Вот уже дня три с момента проведения в Тбилиси скандальной пресс-конференции Ираклия Окруашвили, некогда лучшего друга и соратника грузинского президента Михаила Саакашвили, не стихают недоумённые вопросы искренних сторонников последнего: «Как же так, решивший вернуться в политику бывший министр внутренних дел, обороны и экономики Окруашвили обвиняет главу государства во всех смертных грехах, а тот помалкивает, будто ничего и не происходит».
Не меньшее недоумение испытывают и безоглядные поклонники великой американской демократии. Сами посудите, человек, который может быть лично повинен в организации политических убийств, устраивает физические расправы над оппозиционерами, прикарманивает государственные миллиарды, не просто находится на территории США, но выступает с главной трибуны ООН. И представьте, никаких протестов: ни официальных, ни общественных. Никто на шумных митингах не требует отправить такого одиозного вора и убийцу на высшем государственном посту в ад или хотя бы в тюрьму. А ведь если подтвердится хотя бы часть обвинений, выдвинутых против него Окруашвили, то даже сам Ахмадинежад, так грубо встреченный в Штатах, окажется против Саакашвили невинным ангелом. По крайней мере, в Иране, в отличие от Грузии времён победившей «революции роз», по приказу президента не убивают премьер-министров, не избивают до полусмерти «неправильно мыслящих депутатов» и не воруют целые железные дороги. В Иране и за куда более мелкое воровство руку отрубают по законам шариата. Недемократично, конечно, зато государственная собственность не становится залогом успешного бизнеса президентской семьи.
В Грузии же подобного рода события, как говорит Окруашвили, стали чуть ли не обыденными явлениями. А Окруашвили знает, о чём говорит, ибо с 2000 по 2006 год входил в ближайшее окружение нынешнего грузинского президента, вместе с ним свергал Эдуарда Шеварднадзе в 2003-м. Разве что только чая из его стакана не отпил, когда «революционная» толпа ворвалась в парламент. И, видимо, зря. Весь напиток достался тогда одному Саакашвили. Может быть, именно этот загадочный эликсир и приносит теперь ему удачу, а вот от Окруашвили она отвернулась.
А ведь Окруашвили ничем не хуже. Ну рассказал он на пресс-конференции, что Михаил Саакашвили и его семья владеют миллиардами долларов, а президент через подставных лиц контролирует различный бизнес, в том числе железную дорогу, телеканал «Рустави-2» и дочку российского «Би-Лайна» в Грузии — компанию мобильной связи «Мобител». А ещё о том, что высокое семейство будто бы делает деньги на поставках оружия в Грузию. «Увеличенный бюджет Минобороны в основном тратится на закупки оружия через двоюродного брата президента Нику Аласания», — заявил Окруашвили. Но в конце концов, и сам отставной Окруашвили не лыком шит. Недаром входит в «топ» самых богатых граждан Грузии со своими $250 млн. А если учесть, что он лет на пять моложе далеко ещё не старого Саакашвили, то размах его бизнеса может оказаться ничуть не меньшим.
Теперь что касается умершего при очень загадочных обстоятельствах 3 февраля 2005 года премьер-министра Грузии Зураба Жвания. По официальной версии, Жвания угорел из-за неисправной печки. Однако, кажется, не было в Грузии ни одного человека, который бы верил в эту официальную версию из-за её многочисленных противоречий и несоответствий фактам. Как не было никого, кто бы не знал: первым, кто был допущен к фальшивому месту происшествия (ибо родственники погибшего без труда выяснили, что умер Жвания не в том месте, где его обнаружили), являлся Окруашвили. Теперь же Окруашвили, обладающий эксклюзивной информацией об этой смерти, открывает секрет полишинеля. «Я не хочу спекулировать этой темой, так как не могу утверждать, что Жвания убили, но у меня есть информация, что его тело было привезено в квартиру, где, как утверждается, он отравился угарным газом, из другого места после его гибели», — заявил Окруашвили в эфире грузинской телекомпании «Имеди».
Ну ясное дело, что «не хочет спекулировать»! Ведь тогда придётся и о собственной роли в устранении видного политика рассказывать. А роль эта, очевидно, совсем неприглядная.
Но есть в политической биографии Окруашвили и эпизоды, которыми по праву можно гордиться. Так, он нарушил прямое указание президента Саакашвили, требовавшего устранить богатейшего бизнесмена Грузии Бадри Патаркацишвили. «Саакашвили мне наметил конкретный план устранения этого человека. Я не ответил ни да, ни нет, попросил время подумать. Я догадался, что это ловушка. Если бы я принял это решение и выполнил задание, на другой день убрали бы меня», — поведал принципиальный политик. Оно конечно, в принципиальности его можно и усомниться, так как отказался исполнять президентские поручения он не по соображениям высшего демократического порядка (мол, нехорошо убивать), а испугавшись стать следующей жертвой. Но с другой стороны — важен ведь результат! Бадри Патаркацишвили жив и здоров и вовсе не собирается лезть в политику, хотя раньше вроде бы и хотел. Жив и жестоко избитый неизвестными в самом центре Тбилиси оппозиционный депутат парламента Валерий Гелашвили. Окруашвили заявляет, правда, что избили его по приказанию всё того же всем хорошо известного президента Саакашвили, но убивать вовсе даже не хотели. А так только, попугать немножко.
На фоне таких разоблачений история про президентского дядю Темури Аласания, арестованного в бытность Окруашвили главой МВД всего лишь за вымогательство, кажется сущей ерундой. Тем более тут Окруашвили принципиальности не хватило, выпустил он проштрафившегося родственника Саакашвили по приказанию последнего. А может, и чисто по-дружески, поскольку в ту счастливую послереволюционную пору чёрная кошка между старыми товарищами ещё не пробежала.
А когда же пробежала? И главное — почему? Сложно сказать. Однако осенью прошлого года, буквально через несколько дней после своих героических заявлений о том, что справит новый, 2007 год в Цхинвале, Окруашвили был смещён волей президента с поста министра обороны и назначен министром экономики, которым не пожелал быть уже по собственной воле. Окруашвили уверяет, что не захотел занимать официальных должностей, потому что Саакашвили оказался трусом и предателем. Мол, так хорошо они вместе спланировали операцию против Южной Осетии, за три дня всех победили бы, а Саакашвили в последний момент передумал.
Именно это заявление и вызывает больше всего сомнений. Нет, не в том, что друзьями и соратниками готовилась «маленькая победоносная война». Не верится, что Саакашвили оказался «голубем мира» или «предателем идеи единства Грузии». Факты этому противоречат, ибо уже и без Окруашвили Грузия продолжает вооружённые провокации против Абхазии и Южной Осетии. Так, в ночь на минувший четверг массированному обстрелу со стороны грузин подвергся Цхинвал. В результате обстрела есть разрушения и раненые среди гражданского населения.
А ещё удивительно, почему Окруашвили так долго молчал обо всех этих властных безобразиях. Понятно, что на создание новой оппозиционной партии «Для единой Грузии», к презентации которой и была приурочена пресловутая пресс-конференция, требовалось время. Но так долго скрывать тяжелейшие преступления власти означает стать фактически соучастником в этих преступлениях. Впрочем, как мы видим, для Окруашвили такое сообщничество — дело обычное.
Непонятное же для многих молчание Саакашвили в минувший четверг было очень красноречиво нарушено. Причём ни единого слова для этого грузинскому президенту не понадобилось. Спустя ровно двое суток после пресс-конференции Окруашвили был арестован прямо в офисе своей новорождённой партии. Лучшего способа признать истинность выдвинутых против него обвинений Саакашвили и придумать было бы сложно.
Официально Окруашвили инкриминируют, конечно, не политику, а коррупцию и халатность. Однако коррупция и халатность давно стали главными составляющими политики большинства «демократических» режимов бывших советских республик, в том числе и Грузии. Пожалуй, только в «тоталитарной» Белоруссии дела обстоят иначе.
По-своему откликнулся, наконец, и светоч мировой демократии — Госдепартамент США. «Преступники должны отвечать за свои деяния, независимо от занимаемых должностей», — заявил представитель Госдепартамента. Естественно, речь идёт не о Саакашвили. Не то чтобы для американцев он был вне подозрений. Например, тот же Патаркацишвили жив только потому, что информацию о готовящемся на него грузинским президентом покушении сумели своевременно довести до американских кураторов Грузии. И они посчитали, что это нецелесообразно. Но в Саакашвили, как выяснилось, не разочаровались. Как говорится, хоть и сукин сын, зато наш сукин сын.
А в самой Грузии бурлят страсти. Сторонники арестованного Окруашвили и другие представители оппозиции проводят митинги в его защиту и требуют досрочных парламентских и президентских выборов, намекая, что в случае чего роз в Грузии хватит и на долю Саакашвили. Один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили считает, что после заявлений Окруашвили власти Саакашвили объявлена война насмерть.
Другие полагают, что «война насмерть объявлена» именно Окруашвили. «Не нужно к этому серьёзно относиться. Всё это перешло границы. То, что мы услышали, достойно только сожаления, это — полная деградация человека. Я сожалею, что Окруашвили начал борьбу такими методами», — заявил представитель парламентского пропрезидентского большинства Гиоргий Бокерия. По его мнению, Окруашвили вывела из равновесия «антикоррупционная борьба, которая началась против представителей его клана». За последние двое суток «за коррупцию» арестован не только Окруашвили, но и его соратники. Среди них Дмитрий Китошвили, который, как утверждает следствие, уже во всём сознался.
Дело, однако, в том, что Китошвили, являлся до момента ареста пресс-секретарём президента и его представителем в парламенте. Это ещё одно подтверждение того факта, что если «преступные кланы» бывших друзей Саакашвили и Окруашвили и не общие, то сильно пересекаются. Некоторые грузинские политики с горькой иронией говорят, что если уж все крупнейшие коррупционеры, которых так нещадно арестовывают грузинские власти, так приближены к президенту, то не пора ли разобраться и с самим главой государства.
О перспективах таких предложений судить пока трудно. Однако никто не может гарантировать, что действие чудодейственного напитка из чашки свергнутого Эдуарда Шеварднадзе, выпитого Саакашвили в день победы «революции роз», не закончится и удача от Саакашвили не отвернётся. Отвернулась же она некогда от самого Шеварднадзе. А он ведь не меньше сделал для своих американских друзей, чем нынешний молодой грузинский лидер. Хотя Шеварднадзе ещё, можно сказать, повезло, поскольку в отличие от первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа он жив и благоденствует. А вот грузинский народ раз за разом остаётся в проигрыше. И опять останется, если будет выбирать между пусть и бывшими друзьями, но по-прежнему малоотличимыми в политическом плане Саакашвили и новоявленным «политическим заключённым» Окруашвили.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.