Глава Федерального космического агентства (Роскомос)
генерал армии Владимир Поповкин в минувшую пятницу отчитывался перед Госдумой.
Таково было требование депутатов-коммунистов, возмущенных серийными провалами в
запуске ракет и спутников. Поповкин отвечал на самый злободневный вопрос:
почему аварии стали нормой? За 9 месяцев текущего года агентство потеряло 6
аппаратов, а это – десятки миллиардов бюджетных рублей и статус России как
космической державы.
В
августе Роскосмос установил антирекорд, умудрившись всего за 7 дней «уронить»
на землю два аппарата. 18 августа – ракету «Протон», которая должна была
вывести на орбиту спутник «Экспресс-М-4». А он мог бы обеспечить широкополосным
интернетом и цифровым телевидением Дальний Восток. Но не обеспечил... 24
августа не вышла на заданную орбиту ракета «Союз-У» с грузовым кораблем
«Прогресс М-12М». Впервые в истории
отечественной пилотируемой космонавтики, как откомментировали специалисты, агентство провело нештатный запуск корабля
с необходимыми для МКС (Международная космическая станция) грузами – топливом,
пищей, водой. Тем самым был сорван график доставки ресурсов космонавтам на
орбиту. Эксперты заговорили о возможном сокращении численности экипажей на МКС.
Для нашей космонавтики это чревато утратой последних рубежей.
Поповкин
попытался объяснить августовские аварии, которые произошли в период, когда он
начал руководить Роскосмосом (назначен на эту должность распоряжением
правительства от 29 апреля 2011 г.). По словам генерала, вследствие ошибки
системы управления разгонного блока был потерян спутник связи «Экспресс-М-4».
Ошибка допущена при формировании полетного задания разгонного блока. В том
виноват не только программист, считает Поповкин, но и ряд должностных лиц.
Обязаны были контролировать генеральный конструктор КБ «Марс», разработчик
системы управления, головной разработчик разгонного блока КБ «Салют»,
специалисты головной научной организации ЦНИИмаш. Каждый из них мог бы выявить
промах программиста по отчету и вовремя остановить производство программы. Но
отчет никто внимательно не изучил. В итоге было выдано положительное заключение
на заведомо аварийный запуск.
Транспортный
корабль «Прогресс М-12М», как установила межведомственная комиссия во главе с
академиком РАН Коротеевым, утрачен из-за производственного брака. При запуске
вышла из строя двигательная установка третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У»,
предположительно она взорвалась вследствие засорения тракта подачи горючего
газогенератора.
Авария
заставила сдвинуть почти на месяц запуски, намеченные пилотируемой космической
программой. С целью проверки техники 30 октября будет запущен беспилотный
аппарат «Прогресс». А 14 ноября должен состояться запуск трех космонавтов на
МКС. 22 ноября – возвращение на землю нынешнего экипажа.
Перенесены
на более поздние даты запуски спутников ГЛОНАСС, в том числе ракетоносителя
«Протон».
Поповкин
занимается сейчас антиаварийными мерами. Сформировал оперативные группы по
проверке изготовления космических аппаратов, ракетоносителей разгонных блоков,
чтобы не было отступлений от конструкторской документации. В скором будущем в
Роскосмосе по-
явится
независимая система комплексного контроля за исполнением конструкторской
документации, технологических решений. По результатам проверок контролеры дадут
свои заключения о готовности приборов к запуску. Головной научной организации поручено создать стенды для
проверки полетных заданий всех ракетоносителей и разгонных блоков. Только после
стендовых испытаний будут даваться заключения о готовности техники к запуску.
Однако
депутаты-коммунисты не уверены, что эти меры будут исчерпывающими. Во-первых, ни
один из виновников аварий, в том числе и те, на кого указал Поповкин, не понес
никакого наказания. А это залог того, что ошибки и промахи будут повторяться.
Безответственность никого ничему не учит. Во-вторых, по мнению Анатолия Локотя
(КПРФ), должен показать себя заказчик, заинтересованный в космической технике.
Никакие ОТК и комплексные проверяющие не проконтролируют изготовителя лучше,
чем заказчик. В советское время безотказно действовала система взаимодействия
минобороны с наукой и производством. Сегодня миноброны остается в стороне.
Неужели этому ведомству не нужны космические средства?
Поповкин, до недавнего времени занимавший пост
первого заместителя министра, отказался что-либо говорить о министерстве
обороны, которому несомненно принадлежит не последняя роль в космической сфере.
Однако
Поповкин сам заговорил о глубинных причинах, погубивших колоссальное советское
наследство высочайшего научного уровня. Что от него осталось после нашествия
реформаторов? Если 25 лет назад СССР занимал ведущие позиции в этой отрасли, то
сейчас из 267 млрд долларов, в эту сумму оценивается мировой рынок
космонавтики, России принадлежит всего 3%. Да и этот мизер мы удерживаем
благодаря функции «таксистов» по доставке на МКС космонавтов и грузов. А после
падения транспортника «Прогресс» уже и в этой части способности российской
космонавтики вызывают сомнения.
По
средствам выведения аппаратов на орбиту отрасль выполняет всего 40% пусков от
потребности. В международной схеме разделения труда российская космонавтика
занимает неоправданно малую нишу, признал Поповкин.
Отрицательно
сказались на космической деятельности РФ рыночные реформы. Сегодня космонавтика
испытывает те же трудности, что и остальные производства. Износ основных
фондов, технологическое отставание от современного мирового уровня. Отрасль
неравномерна. Если центр Хруничева, который изготовляет ракеты «Протон», РКК
«Энергия», занимающаяся пилотируемой космонавтикой, ЦСКБ «Прогресс»,
выпускающий ракеты «Союз», выстояли, занявшись коммерцией, и даже частично модернизировались,
то предприятия, работавшие на внутренний рынок, пребывают в полном упадке.
Ни с чем не сравнимый удар был нанесен отрасли
приватизацией. Хоть и оговорился Поповкин: «Я не прокурор, чтобы судить законно
или незаконно», но не удержался от критики о проведенной в 90-е годы
приватизации. Она привела к развалу «Энергомаша», абсолютно необходимого для
космонавтики предприятия. Поповкин старается «внутри разобраться во всей
непростой конфигурации, выстроенной в 90-е годы». Коммерческие схемы, введенные
в отрасль, ведут к неоправданным затратам, тормозят внедрение новшеств, диктуют
свои, частнособственнические интересы ученым и высококлассным
производственникам. Сегодня начали кое-что выкупать у приватизаторов.
Именно
приватизация, которая «двигала» рыночные механизмы, на деле сливала науку,
крушила космонавтику и привела к тому, что отрасль стала испытывать кадровый
голод. «Нужно суметь в кратчайшие сроки 60–70-летним конструкторам передать
свой опыт молодым… Но как удержать молодежь, если средняя зарплата
высококвалифицированного специалиста 26 тыс. руб., а в будущем году – в
пределах 30 тыс. «Не идут люди на такой заработок», – подчеркивал Поповкин.
Летчик-космонавт,
дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая без всякой дипломатии озвучила то,
что не осмелился произнести вслух генерал Поповкин: «Аварии и деградация самой
высокотехнологичной и конкурентоспособной отрасли – логическое завершение
управляемого развала оборонно-космического комплекса, проводившегося в 90-х
годах чубайсовско-гайдаровской командой».
С.Савицкая
специально для Поповкина повторила то, о чем не перестают говорить космонавты:
«Ровно 20 лет назад господин Гайдар, из которого пытаются некоторые сделать
спасителя Отечества, придя в руководство правительства, первым делом запретил
банкам России финансировать ракето-космическую отрасль, как самую передовую,
обеспечивающую ядерный щит страны. В чьих интересах делалось, вы понимаете…»
С.Савицкая,
как и большинство космистов, считает, что «ударная» аварийность нынешнего года
была предсказуема. За годы «реформ» безвозвратно потеряны сотни уникальных
технологий. Свой разрушительный вклад внесло и минобороны. «Об этом Владимир
Александрович не сказал, видно, из солидарности с недавними коллегами», –
подметила Савицкая. – Ведь именно Сердюков гласно или негласно проводит курс на
сокращение военной приемки в обороне. Именно она обязана была выявить те
нарушения, которые привели к авариям».
«Акционерки»,
так Савицкая назвала ООО и ОАО, тоже ведут к ослаблению контроля. Они работают
на бюджетных деньгах, но не считают себя обязанными выполнять рекомендации
государства. В том числе по оплате труда, выплачивая ученым 20–30 тыс. руб. в
месяц, а руководство в это время кладет в свои карманы в 20–30 раз больше.
Такой перекос не создает перспектив для развития науки и создания кадрового
потенциала.
Савицкая
задала вопрос: как отнестись к словам Поповкина, сказанным в одном из интервью,
о том, что Роскосмос возьмет курс на сворачивание пилотируемых программ после
того, как будут выполнены все обязательства по МКС… Все же знают, что «только
страна, способная обеспечить выведение в космос пилотируемого корабля и возврат
его на землю может быть великой космической державой».
Роскомосу
было высказано пожелание со значением: восстанавливать отношения с традиционным
внешним рынком, которые выстраивал Советский Союз. Это по части торговли,
конкурентоспособности. А по части науки и перспектив освоения галактик,
российской космонавтике пора возвращаться на советскую орбиту. Другого – не
дано.
Парламентская
хроника
Галины
ПЛАТОВОЙ.
Парламентская хроника
Галины ПЛАТОВОЙ.