Академики обратили внимание президента на реальность нашего бытия: РПЦ уже внедрилась в Вооруженные силы, государственные СМИ регулярно широко рекламируют религиозные церемонии с участием первых лиц государства, РПЦ настойчиво добивается своего участия в сфере государственного образования. Эти факты являются прямым нарушением статей 13 и 14 конституции РФ, в которых утверждается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной» и что «РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Собственно, об этих нарушениях академики и говорят и высказывают обеспокоенность, что активность РПЦ в образовании может снизить уровень научного знания молодёжи. При этом академики подчеркнули своё уважение «к чувствам верующих» и что они «не ставят своей целью борьбу с религией».
В заявлении нескольких десятков подписантов — от В.Ганичева до М.Жуковой и др. почему-то эта проблема просто игнорируется, а выплёскиваются эмоции по поводу трагической судьбы РПЦ в годы первых десятилетий советской власти, будто это академики виноваты в судьбе «сонма» священников, в уничтожении храмов, грабеже церковного имущества.
Хотелось бы напомнить подписантам оценку событий 17-го года В.Розановым: «Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно в баню сходили и окатились новой водой. Это совершенно точно, это действительность, не дикий кошмар... Христианство вдруг все позабыли в один момент — мужики, солдаты, — потому что оно не вспомоществует; что оно не предупредило ни войны, ни бесхлебицы. И только всё поёт, поёт... Ужас, о котором ещё не догадываются, больше, чем он есть: что не грудь человеческая сгноила христианство, а что христианство сгноило грудь человеческую...»
Кто уничтожал и грабил храмы по российским весям? Да мужик, натерпевшийся от этих песнопений! А Советское государство изымало ценности на борьбу с голодом! И разве не Советское государство сохранило через музеи и гохраны те ценности, которыми владеет сегодня РПЦ?
И стоит ли идеализировать роль РПЦ в становлении русской духовности и культуры, в уровне образования царской России?
Вот замечание предстоятеля РПЦ в Западной Европе митрополита Евлогия («Путь моей жизни», издательство Всецерковного православного молодёжного движения, 1994 г.): «Наши духовные семинарии не давали достаточного числа кандидатов — священников... многие семинаристы... не хотели принимать священнического сана. Благовещенская семинария за 10 лет не выпустила ни одного священника; религиозный энтузиазм в семинарии потух, молодежь устремлялась в гражданскую службу...»
Вспомним и признание главы военного духовенства армии Врангеля митрополита Вениамина: «Авторитет церкви вообще был слабый. Необходимо сознаться в этом... горения не было ни в мирянах, ни даже в нас, духовных... У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. ... но нельзя отказать им (большевикам. — А.П.) в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера... Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения — в его безыдейности». («На рубеже двух эпох», «Отчий дом», 1994 г.)
Не стоит комментировать все несуразности обсуждаемого письма, но возникает острый вопрос: защищая православную духовность и культуру и необходимость опоры на них в нынешнем безвременье (о чём постоянно говорит Г.А.Зюганов), авторы письма готовы ли к названным ими столпам нашей духовности отнести А.Герцена, П.Чаадаева, В.Белинского, Н.Чернышевского, Д.Писарева, В.Плеханова, Л.Тостого (с которого РПЦ так и не сняла анафему, признав «кровавого» Николая II святым) и советских писателей (М.Шолохова, А.Фадеева, К.Паустовского, М.Пришвина, К.Федина, А.Толстого и многих других), творения которых достойны изучения нашими школьниками и студентами?
Хотелось бы еще заметить, что коммунизм и его идеология, моральный кодекс строителей коммунизма тоже — Вера, которую в 90-е годы наше общество отбросило, «будто в баню сходило». И все мы — представители старшего поколения, в том числе и авторы письма, — ВЕРООТСТУПНИКИ и даже нарушившие военную присягу! Вот этот факт и есть показатель нравственного падения нашего современного общества. Грустно и как-то безнадёжно, товарищи граждане! Хоть бы кто-нибудь догадался призвать нашу республиканскую публику отказаться от употребления обращения «господин». Наверно, вполне демократично и достаточно, например, обратиться: «гражданин президент»?
Хотелось бы пожелать авторам письма (а среди них члены Общественной палаты) с такой же энергией и запалом отстаивать призывы покойного академика Д.С.Львова: «Сегодня мы с вами живём не в одной стране, как это кажется с высоты власти. У нас как минимум две России... Есть богатая Россия, которая живёт по западному образцу, которая создала для себя замкнутый контур жизнеобеспечения. Это своеобразная закрытая система существования: офис — переезд под охраной в загородную или иную резиденцию, закрытая частная школа, закрытый частный университет — желательно за рубежом, а потом — и выезд за рубеж. И эта малая часть России, на долю которой приходится 15—17% населения, сегодня имеет доходов от собственности в России — 92%.
...Что же нам делать дальше? Мне кажется, наша школа, наше высшее образование должны быть выстроены на принципиально других аксиоматических принципах, в основу которых должны быть положены евангельские заповеди.
И здесь можно сформулировать определённые экономические положения. То, что в России от Бога и не является делом рук человеческих, должно принадлежать всему обществу».
А противоречит ли моральный кодекс коммунизма евангельским заповедям?
А.Б. ПОПОВ,
доктор
физико-математических
наук.
Дубна.