Если перефразировать расхожий афоризм, то следует заметить, что судить о служебной роли государства можно по его отношению к своим малолетним и престарелым гражданам. Отношение к детям на федеральном уровне недавно продемонстрировали принятием сомнительного «закона Димы Яковлева», а на местном – попыткой «наезда» на детскую больницу №31 в Санкт-Петербурге в угоду переселяющемуся в Северную столицу аппарату Верховного суда. В этих случаях государственная мощь показательно обслуживала власть предержащих. В свою очередь власть предержащие, призванные осуществлять служебную роль государства, обслуживают интересы капитал имущих, когда их интересы сталкиваются с самой уязвимой социальной категорией граждан – стариками.
В современной России о стариках вспоминают чаще перед выборами. Тогда для них проводят Дни пожилого человека с любительскими концертами, дарят гвоздики и конфетки. Еще вспоминают их по случаю помпезных праздников. И тоже дарят нехитрые презенты. Иногда, впрочем, объявляют о раздаче квартир. Но, конечно, на всех стариков отдельного жилья не хватает, и десятки тысяч заслуженных пенсионеров остаются пребывать в своих коморках, поскольку для улучшения жилищного положения им не хватает нескольких метров, а иногда и сантиметров, чтобы соответствовать неким нормативам.
«Помогите, пожалуйста! Мне 84 года, полуслепая, глухая и ноги не ходят, – писала в столичные инстанции жительница мордовского поселка Тургенево Мария Лаврентьевна Сычёва в ноябре 2010 года, вскоре после громкого празднования 65-летия Победы. – Живу я в маленькой избушке, домик очень плохой, ему больше годов, чем мне. Подала документы на квартиру. Документы взяли, а жилья до сих пор не дают. Дескать, за что твой муж получил ордена – это к военкомату. Так и сказали. Тут такое творится – ума не приложишь. Вы бы там сказали Медведеву, что ли, или Путину, что здесь творится. Я поехала в Саранск жаловаться к президенту Меркушкину. Меня не приняли. Зима придет, я замерзну в этой избушке». С тех пор прошла не одна зима, минуло более двух лет, но Марии Лаврентьевне толком так и не ответили. Да дело даже не в этом. Просто ее письмо теперь звучит еще пронзительней на фоне подготовки к Сочинской олимпиаде, в бюджет которой закачаны миллиарды ради престижа страны, где старики ютятся по конурам и лачугам.
Однако еще хуже обстоит дело, когда у стариков есть кое-какая «наградная» недвижимость, но та вдруг оказывается в сфере интересов наступающего по всем фронтам российского бизнеса. Тогда роль государства в достижении социального компромисса умаляется до формальности, а то и вовсе берет «под козырек» перед могущественным капиталом.
В 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне ленинградским фронтовикам и блокадникам выделили небольшие участки в Петродворце – ближайшем пригороде Северной столицы. Небольшие наделы в три сотки получили действительно заслуженные люди, всего 300 человек: ветераны Советской армии и Военно-морского флота, участники войны, награжденные орденами и медалями. Среди ветеранов и Василий Козарез, который в 1945 году был одним из тех, кто поднял Знамя Победы над Рейхстагом. «В эти крохотные участки мы вложили всю свою душу, – говорит Валерий Фёдорович Коротнев, ветеран войны, капитан 2-го ранга. – Для многих стариков эта земля – последняя отрада».
Однако маленькое садоводство, названное участниками «Ветеран», тогда и не подозревало, что уже близятся времена, когда заслуги гражданина станут измеряться только в монетарном выражении, а земля, которую фронтовики когда-то защищали ценой собственной крови, получит иную цену и станет оцениваться по степени рентабельности и элитности. А территория Петродворца как раз и есть рентабельная и элитная, доходная и престижная. И потому торговцы недвижимостью и дельцы крупного строительного бизнеса сразу положили глаз на эти земли, ведь жилье здесь стоит огромных денег.
Первая атака капитала на стариков с целью завладеть их участками-клочками состоялась в 1999 году. Тогда предприниматели хотели на месте садоводства «Ветеран» построить коттеджный поселок. Фронтовики отбили атаку через суд. Следующие посягательства были предприняты в 2005 году, а затем в 2009-м. Садоводам объявили, что они занимают землю незаконно, несмотря на то, что решением Петродворцового совета №153 от 31.08.1990 года земля была передана ветеранам в бессрочное пользование. «Главное, что мы получили ее по закону, у нас есть все разрешающие документы, – объясняет ситуацию В.Ф. Кортнев. – Но властям Петродворца и инвесторам на это наплевать».
С наступлением 2013 года началась новая осада «Ветерана». «Теперь городской суд начал лишать нас права на постоянное бессрочное пользование нашей землей, – говорит Светлана Матвеева, член правления «Ветерана». – Пытаются заставить переоформить землю на краткосрочную аренду. Но понятно же, что это приведет к очень скорому выдавливанию нас с территории».
Старикам-пенсионерам, пережившим войны и победившим фашизм, теперь на старости лет приходится держать оборону, быть может, от еще более коварных агрессоров. Бороться им приходится со структурами, за которыми стоят власть и огромные деньги. И эти силы вряд ли отступятся без боя.
В последнее время неизвестные стали поджигать ветхие домишки садоводов «Ветерана», растаскивать скудный скарб стариков. Если находят военные бушлаты и шинели, прибивают их гвоздями на фасадах домов. А в карманах оставляли записки: «Фронтовые уроды, убирайтесь!» Ветераны-садоводы множество раз обращались с заявлениями в полицию, но за всё время ни одно дело так и не было раскрыто. «Нас выживают с нашей земли, запугивают, поджигают сарайчики, – негодует В.Ф. Кортнев. – Но не на тех напали, мы фашистов били и нынешних бандитов не боимся!»
Праведный гнев ветеранов невозможно не разделить. И пусть у них хватит сил одолеть новое нашествие капитала, поскольку теперь, похоже, только на собственные силы старикам и приходится рассчитывать. «Мы уже никому не верим, – говорят члены «Ветерана». – Как показала наша долгая тяжба за землю, законы в нашей стране всё время нарушаются. Сегодня от нас отстанут, а завтра строители коттеджей прижмут с новой силой. Обойдут закон, подкупят суд, местную власть – и снова нам защищать свои права».
Эти опасения пожилых людей не кажутся безосновательными. Скромное садоводство «Ветеран» со всех сторон уже подпирают шикарные коттеджные поселки с высокими заборами. Такие же заборы и коттеджи высятся вокруг блокадного мемориального комплекса «Дорога жизни». А взять шире – по всей России. Так в осаде капитала Бородино и Куликово поле, Чудское озеро и Серебряный бор, и даже святой Радонеж… Ведь, как известно, «нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли». А здесь тот самый случай. Тем более и государственная власть на стороне капитала.
Д. АЛЕКСАНДРОВ
Санкт-Петербург
Д. АЛЕКСАНДРОВ