» и УБОПа приняли участие бойцы «Альфы».
После более чем четырехчасовой перестрелки спецназ открыл огонь из гранатометов и минометов. Заряды превратили помещение в руины, уничтожив внутри все живое. На месте перестрелки от киллеров остались обрубки тел в лужах крови, одним из обезвреженных злоумышленников оказался Аслан Дикаев, третьему преступнику удалось скрыться. В помещении обнаружили целый арсенал оружия: три автомата Калашникова с подствольными гранатометами, пять пистолетов Макарова, ручные гранаты.
Спецназовцы работали и со вторым объектом – частной квартирой, где укрывался пособник бандитов. Его нашли по номеру телефона, оставшемуся в памяти мобильного одного из поверженных в «Особняке». Преступника удалось взять живым. Им оказался Андрей Шемятенков, 34-летний житель Симферополя.
На следующий день начальник Главного штаба МВД Украины Анатолий Лазарев сообщил: «На сегодняшний день задержаны еще 5 участников этой группировки, у них изъят арсенал оружия: три автомата Калашникова, 10 магазинов с патронами к ним, боевые гранаты, радиостанция».
По словам Лазарева, также у преступников изъято более 1 кг изделий из золота и более 50 тысяч долларов.
Он также сообщил, что по результатам служебной проверки гибели милиционеров в Одессе отстранен от выполнения служебных обязанностей замначальника ГУ МВД в Одесской области – начальник криминальной милиции Алексей Хливный.
Прошло уже несколько дней после ликвидации преступной группировки. Но чем больше информации об этой операции, тем больше появляется вопросов к руководителям МВД и СБУ.
Почему чеченский бандит несколько лет жил на Украине, выполняя заказы на убийства? Разъезжал безнаказанно по стране, пересекал границу, и никто его не искал и не ловил.
Почему у нас безнаказанно действуют иностранные разведки (вспомним наглый вывоз МОССАДом палестинца)?
Почему арестованного бизнесмена Курочкина неизвестные киллеры убивают у здания суда?
Почему, вместо того чтобы поймать преступника, его убивают, утрачивая возможность дальнейшего расследования...
Теперь выясняется, что руководство запретило сотрудникам милиции, которые участвовали в задержании Аслана Дикаева, брать с собой автоматы. Об этом в интервью телеканалу ТСН рассказал получивший ранение в перестрелке командир взвода батальона милиции особого назначения «Беркут» Евгений Сидловский. «Руководитель аппарата, инициатор проведения этой операции, сказал, что по информации людей, которые ведут наружное наблюдение из соседней области, их там два человека, и они должны были быть без оружия».
«Сотрудников уголовного розыска подняли по тревоге, у них не было времени ехать в Одессу и брать оружие», – сказал Михаил Яцков, начальник Одесского областного УВД, газете «Сегодня».
Между тем один из участников провального задержания рассказал, что информация о приезде бандитов в Одессу была известна заранее.
«Бандитов во главе с Асланом Дикаевым «наружка» МВД «вела» несколько дней – прослушивали их телефоны. Было известно, что они получили новый заказ на убийство в Одессе. Из министерства поступила команда задержать их на автотрассе. Но на задержание бандитов группа из пяти человек прибыла безоружной – начальство не дало времени операм заехать в управление и взять пистолеты. У парней из «угро» были только личные травматические пистолеты. Кроме них было еще пять «беркутят» и двое «гаишников» с пистолетами», – сообщил правоохранитель.
Убитый в субботу, 1 октября, наемный убийца Аслан Дикаев просил правоохранителей не стрелять в него, но те продолжали огонь.
Об убийстве Дикаева информагентству «Репортер» рассказал свидетель событий, студент Александр, который живет в общежитии, находящемся в 30 метрах от места обстрела.
«Он (Дикаев) выбежал на улицу, видимо, хотел убежать. Он бежал и стрелял из автомата. За углом был вход в наше общежитие. Ему прострелили правое плечо. В правой руке был автомат. Он его бросил на землю, поднял левую руку и закричал: «Не стреляйте, я без оружия. Я сдаюсь!» –рассказывает очевидец.
«Те милиционеры, которые были в засаде, – он выбежал прямо на них – начали стрелять ему по ногам и закричали: «На живот, сука!» Он упал на землю, потом по нему начали стрелять снайперы. Он еще шевелился. Когда все закончилось, вокруг него долго ходил милиционер и цеплял (тело) веревкой… Его можно было взять живым, но они не хотели рисковать», – подытожил студент.
Ранее источник в правоохранительных органах поведал газете «Сегодня», что Дикаев нелегально несколько лет жил в Одессе, работал наемником. Информация, о том, что в Одессе есть свой штатный киллер, была известна давно, но найти его было сложно. Он не сидел на месте, а гастролировал по всей Украине. Три года назад он отметился убийством нескольких человек в Одессе и области. В частности, его подозревают в убийстве владельца асфальтового завода в одном из районов области. После этого он застрелил еще нескольких человек на заказ. Также он подозревается в двойном убийстве 29 июня 2011-го в селе Бараницы Закарпатской области. Там были застрелены двое мужчин, один – владелец ресторана, другой работал там поваром».
Вице-спикер Верховной рады Николай Томенко заявил: «Для меня, как для «афганца», стали шоком так называемые одесские события. Если сотни наиболее подготовленных подразделений МВД были брошены на обезвреживание трех бандитов, при этом один убежал, то о какой безопасности граждан может идти речь?.. Думаю, в нормальной цивилизованной стране министр внутренних дел уже был бы уволен, а президент обратился бы к обществу с объяснением, как он будет реформировать правоохранительные органы, которые за наши бюджетные средства не тренировались бы на акциях протеста, а защищали людей от бандитов», – подчеркнул Николай Томенко.
Одесские события стали провалом украинской милиции, и отвечать за них должностью должен министр Анатолий Могилёв. Об этом в комментарии газете «День» заявил народный депутат Украины Владимир Стретович.
«Таких событий давно не знала Украина, насколько вызывающе звучат факты об убийствах, что свидетельствует об ухудшении криминогенной обстановки в стране», – заявил он.
«Я прочитал в прессе, что министр внутренних дел Анатолий Могилёв намерен инициировать присвоение звания Героев Украины тем милиционерам, которые погибли в Одессе. Если это так, то в одном пакете должен идти и расстрел тех военачальников, которые бросили в бой неподготовленных милиционеров. Тогда это был бы честный ответ», – уверен бывший министр обороны Украины, народный депутат Анатолий Гриценко.
По мнению Анатолия Гриценко, операция в Одессе закончилась смертью милиционеров из-за плохой боевой подготовки работников МВД. «Видно, что милиция у нас подготовлена к действиям против бабушки, которая продает петрушку, против митингующих, но абсолютно беспомощна в таких боевых ситуациях. То есть боевая подготовка практически на нуле. За это должны отвечать высокие милицейские чины», – подчеркнул бывший глава минобороны.
Между тем власть вкладывает миллиарды в силовые структуры – свою главную опору. Бойцы «Беркута» в полной боевой амуниции в последнее время стали неотъемлемой частью центральных улиц столицы. Причем экипированы они так, как будто собрались давать отпор вооруженным и агрессивным повстанцам в одной из бушующих арабских стран, а не охранять порядок среди мирных и безоружных соотечественников.
За последний год власть серьезно озаботилась обмундированием милиции. В частности, недавно министерство внутренних дел закупило 657 пар наручников, 9358 бронежилетов, 3754 единицы защитного снаряжения (пуленепробиваемые щиты, щитки для защиты рук и ног), 336 пистолетов, пулеметов и винтовок. Эксперты связывают милицейские покупки с подготовкой к предполагаемым массовым недовольствам, а вовсе не с усилением борьбы с криминалом. Причем, по мнению председателя правления Украинской Хельсинкской группы Евгения Захарова, экипировка, в которой «Беркут» выходит на акции протеста, демонстрирует, что власть боится митингующих.
Об увеличении финансирования силовиков говорят и статьи госбюджета.
В 2011 году, в сравнении с 2010-м, бюджет Генпрокуратуры увеличился почти вдвое, финансирование СБУ выросло больше чем на 0,5 миллиарда гривен, а МВД – на 1,5 миллиарда гривен. Кроме того, у нас есть гарант Конституции – президент Виктор Янукович и масса других высокопоставленных чиновников, содержание которых, как говорится, влетает в копеечку.
Силовые структуры становятся единственной опорой режима. Мы явно превращаемся в полицейское государство.
Владимир ЗУЕВ.
Краматорск.