Не так давно гендиректор агентства элитной недвижимости Penny Lane Realty Георгий Дзагуров признал, что «госслужащие определенно составляют значительную долю покупателей недвижимости и в России, и за рубежом. Нельзя не признать, что прилично обеспеченных чиновников у нас много, их доля среди покупателей эмпирически может исчисляться в 30–60%».
Речь идет о квартирах вроде тех, которыми, как сейчас выяснилось, владеет сестра бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова – Галина Пузикова. У нее три четырехкомнатные квартиры площадью 220, 203, 175 кв. метров на втором, четвертом и пятом этажах в элитном доме в Молочном переулке, где, собственно, и проживает неразборчивый в связях бывший министр обороны России.
На другом полюсе – бедняки, которые могут рассчитывать только на социальное жилье, причем, согласно Жилищному кодексу (ст. 50), условия и порядок предоставления социального жилья устанавливается местной властью.
В регионах действует более жесткое муниципальное законодательство, в частности, есть регионы, где на очередь ставили при норме 5,5 кв. метра (не путать с нормой предоставления жилья 18 квадратных метров на человека).
Государство в лице социальных служб внимательно отслеживает ситуацию с каждым очередником. Не дай бог, если хоть на йоту у стоящего что-то изменится. Если уменьшилась жилплощадь, например в результате вынужденного обмена, то из очереди выкинут с правом подать документы только через пять лет. Или начал сын, выросший за десятилетнее стояние в очереди, зарабатывать тысяч двадцать, – «милости просим» тоже покинуть ряды очередников.
Благодаря этому идет радикальное сокращение очередей на социальное жилье. Во Владивостоке за прошлый год очередь сократилась на 7 тысяч семей по сравнению с концом 2010 года, практически в семь раз.
Депутат из фракции «Справедливая Россия» Галина Хованская:
– В целом ситуация очень тяжелая. Людей охватывает отчаяние, очереди движутся крайне вяло. Я знаю регионы, в которых нереально получить социальное жилье в течение одной человеческой жизни. Таковы темпы на сегодняшний день. В среднем – это два десятилетия по Москве. Когда же в нашей стране исчезнут очереди на социальное жилье? Я не могу ответить на этот вопрос. Но уж точно – не в обозримом будущем.
«СП»