На Охотном Ряду царит напряженная обстановка. КПРФ, в частности, не спешит рассаживаться по думским местам и кабинетам. Результаты только что прошедших парламентских выборов вызывают многие вопросы. На некоторых избирательных участках результаты голосования аннулированы, а выборы признаны не состоявшимися из-за сплошных фальсификаций. В Центризбирком (ЦИК) продолжают поступать жалобы и доказательства о многочисленных грубых нарушениях, совершавшихся на выборах ради увеличения показателей партии «Единая Россия», к которой питает нежные чувства господин Путин.
– Как реагирует ЦИК на вал обращений?– С этим и другими вопросами редакция обратилась к члену ЦИК от КПРФ Евгению Ивановичу Колюшину.По его словам:
– ЦИК имитирует кипучую деятельность. Если и рассматривает какие обращения и жалобы, то только формально. Я это отметил в особом мнении, которое выразил на заседании ЦИК.
– Коммунисты считают, что подведение итогов тоже было формальным, господин Чуров поспешил объявить результаты. Они, как вы знаете, вызвали бурю возмущений. Представители партий, за исключением «Единой России», избиратели, зарубежные наблюдатели заявляют, что работу над итогами крайне скандальной выборной кампании необходимо продолжить. С вашей точки зрения, возможно ли добиться положительных изменений?
– Судя по тому, как ведет себя ЦИК, власть, признание выборов недействительными возможно только на отдельных избирательных участках. С самого начала власть заявила, что крупных нарушений не было. Юридически результаты выборов подведены вечером 9 декабря. Теперь изменений нужно добиваться только в судах, если есть весомые аргументы, доказывающие нарушения.
– Позиция гражданского общества, как прозвучало с Болотной площади на акции протеста в субботу, 10 декабря, – властям дается две недели для глубокого анализа и честного подсчета итогов голосования без приписок, фальшивок и данных «каруселей». В противном случае народ не признает результаты выборов. Услышала ли власть этот ультиматум?
– Я сказал, что юридически результаты выборов подведены. Какие-то изменения могут произойти только по решению суда. Пока речь идет об отдельных участках. Но это не будут большие изменения. Такова юридическая сторона дела.
А политически, полагаю, власть обязана слышать и отзываться на требования граждан. Компартия не голословно заявила, что выборы нелегитимны, и предъявила тому доказательства. «Яблоко» недовольно.
– А справедливцы?
– У меня создалось впечатление, что они успокоились. Сужу по поведению их представителя в ЦИКе. Он не только не поддержал мое выступление, а вообще назвал его очернительством.
– В чем состоит ваше особое мнение, объясните нашим читателям?
– Я заявил, что выборы проходили с нарушением принципа свободных выборов. Принцип этот гласит: нельзя с применением насилия формировать мнение избирателей, нельзя принуждать граждан голосовать за определенную политическую силу. А мы видели, как под давлением вынуждали голосовать за известную партию бюджетников, военных, другие категории граждан. Нельзя кодировать сознание людей через телевидение. А мы наблюдали, как вся избирательная кампания сопровождалась методическим вдалбливанием людям, кто самый лучший в стране.
Второе нарушение – несвободное голосование. Примеров, как это происходило, предостаточно.
– Вы говорите, только суды могут принять решения об изменении результатов выборов. Но практика показывает, что все суды – как вилами по воде. Уже назван состав Госдумы, количество думских фракций и их состав. Дума начинает работу, первое заседание назначено на 21 декабря… Если вернуться к выборам предыдущих созывов Госдумы, то, например, по четвертому созыву в Европейском суде признаны обоснованными обращения КПРФ. Но Дума того созыва уже завершила работу, действуют законы, принятые ею. Какой смысл в судах, если они только постфактум признают нарушения?
– Такой вопрос ставят перед коммунистами: чего вы ходите по улицам, что вы там бунтуете, недостатки критикуете? Но, мое мнение, если мы участвуем в выборах, то нужно требовать и добиваться исполнения требований, добиваться по крайней мере на конкретных участках восстановления законности и справедливости.
Сейчас это вряд ли изменит общую картину, но для власти болезненным является сам факт признания нарушений.
– А как считать законы, которые принимает нелегитимная или полулегитимная Дума? Законы, надо понимать, тоже нелегитимны?
– Естественно, все взаимосвязано. Если нет доверия к выборам, то нет доверия и к органу, сформированному нечестным путем, и к принимаемым им законам. Это невозможно отрицать.
Записала
Галина ПЛАТОВА.