Растениеводство и животноводство неразрывно связаны. Только вместе они обеспечивают жизнь села. Уничтожив животноводство, создали излишки зерна. Некого стало кормить. Никакого перепроизводства зерна нет, производим его гораздо меньше, чем в советское время. От голода спасали запасы продуктов, которые были законсервированы на десятки лет. Перешли на питание с подвоза из-за границы, едим чужое мясо, поэтому хватает зерна. Чем мы хвалимся?
Если посчитать всю продукцию растениеводства в кормовых единицах, то окажемся очень далеко от советского объема производства. И потому из дальних стран у нас не только мясо. Овощи и фрукты из Турции, Израиля, картофель из Египта. Пойдите на рынки в селах – найдете ли вы что-нибудь свое?
ОТНЮДЬ не от летней жары все кипит в душе депутата краевой думы И.А.Богачёва. Полностью разделяет его позицию первый секретарь Ставропольского крайкома КПРФ, депутат Государственной думы России Виктор Иванович Гончаров. Он приводит данные о том, что сбор зерна в крае уменьшается вдвое против прошлого года, доход – на 30 с лишним миллиардов рублей. Руководители сельхозпредприятий в панике. Как гасить банковские кредиты, за счет чего вести полевые работы? Катастрофа. Получается, надо и дальше сокращать жалкие остатки животноводства. За два десятилетия насаждения капитализма поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и коз в крае урезали втрое! Никакое нашествие завоевателей древности не приводило к такому опустошению.
Ввиду этого за последние годы сформировалась одна спасительная отдушина – зерно за границу по мало-мальски приличной цене. Руководители предприятий говорят: «Если сейчас запретят вывоз зерна, тем самым убьют сельское хозяйство».
Его выживание сегодня опять повсюду связывают с многоотраслевыми крупнейшими товарными хозяйствами, такими как колхоз «Терновский» под руководством Ивана Андреевича Богачёва. Первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, депутат Государственной думы Анатолий Евгеньевич Локоть опирается уже не на отдельные островки, а на целую республику – Беларусь. Разговор о бедствиях Сибири он ведет в полях братской республики, куда приехал как член Парламентского собрания союзного государства Белоруссии и России.
– В Сибири май – июнь были без дождей. Виды на урожай печальные. Ко мне стали обращаться многие хозяйства, которые чувствовали себя до сих пор более-менее уверенно. А теперь они обеспокоены, что не смогут расплатиться по кредитам, на которые купили технику, удобрения, горюче-смазочные материалы, провели сев. Просят помочь. Они видят, что при нынешнем неурожае могут стать банкротами. В целом же, если это произойдет, может закончиться история сибирского села. Таков скорбный путь за 20 лет капитализма. Почти третья часть посевных площадей заброшена и одичала. Более 80 сел и деревень Новосибирской области перестали существовать. Некоторые еще числятся, но дома в них пустые, там никто не живет. Негде работать – и село обезлюдело.
А вступление в ВТО вообще никаких шансов сибирской деревне не оставляет. Наше фуражное зерно становится еще более ненужным, увеличивается импорт мороженого мяса, остатки местного скота добивают.
В Белоруссии в корне иное положение. Забота о сельском хозяйстве – государственная политика. Я бываю во многих областях республики – нигде нет ни одного заброшенного клочка земли или развалин животноводческих помещений и других зданий. Радуют глаз ухоженные поля и новые дома среди них. Действует правило, чтобы в каждом селе за год появилось не менее пяти новых домов. Такова президентская программа. Не в пример нашим селам, где каждый год исчезают по пять домов и больше. В Белоруссии восстановили и развивают повсеместно крупные товарные многоотраслевые производства. И об этом говорят даже не коммунисты – это признают представители «Единой России», например, такой авторитетный специалист, как бывший министр сельского хозяйства России Геннадий Васильевич Кулик. В один из приездов в Белоруссию мы оказались вместе. Вот его оценки: по многим показателям белорусы не просто догнали, а превысили европейский уровень. Они производят продукции сельского хозяйства в три раза больше потребностей внутреннего рынка.
В Белоруссии достигнута очень высокая культура сельскохозяйственного производства, внедрены высокие технологии в земледелии и животноводстве. Действуют автоматизированные линии. Вот я сижу в уютном кабинете и за десятки километров наблюдаю, как идет дойка коров. Каждая корова привычно заходит на свое место, ее потребности предупреждает автоматика.
И очередное горестное сибирское лето, и блистательный опыт братской Белоруссии дают пищу для размышлений. Историческое развитие русской общины, социалистическое кооперативное движение не исчерпали себя. В соединении с новейшими достижениями научно-технического прогресса они открывают непревзойденные возможности возрождения и расцвета нашего села. Была бы только государственная воля.
К ТАКИМ ВЫВОДАМ приходят сегодня все больше специалистов. Секретарь Татарстанского республиканского отделения КПРФ Рафаил Фаттахович Нурутдинов изучает причины бедствий в родной республике. Он рассказывает:
– Засуха наносит огромный ущерб нашему селу, но еще больше подрывает хозяйство разрушительная политика. Об этом я говорил на республиканском совещании на родине первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева в Актанышском районе. Мое выступление очень не понравилось депутатам «Единой России» в Государственном совете республики. Я сопоставил состояние сельского хозяйства в Башкирии, Татарстане и Белоруссии.
Основанием послужило то, что бывший президент Шаймиев сделал исключение для своего родного района, в какой-то мере оградил его от наиболее разорительных «реформ». Я сказал, что прежде всего в Актанышском районе сохранили колхозы, хотя и внесли в них кое-какие изменения. Благодаря тому, что сохранили коллективный труд, положение в Актанышском районе намного лучше, чем в других районах Татарстана. Здесь благоприятный психологический микроклимат, заметно хорошее настроение людей, практически все производства уцелели, нет безработицы.
По такому же пути идет вся Республика Беларусь. Я составил сравнительные таблицы, наглядно показал преимущества ее государственной политики, там сельскому хозяйству создают нормальные условия для роста. По весу отрасли в жизни общества. Отсюда все начинается. Я призвал главу Актанышского района наладить соревнование с районом в Белоруссии, откуда родом ее президент Александр Григорьевич Лукашенко. Это позволит изучить передовой опыт на пользу всем.
А пока что вся государственная политика в стране, и в том числе в Татарстане, служит искусственному насаждению и поддержанию крайне расточительных компаний и банков на теле экономики, лишенной основных производительных сил. Эти компании и банки существуют благодаря вливаниям народных средств из государственного бюджета. Власть официально признает, что именно эти крупные капиталистические образования («холдинги» и банки) заглатывают практически всю «поддержку», формально направляемую сельскому хозяйству. Только на субсидирование паразитически высокой процентной ставки банковских кредитов затрачивается в год 12 миллиардов рублей. Везде кричат, что это помощь селу, а съедают ее банки!
А теперь разоренное село будут добивать всем миром в угоду ВТО. В навязанных нам условиях неэффективны до 50% сельхозтоваропроизводителей Татарстана. Это признает министр сельского хозяйства республики Марат Ахметов. Усугубляемый засухой старт в путах ВТО – это шаг в пропасть банкротства.
СТРАШНЕЕ засухи и любой природной катастрофы оказалась антинациональная политика режима колониального капитализма и для сел и деревень Восточной Сибири. Первый секретарь Иркутского обкома КПРФ Сергей Георгиевич Левченко расценивает итоги «реформ» как самый настоящий погром. При довольно благополучной погоде в нынешнем году вполне можно было получить большой кусок хлеба с маслом и мясом. Высокоразвитая промышленная область в советское время создала и передовое сельское хозяйство.
Слепая алчность режима частных собственников ныне сметает все под корень. Из освоенных при высокой культуре земледелия 1 миллиона 600 тысяч гектаров посевных площадей на сегодня пока еще используются немногим больше 600 тысяч. Все виды мелиорации, семеноводство, удобрения – совсем на низком уровне. От большого поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец и коз уцелела только третья-четвертая часть. Какая засуха сравнится с пожаром безответственных «реформ»?
Они многократно усиливают удары непогоды. Первый секретарь Курганского обкома КПРФ, депутат Государственной думы Василий Александрович Кислицын сообщает о бедах крестьян. На них словно по сговору насели «реформаторы» и адская жара. Область, знаменитая тем, что в ней народный академик Терентий Семёнович Мальцев учил тружеников любви к земле-кормилице, теперь являет собой образ преданной на поругание жертвы «реформаторов». По их произволу заброшено около 1миллиона 300 тысяч гектаров – половина посевной площади области. И оставшуюся не дают возможности толком обработать, не говоря уже о том, чтобы ухаживать за ней по науке замечательного народного агронома и праведника Т.С. Мальцева.
Это усугубило стихию и привело к гибели сельскохозяйственных культур на сотнях тысяч гектаров и потере половины урожая на уцелевших полях. Крестьян «утешают», что «массовой пролонгации кредитов пока не предвидится». Нет надежды и на страховые выплаты, ибо практически немыслимо доказать страховой случай.
А фермер Тамбовской области Пётр Кириллович Зотов рассказывает о несчастье от урожая. Здесь погода благоволит, что заставляет со страхом и болью вспоминать о прошлогоднем рекорде – область собрала тогда пять миллионов тонн сахарной свеклы. Однако практически половина ее так и пропала в буртах, этот сгнивший сахар пришлось запахивать. В стране подорваны все отрасли перерабатывающей промышленности, выходит боком и отказ от плановости в хозяйстве.
В ХРОНИКЕ текущей летней страды центральное место занимают сообщения о потерях урожая от засухи, нашествии саранчи и других стихий. «В Волгоградской области погибла треть посевов зерновых», «в Татарстане засушливость в этом году оказалась хуже самого аномального за последнее время 2010 года», «режим чрезвычайной ситуации по засухе введен с 20 июля в восемнадцати районах Башкирии», «в Омской области введен режим чрезвычайной ситуации из-за атмосферной и почвенной засухи», «чрезвычайную ситуацию по засухе объявили 18 районов Челябинской области» и т.д.
Власть имущие, похоже, считают такие объявления вполне естественными. Это ведь всем очевидно, даже им, сидящим в кабинетах с кондиционерами. Хотя с палящим солнцем ничего поделать невозможно, но бороться все равно нужно. Изображать борьбу, помня о том, что на следующий год погода изменится и, глядишь, восполнит потери.
Однако та же власть не объявляет чрезвычайную ситуацию по гораздо более разрушительному и продолжающемуся не одно лето, а вот уже 20 лет поистине национальному бедствию – разрушению нашей великой Родины и ее производительных сил. Не на отдельных местностях вследствие засухи сгорает часть урожая одного года, а по всей стране идут в дым плоды труда и богатства народа, как полыхают пожаром заросшие бурьяном более 40 миллионов гектаров заброшенных посевных площадей.
Страна недобрала уже сотни миллионов тонн зерна и многие сотни миллионов тонн кормовых единиц, не ставших продукцией уничтоженного «реформаторами» животноводства. Для самозваных господ это не чрезвычайная, а обыденная ситуация, в которой они не теряют аппетита и готовы шутя отъедаться на убой.
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ