В понедельник судья Ленинского районного суда Перми начал оглашение приговора по делу о пожаре в ночном клубе «Хромая лошадь». Приговор будет зачитываться в течение недели. Так что о том, как конкретно накажут Анатолия Зака, Светлану Ефремову, Олега Феткулова и других подсудимых, станет известно через несколько дней. К настоящему моменту суд счел их вину доказанной. Как говорится в приговоре, они оказывали «услуги, не отвечающие требованиям безопасности и здоровья потребителей». За это сторона обвинения требует для них от 2 до 10 лет заключения.
Подобное наказание представляется абсолютно неадекватным, если вспомнить, что «оказание некачественных услуг» стало причиной самой массовой гибели людей в России за последние годы. Трагедия в Перми, произошедшая в ночь на 5 декабря
2009-го, унесла жизни 156 человек. Более 60 человек остались инвалидами. Осиротели 92 ребенка, 15 стали круглыми сиротами.
Вечеринка закончилась катастрофой не по воле злого рока, как теперь пытаются представить ситуацию обвиняемые. Конечно, никто не хотел, чтобы гибли и страдали люди. Однако для того, чтобы обеспечить их безопасность, хозяева и руководители заведения не сделали ничего. Об этом они даже не задумывались, так как во главу угла были поставлены исключительно деньги и прибыль. Так, в роковую ночь в помещении «Хромой лошади» находилось в несколько раз больше людей, чем положено по элементарной технике безопасности. Более того, в этом помещении вообще нельзя было размещать ночной клуб, поскольку оно не предназначено для подобного рода деятельности. А для его отделки использовались самые дешевые и некачественные материалы, что также запрещено. Однако до момента трагедии все надзорные органы закрывали на эти факты глаза.
«Реальный владелец «Хромой лошади» возглавлял общественный экономический совет при губернаторе края и являлся лицом, на региональном уровне, из числа неприкасаемых. Вот почему «Хромую лошадь» обходили стороной», – заявил еще в 2010 году советник председателя Конституционного суда России генерал-майор милиции Владимир Овчинский. Речь об Анатолии Заке, соучредителе клуба, чье имущество, по некоторым данным, оценивается в 64 млн долларов. Для него обвинение требует самого большого срока – 10 лет заключения.
Однако сам Зак не признает себя виновным, утверждая, что ответственность за случившееся лежит на Александре Титлянове, другом совладельце клуба, который погиб во время пожара, а также исполнительном директоре «Хромой лошади» Светлане Ефремовой.
Между тем прокурор потребовал для Светланы Ефремовой всего два года в колонии-поселении. Пиротехники Сергей и Игорь Дербенёвы, чей аттракцион стал непосредственной причиной пожара, могут получить по 5 лет колонии общего режима. Арт-директору клуба Олегу Феткулову грозит 4 года и 10 месяцев колонии-поселения. Но с отсрочкой наказания в связи с наличием малолетнего ребенка!
Пожалуй, нечего особенно бояться и другим главным виновникам пермской трагедии – инспекторам Госпожарнадзора.
Обвинение посчитало, что действия экс-главы краевого Госпожарнадзора Владимира Мухутдинова не повлекли тяжких последствий, его статья была переквалифицирована на менее тяжкую – «Злоупотребление должностными полномочиями», что предусматривает наказание до четырех лет. Хотя обвинение просит еще меньше: два года колонии-поселения. Напомним, именно Мухутдинов выдал «Хромой лошади» фиктивное заключение о соблюдении правил пожарной безопасности.
Это возмутило многих.
«Мы, потерпевшие, крайне возмущены позицией стороны гособвинения. Считаем, что сроки слишком мягкие и не отвечают степени тяжести содеянного… Мы уверены, что через 14 лет о Прокопьевой (пожарный инспектор Наталья Прокопьева, для которой прокурор попросил отсрочку приговора до достижения ее ребенком 14-летнего возраста) даже и не вспомнят. А значит, она не понесет ни наказания в виде тюремного срока, ни материальных обязательств... За смерть 156 человек, за искалеченные тела и души пострадавших, за сирот, за убитых горем родителей и их растоптанные жизни кто-то должен понести ответственность», – считают потерпевшие.
Характерно, что в обвинении ни слова не говорится о коррупции. То есть причины попустительства чиновников вообще судом не рассматриваются. Мол, просто не уследили – этакая бескорыстная халатность и никаких взяток и откатов.
Хотя формально суд имеет возможность назначить приговор более строгий, нежели требует обвинение, но это представляется весьма маловероятным. Так, около года назад один из совладельцев клуба, Константин Мрыхин, дело которого рассматривалось в особом порядке, получил за «ненадлежащие оказание услуг», повлекшее массовую гибель людей, всего 6,5 года.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Екатерина Польгуева