На парадах российское руководство любит демонстрировать классную военную технику, доставшуюся от СССР. Но накануне Дня Победы генералы-патриоты пребывают в большой тревоге за оборонный щит нашей страны. Ни одна железка не придет в движение, если не станет специалистов, способных управлять умными аппаратами и ракетами.
К сожалению, таких людей уже не так много в Российской армии, а в перспективе, заявляют в один голос генералы и профессора военных академий, те 23 трлн рублей, которые правительство запланировало потратить до 2020 года на перевооружение армии, осваивать будет некому, не станет профессиональных кадров. Они исчезнут по воле главного военного ведомства страны.
«Реформируя» под корень военную науку и образовательную систему страны, минобороны РФ практически уничтожает базу подготовки высококвалифицированных специалистов для ВВС (военно-воздушных сил), ПВО (противовоздушной обороны), РКО (ракетно-космической обороны) и в целом – ВКО (Воздушно-космической обороны).
Как это происходит и чего «достигло» министерство Сердюкова, рассказали законодателям участники круглого стола, посвященного проблемам военного образования. Дискуссию инициировала думская фракция КПРФ. Не решилась прийти на нее директор департамента образования минобороны Екатерина Приезжева, в недалеком прошлом сборщица налогов с оборота алкогольной продукции. Причина ее отсутствия для собравшихся была понятна: у чиновницы нет ответов на вопросы, которые ей были бы заданы. Главный из них: для чего рушат такие мощные учебные заведения, как академии ВВС имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, академия ВКО имени Г.К. Жукова, сливая их с военными вузами, имеющими гораздо более слабую учебно-материальную базу и профессорско-преподавательский состав? Тем самым утрачивается сложившаяся за многие десятилетия система подготовки оперативно-командных, научных и инженерных кадров для самых современных и эффективных родов войск.
Первый залповый удар был нанесен по академиям ВВС имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Сначала из них сделали одно учебное учреждение. А год назад приказом №1136 от 12 июля 2011 года минобороны объявило о переводе уже единой академии ВВС имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина в Воронеж для объединения с Воронежским военным инженерным авиационным университетом. Академию ВКО им. Г.К. Жукова хотят слить с существенно маломощной академией имени Можайского в Санкт-Петербурге, которая занималась подготовкой «технарей» для космоса, но никогда не занималась подготовкой офицеров, способных вести бой. «За один ВУНЦ (военно-учебный центр) на базе тылового училища в Воронеже положили аж две академии, около десятка военных институтов и училищ с мощной учебно-материальной базой и опытным профессорско-преподавательским составом», – восклицал генерал-лейтенант, бывший начальник Зенитных ракетных войск ВВС Александр Горьков.
Почему из столицы на периферию выдворяются престижные учебные заведения с непременными потерями в уровне обучения? Практически никто из профессорского состава академий имени Жуковского и Гагарина не поехал в Воронеж. По нынешним временам не так просто людям срываться с обжитого места. В Воронеж отправились лишь некоторые молодые преподаватели. Но им потребуются годы, чтобы достичь того профессионализма, которым владела академическая профессура. Чтобы на новом месте создать прежний высочайший уровень обучения офицеров для ВВС и ВКО, нужно, по мнению участников круглого стола, не менее 15 лет. Откуда в этот период войска будут брать специалистов? Так о какой эффективности управления боевыми частями ВВС и ВКО, о какой безопасности полетов можно говорить?
По академии ВКО имени Г.К. Жукова (г. Тверь) дважды принималось решение о ликвидации. Причем во второй раз – после принятия в 2006 году выстраданной, как подчеркивают военные, Концепции воздушно-космической обороны. В ней сказано, что воздушно-космическая безопасность РФ является важнейшей и неотъемлемой частью национальной безопасности РФ. Казалось бы, реализация Концепции должна опираться на кузницу кадров – академию имени Жукова. Но совершенно неожиданно в минобороны заговорили о ее ликвидации. Для менеджеров прославленная Тверская (Калининская) академия ВКО стала лишней. Достаточно, мол, одной академии имени А.Ф. Можайского, решили в минобороны.
Сначала из академии имени Жукова внезапно съехал в Питер факультет ракетно-космической обороны, хотя там не было соответствующей учебно-материальной базы. Это стало началом ползучего расформирования Тверской академии. Но ВА ВКО продолжает бороться и работать. За последнее время в академии создан комплекс учебных командных пунктов командования ВКО. Во всемирно известной Тверской академии учится 227 слушателей и курсантов из 18 стран. В том числе из стран – участниц объединенной системы ПВО СНГ. Кроме как в Твери им учиться попросту негде. Альтернатива – учебные заведения стран – членов НАТО.
Самое печальное, подчеркивал генерал-полковник, бывший начальник главного штаба ВВС Борис Чельцов, что развал кадровой подготовки происходит в период глобального передела зон влияния в мире. Основу потенциала любой агрессии составляют силы и средства воздушно-космического нападения. На этом направлении будет развиваться вооруженная борьба в ближайшие десятилетия и в долгосрочной перспективе. США, подчиняя себе страны, не прибегают к ядерному оружию, но на полную мощность используют военно-воздушные, военно-космические средства борьбы. США – НАТО легко покоряют страны, не способные отразить воздушно-космическое нападение. Пример тому – Югославия, Ирак, Ливия, Афганистан. Кто следующий? Не наша ли страна?
«Сегодня ни один серьезный вооруженный конфликт не мыслим без применения авиационных и космических сил и средств. Их ведущая роль закреплена в концептуальных документах применения вооруженных сил. В военных бюджетах ведущих стран мира их доля составляет от 26 до 37%», – чеканил слова Б.Чельцов. Он изложил комплекс предложений, как поднимать и развивать ВКО России, которая с советских времен имела основательную научную базу. Главная роль в этих видах обороны принадлежит людям, высококвалифицированным специалистам. От их подготовки зависит защита России, нашего чистого неба. «К сожалению, после вывода войск РКО из состава ПВО комплексная подготовка таких специалистов практически прекратилась. Сегодня в войсках, в центральном аппарате минобороны, да и в НИИ такие специалисты наперечет, а в промышленности их практически не осталось, хотя потребность в них острейшая. Подготовка профессионалов в области ВКО должна стать краеугольным камнем, чтобы создать всю систему ВКО», – констатировал Б.Чельцов.
Развал учебной базы вузовской военной науки отлучает от России зарубежных слушателей, считают профессор, доктор военных наук генерал-лейтенант Иван Найденов; профессор, доктор технических наук, ученый секретарь учебно-методического объединения высших военно-учебных заведений ВВС Борис Бачкало; председатель Объединенного совета союза ветеранов войск ПВО, доктор военных наук генерал-полковник Анатолий Хюпенен. Все они накопили солидные архивы по переписке с высокими должностными лицами. В ответ получили ноль, в лучшем случае ответ министра обороны о том, что в академиях излишки малочисленных кафедр, а учебно-материальная база их используется недостаточно.
Перечень потерь в научно-преподавательской базе бывшей академии имени профессора Н.Е. Жуковского представил Борис Фомкин, доцент, ученый секретарь ВУНЦ ВВС «ВВА»: ликвидирован последний факультет и все 45 кафедр; сокращены все должности профессорско-преподавательского состава (военные и гражданские); ликвидирована система подготовки инженерных и научно-педагогических кадров; ликвидирован музей ВВИА, в котором хранились ценные исторические экспонаты мирового значения; ликвидирована мемориальная комната Ю.А. Гагарина, где он вместе с Г.С. Титовым работал над дипломным проектом; ликвидированы научно-исследовательский, учебный отделы, типография, а также поликлиника академии.
Для чего это делается? Участники круглого стола считают, что решается задача устранения из Вооруженных сил советского духа, который несли в себе военные вузы, а также освобождается для коммерческих целей дорогостоящая недвижимость, земли, которые будут распределены между близкими к руководящим структурам гражданами. Доказательством является письмо минфина в минобороны за подписью А. Силуанова, где сказано, что минфин «рассчитывает на передачу в установленном порядке учебных корпусов и других помещений Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского…»
Участники круглого стола решили вместе с депутатами добиваться восстановления военной науки и подготовки кадров. В противном случае некому будет защитить мирное небо России.
Галина ПЛАТОВА
Перестановки в командном составе Вооруженных сил
Дмитрий Медведев произвел в пятницу ряд кадровых перестановок в высшем командном составе Вооруженных сил.
Согласно указу президента, генерал-полковник Валерий Герасимов назначен командующим войсками Центрального федерального округа. Его пост – замначальника Генштаба Вооруженных сил – займет теперь Александр Постников-Стрельцов, освобожденный от должности главнокомандующего Сухопутными войсками. Ими будет осуществлять командование генерал-полковник Владимир Чиркин, ушедший с поста командующего войсками Центрального военного округа.
Вместе с тремя переназначениями произошла и одна отставка: генерал-полковник Александр Зелин более не занимает пост главнокомандующего ВВС и с военной службы решением президента уволен. В этой должности он пробыл почти пять лет. Несмотря на то что в мае ему исполнится только 59 лет, Зелин уволен с военной службы до истечения предельного возраста 60 лет.
Галина ПЛАТОВА